Читатели и авторы «Прорыва»

Письма в редакцию «Прорыва»

От редакции «Прорыва»: Мы очень рады получать отклики от наших читателей. Иногда вы присылаете нам целые статьи, и становитесь нашими авторами и друзьями. Нам приятно, когда вы благодарите нас, и полезно, когда — критикуете. Сегодня мы решили опубликовать отрывки из нескольких писем некоторые наши ответы. Надеемся, что вам будет интересно познакомиться с мыслями других читателей.

Непрерывный суицид

Я — врач «скорой». Может, кому-то покажется циничным, что я так спокойно об этом пишу, но факт: два раза в неделю я выезжаю «на самоубийства». А в районе десять машин. Судите сами о масштабах. По статистике в России — около 70 тыс. самоубийств. Это удачных. Неудачных — в несколько раз больше. Основной контингент самоубийц — алкоголики, психически нездоровые люди и молодежь... Это тоже статистика, подтвержденная моей собственной практикой.

Иногда становится страшно, и опускаются руки: количество самоубийц, резко увеличившееся с началом реформ, не только не сокращается, но и имеет тенденцию к росту, причем среди молодежи. Раньше я никогда не занимался политикой и не задумывался о связи между общественным строем и народным здоровьем, но сейчас я все чаще думаю об этом и прихожу к выводу, что такая связь непременно есть — при Советской власти такой разгул суицида не снился нам даже в кошмарах. Одно время я верил желтой прессе — читал «МК», «Аргументы и факты» и т.д. — что всякое резкое социальное изменение ведет к всплеску самоубийств, который затем проходит, так как он имеет место только среди «неприспособившихся». Но практика со временем убеждала меня в обратном.

Непосредственной причиной любого самоубийства является определенное состояние психики — усталость, безразличие, отсутствие цели, трагичное восприятие будущего, возведенное до максимума. Знакомые психиатры определенно утверждают, что суицид, как и любое ненормальное поведение является лишь реакцией на ненормальные условия жизни. И когда молодежь — будущее нации — начинает в массовом порядке вешаться, травиться и резать вены, значит, далеко «не все благополучно в королевстве Датском». Иными словами, это значит, что молодежь не видит в будущем ничего хорошего. Не видит потому, что в рыночной экономике ничего хорошего просто нет. Я думаю, что именно поэтому суицид стал натурально молодежной проблемой.

В самом деле: рыночная экономика представляет из себя, как говорят американцы «rat race», крысиную гонку на выживание. Человек в ней ценится лишь постольку, поскольку он богат. Эта гонка требует немыслимого напряжения, физического и психического, фактически калечит человеческую психику. У человека не остается ни времени, ни сил не то что для саморазвития, но и для элементарного отдыха. Он превращается в автомат добывания денег и ничего больше. И это в случае преуспевания. Кому понравится такая перспектива?

В моей практике был случай. Открывает женщина с бинтом в руках. Огромная, роскошно обставленная квартира. У самой двери мужчина держит истерично плачущую девушку. По ковру кровавый след. У девушки перерезаны вены на руках. Пока мы накладываем швы, мужик, ее отец, тихо матерится и все обращается к ней: «Чего тебе не хватает?! Все есть…». А девчонка воет, что жизнь бессмысленна, что кроме барахла не к чему стремиться, а барахло уже обрыдло… А ведь, действительно, даже обеспеченную девчонку впереди ждет не радостная жизнь, особенно, если ей «для счастья» нужно что-то кроме барахла.

Алкоголики, которые убивали друг друга и себя, раньше были инженерами, рабочими, которых выкинули с предприятий, которые не смогли устроиться в офисы и на склады, как более расторопные их бывшие коллеги. Они спивались не потому, что «обладали совковским менталитетом», а потому что были никому не нужны. Суицид — наиболее логичный конец «вечно безработного».

А ведь экономисты, выступающие за рыночную экономику, проповедуют безработицу как благо.

