Педагогика Макаренко
О педагоге А.С. Макаренко я слышала мельком уже очень давно. В разговорах с коллегами-педагогами, в отдельных тирадах о нашем несчастном образовании. Фразы обычно были такого содержания: «Правильно Макаренко говорил - с детьми надо жестче», «Если б не закон, я бы применил к вам методы Макаренко!». Так у меня создавалось странное впечатление об этом человеке, как о каком-то пугале, которым стращают непослушных детишек, о методе сильной руки, о котором грезят некоторые замученные преподаватели. При этом мне, конечно, представлялись методы с использованием побоев и ругательств («тоталитарные методы тоталитарного совка», хе-хе). Вот такие были ассоциации, вызванные совершенно бестолковыми фразами людей, которые и не читали самого Макаренко, либо читали наотмашь. Как говорится, чем один раз услышать, лучше один раз увидеть и убедиться самостоятельно. Я открыла книжку А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» и начала ее читать.
Завязка такова: действие происходит в 20-е годы, гражданская война окончена, страна в разрухе, города и села наводнены беспризорными подростками. Голодные и совершенно бескультурные, они пополняют криминальный контингент. В то же время Советская власть строит новую жизнь и ей необходимо решить эту проблему с детьми. В гущу событий и попадает Антон Семенович, которому поручают создание колонии для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой.
Когда слышишь слово «колония», то обычно представляешь что-то типа обычной тюряги с зэками в полосатых пижамах, окруженных забором с колючей проволокой и пулеметными вышками (этакая лайт-версия ГУЛАГа для детишек). Так вот, все было с точностью до наоборот. Колония представляла из себя нечто вроде общины, поселения, в которой колонисты обеспечивали себя сами, ведя хозяйство. И конечно же, ограждений, тюремных камер, злобных чекистов и карцеров там не было. Точнее, вначале там вообще не было ничего, кроме нехитрой утвари. Напомню: страна лежит в разрухе, денег у наркомата образования почти нет, разбирайтесь, как хотите. Полная свобода действий.
Не хочется пересказывать всю книгу, говорить, с какими трудностями столкнулся педагогический состав. Ведь детки, как вы понимаете, были далеко не первого сорта. Все - бывшие карманники, грабители, а то и убийцы. Их отношение к обществу и труду - абсолютно наплевательское. И вот из этого сырья нужно сделать нового советского человека. Ну или хотя бы не уголовника. Миссия совершенно невыполнимая, даже для Тома Круза.
Но Антон Семенович, как известно, справился настолько великолепно, что его опыт изучают во всём мире. Так в чем же заключается метод Макаренко? Дать по роже воспитаннику и наорать на него в бессильной ярости? Нечто похожее можно найти в первой же главе его произведения. Именно дочитав до этого момента, многие и установили себе мнение о макаренковском методе «насилия над личностью». Но если мы прочтем до конца, то узнаем, что сам Антон Семенович очень стыдился такого начала, признавал, что у него сдали нервы и подобное совершенно неприменимо. Ведь чем тогда будут отличаться порядки педагогов от уголовных порядков самих подростков? Нет, это не дело. Он ставит перед колонистами простой ультиматум - либо они работают для своего же блага и банального жизненного самообеспечения, либо убираются к чертовой матери. И, что немаловажно, Макаренко своим примером показывает, как нужно работать. Не пытаясь вызвать любовь или заинтересовать воспитанников, он просто предоставляет им очевидный выбор. И эта суровая честность вызывает уважение сперва у немногих колонистов, а затем распространяется и на остальных.
Итак, метод Антона Семеновича при первом рассмотрении заключается в том, чтобы идти от простого удовлетворения самой близкой потребности (например, наколоть дров, чтобы согреться) до следующей, уже более высокой «завтрашней радости» (сделать ремонт помещения, чтобы жить стало просторнее). Постепенно, раззадоривая колонистов, он устанавливает новые, все более ценные, более широкие и коллективные перспективы, постепенно расширяя их до уровня всей страны. Настоящая плановая модель формирования социалистической личности!
«У нас детский коллектив обязательно должен расти и богатеть, впереди должен видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой весёлой мечте».
А.С. Макаренко выделяет индивидуальные особенности своих воспитанников, направляет их характеры в нужное русло, дает понять, что ни одного человека нельзя считать пропащим, пока он не попал в то поле, в котором развернется широта и красота его личности. Он проводит с ними много времени, доверяет им, лично знакомит их с великим писателем М. Горьким. Никогда не спрашивает детей о прошлом, показывает, какими они могут стать в будущем. Ведь мечта - это тоже своего рода план. План, который обязательно нужно выполнять, претворять в жизнь. План - он ведь не только для гаек и болтов на заводе, он нужен и для человеческой «руды», которую можно обработать до алмаза. Никогда не нужно понижать своих требований к человеку, ведь человек способен на многое.
«Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать».