Открытки

С интересом прочла все статьи о рынке и личности. Меня очень волнует деградация людей вокруг меня, сначала я связывала это с обеднением, но теперь вижу, что «обеспеченные» деградируют даже быстрее. Недавно я столкнулась с маленьким, но, по-моему, показательным штришком этой деградации. У моей подруги был день рождения, и мы собирались бывшей студенческой компанией. Я выбрала какой-то подарок, и решила купить открытку, до этого я не покупала открыток года 4. И тут столкнулась с тем, что на всех «развалах» все эти яркие цветастые открытки уже подписаны. Внутри каждой есть стишок из серии «нескладушки-неладушки», но не качества этой «поэзии» удручает, а то что индивидуальность людей уничтожается. Обычную, неподписанную (как говорят продавцы «пустую») открытку я нашла только на третьем «развале», и то только один вариант. Пока покупала, разговорилась с продавщицей, она сказала, что ассортимент определяется тем, что купили накануне, то есть «пустые» открытки не покупаются. Она предположила, что людям некогда подписывать открытки, вот они и покупают готовые. Но я думаю, что дело не в этом.

Ведь открытки дарят близким людям, друзьям, о них многое знаешь: знаешь, что человеку нужно, что он хочет, к чему стремится. Пожелания на открытках, они же от чистого сердца и, поэтому должны быть индивидуальны, основаны на единственных в своем роде отношениях между тем, кто дарит и тем, кто получает открытку. А сейчас отношения как бы «истончаются», остаются только денежные расчеты, поэтому и писать нечего, кроме пустого набора слов. К тому же упала культура речи, особенно письменной речи, люди даже с высшим образованием все чаще не могут четко сформулировать мысль.

В электричках продают сборники тех же поздравлений, тостов. Индивидуальность, все личностные качества человека уничтожаются.

Переписка о культуре

От Екатерины И.

Недавно приобрела первый номер журнала «Прорыв» в книжном магазине «Фаланстер». (Хорошо, что есть такие магазины!)

С огромным удовольствием прочитала статью А. Лбова «Невежество против культуры». К сожалению, люди, старающиеся критически оценивать деятельность современного коммунистического движения, не являются выразителями воли самих коммунистических партий и не определяют их политику.

Часть статьи, посвященная коммунистической культуре, вообще затронула самую больную струну в моей душе. Я давно пыталась провести эту идею в СКМ (я — член СКМ), но к сожалению, практически никакого отклика она не находит. Во многом согласна с оценками автором современных исполнителей (в частности). Кстати, хотела бы узнать мнение автора по поводу творчества группы SIXTYNINE. На меня эта группа произвела очень благоприятное впечатление, автор и исполнитель песен определенно талантлив, его песни очень органичны по содержанию, музыке, стилю, способу исполнения. Хотя, может быть, я несколько разойдусь с автором статьи по вопросу идеологического содержания музыкального творчества. Творчество — это сложный процесс и мне кажется, что оно имеет право не всегда строго отвечать научным канонам. Творчество имеет право быть эмоциональным, «задевающим за живое», чем оно в принципе и отличается от непосредственно партийной и политической работы.

Не буду загружать вас теоретическими изысканиями. Хочу только сказать, что журнал мне очень понравился, и хотелось бы узнать, будет ли он регулярно поступать в продажу.

С уважением,

Екатерина И.

От Александра Лбова

Здравствуйте, Екатерина!

Нам всегда очень приятно получать отзывы от наших читателей, хотя бы просто потому, что это дает посмотреть на журнал несколько со стороны и выяснить, насколько актуальны и действенны наши публикации. Письменные отзывы и рецензии, как правило, приходят не так уж часто — в большинстве случаев люди высказывают устно все свои пожелания или же ограничиваются тем, что просто хвалят. Так как в ваше письмо поднимает некоторые вопросы, которые, я полагаю, стоят того, чтобы быть разобранными, я отвечаю вам несколько более развернуто, чем обычно. Так, например, вы писали:

«К сожалению, люди, старающиеся критически оценивать деятельность современного коммунистического движения, не являются выразителями воли самих коммунистических партий и не определяют их политику.»