Постепенно, не без помощи наиболее авторитетных колонистов, вырисовывается своеобразный кодекс чести подопечных Макаренко. Например, воровать у своих - значит обидеть их, предать интересы коллектива. Воровать у чужих - значит подвергнуть опасности всю колонию. Обижать младших - значит потерять достоинство старшего наставника. Макаренко выстраивает отношения воспитанников, подобные отношениям в боевом отряде - когда нужно решить общее, полезное для всех дело, не может быть никаких отговорок. Постепенно появляются традиции - вывешивание знамени, сигналы трубачей и строевые марши. Все это давало возможность врагам Макаренко обвинять его во взращивании «военщины», хотя, как признавался сам педагог, это было не более чем эстетической игрой, украшающей трудную трудовую жизнь. Вся эта эстетика не только стимулировала дисциплину, но и задавала тон, общее настроение и стремление ребят. Она помогала сформировать в колонии преемственность, сплачивающую коллектив. Сам педагог в этом смысле сохранял требовательность и неподкупность, суровую заботу о каждом подопечном. Провинившихся строго наказывали - либо лишением обеда, либо арестом в кабинете самого А.С. Макаренко, причем колонисты без всяких попыток оправдаться честно отбывали проступок. Самым страшным наказанием было изгнание из колонии. Но даже в этом случае провинившийся всегда мог вернуться назад через какое-то время.
Макаренко подмечал, что нельзя основывать всё воспитание на интересе самого ребенка, потому что воспитание чувства долга всегда вступает в противоречие с ним. Если спросить ребенка, чего он хочет, он никогда не скажет вам, что хочет трудиться, тем более на благо общества. Чтобы сформировать сильную личность, готовую проделывать и неприятную и скучную работу, если это потребуется, нужно кропотливо ее воспитать. Вне коллектива, вне производственной (трудовой) деятельности такое воспитание невозможно. Дети будут любить и уважать не того, кто носится с ними, как с мимозами, а человека со знанием дела, немногословного, дышащего уверенностью и готовностью к работе. Не может быть инициативы вне труда, вне производственной деятельности.
«Инициатива придёт тогда, когда есть задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива».
Отдельного внимания заслуживает светлый образ чекистов, описанных Макаренко в книге. Ведь ему приходилось работать с этими людьми, когда он также занимался созданной под их началом колонией имени Дзержинского. Он отмечал их особый склад ума,
«всепроникающую бодрость, и немногословие, и отвращение к штампам, неспособность разваливаться на диване или укладывать живот на стол, весёлую, но безграничную работоспособность, без жертвенной мины и ханжества».
Не правда ли, сильно контрастирует с теми образами, которые нам нарисовали современные проститутки кинематографа? В их поделках чекист - обязательно кровавый упырь, потрясающий маузером, готовый расстреливать направо и налево. Для А.С. Макаренко чекист - это защитник социализма, это особый тип человека.
«Коллектив чекистов обладал теми самыми качествами, которые я в течение восьми лет хотел воспитать в коллективе колонии».
Важным организационным приёмом Макаренко являлась система сводных отрядов, на которые он разбил колонистов. Сводный отряд - это временная группа детей, получающих определённое небольшое задание (например, прополоть участок грядок). Причем у каждого такого отряда есть свой подотчетный командир, который отвечает за выполнение задания. Отряды работают на разных заданиях поочередно, и в итоге все колонисты так или иначе проходят через эту систему. Это позволяет добиться того, что никто не ощущает себя главнее другого (сегодня командир я, завтра, возможно, ты). Все участвуют и в работе и в управлении. Никто не жалуется, что сегодня моет уборную, потому что в следующий раз мыть будет другой отряд. Таким образом, колонисты становятся универсальными и способными перестроиться для любого задания. Даже если состав отряда обновится, у отряда сохраняются свои традиции и заслуги, которые новички побоятся опозорить. Вся эта система работала на создание сплоченного бесконфликтного работоспособного коллектива, в котором каждая личность может себя проявить во всей полноте.
Конечно же, помимо трудовых будней у колонистов были и минуты досуга и отдохновения - в колонии были организованы школа, драматический театр, собственный оркестр, комсомольская ячейка. Был создан Совет командиров отрядов, в котором колонисты по сути занимались самоуправлением, решали вопросы и отчитывали безалаберных товарищей. Непосредственное участие А.С. Макаренко постепенно отодвигалось на задний план - воспитанники обращались к нему лишь для того, чтобы узнать мнение уважаемого, авторитетного человека по тому или иному вопросу. Власть переходит к воспитанникам, и они распоряжаются ею с умом и знанием дела.
Стоит ли говорить, что многие колонисты затем пошли учиться в рабочие факультеты, получили профессии, получали награды правительства, в общем, стали самыми настоящими советскими людьми. Кто смог бы упрекнуть их в уголовном прошлом после такого преображения? Тем более в сталинском СССР, где каждому были открыты все дороги.
В более глубоком смысле метод Макаренко - это воспитание человека через правильно сформированный коллектив. Этот метод, безусловно, относится не только к сфере воспитания детей, но и в целом к воспитанию человека.
А.С. Макаренко показал на живом примере, что из любого ребенка можно создать великолепную личность, если подойти к этому по-научному и решительно, если создать условия для развития этой личности. Со всем основанием можно утверждать, что макаренковское воспитание - это по-настоящему марксистское воспитание, это создание нового человека, покорителя природы, кузнеца своего счастья и счастья других людей.
«О коллективе в Советской стране будут писать книги, потому что Советская страна по преимуществу страна коллективов».