Мысль, по-моему, очень хорошо сформулирована, так как логическим продолжением ее (от противного) является тезис о том, что руководящий состав коммунистических организаций не воспринимает критически ни того, что они делают, ни самих себя. Но это как раз есть свидетельство общего низкого уровня основной массы коммунистов, так как ни один теоретически грамотный человек не будет терпеть руководство малокомпетентных лиц к тому же с большими амбициями. И единственный вывод, который из этого следует — это то, что надо поднимать марксистскую подготовку основной массы на уровень научного сознания, когда марксизм для каждого коммуниста перестанет быть цитатником и библией, из которых дергают фразы для подтверждения той или иной позиции, а станет инструментом познания мира и изменения его. Только это послужит какой-то гарантией, что вожди не будут тащиться в хвосте политически отсталых (увы, только этот термин и подходит, в английской марксистской терминологии есть термин, который более четко описывает явление — «backwardness») масс, но будут активно способствовать превращения каждого коммуниста если не в теоретика, то по крайней мере в политически грамотного человека. Но практика показывает, что многие, сетующие на «плохих вождей», не только не понимают, что это имеет причину в недостатке теоретической работы, но и даже не хотят принимать никаких оргмер по снятию плохих вождей с должности и замене их более компетентными и принципиальными людьми. В КПРФ такое встречается везде и повсеместно — вот цитата из одного наивного старичка, считающего, что он борется за марксистскую линию в КПРФ: «Зюганов, конечно, не коммунист, но КТО, ЕСЛИ НЕ ОН?» Мой дед, например, член КПРФ, высказался еще хлеще. «Ну и что, что они не коммунисты, зато гражданской войны не будет» — мне было весьма обидно, когда мой дед, фронтовик, учитель истории, на фронте вступивший в партию, оказывается, все это время не понимал весьма простых законов политической борьбы. Гражданские войны не возникают от того, желают их или нет. Войну развязывает тот класс, которому невыгоден мир. И отказаться от ведения войны в случае, если это выгодно в данном случае — преступление против человечества, так как благоприятные условия в истории случаются не особенно часто. Я в статье уже упоминал, что такое некритическое отношение к вождям — лишь следствие теоретического бессилия коммунистов. Если в КПРФ половина рядовых членов считает, что СССР разрушили «жиды», а другая полагает, что СССР был продолжением Русской Империи и читает разного рода националистическую белиберду от Кара-Мурзы до Паршева, то не является удивительным, что для многих Саддам Хуссейн, первым мероприятием которого было физическое истребление иракских коммунистов — «друг, товарищ и брат». О методологии анализа оппортунизма очень хорошо написал .В.А.Подгузов .

Переписка о Чечне

Ты, мудло баранье, что ты такой «умный, что решаешь за всех, как им жить? СКАЗАНО ЖЕ ТЕБЕ ДУБИНА, — НЕ ХОЧЕТ Кавказ твоего социализма. Наелись , кровавыми слезами обливались сколько раз за эти 70 лет! Жаль, что у такого мудака, как ты, кишка тонка войти со своими дурацкими речами в любой аул. Тебя бы кишки твои же жрать заставили бы!

Кавказец

Редакция приносит извинения за полностью сохраненный «стиль» автора письма.

От редакции «Прорыва»:

Я верю, что в вашем ауле сидят такие отморозки, которые спокойно человека, который с ними разговаривает, выслушать не могут. Верю, что чеченский народ в результате войны стал настолько некультурен и дик, что человеку, который придет к ним поговорить о том, как им лучше жить, который только лишь предложит (ничего не навязывая) им другой способ жизни, кроме шариатского, выпустят кишки. Я смотрел чеченское видео, в том числе, как чеченцы расстреливают и режут своих соплеменников. Я разговаривал с чеченской девушкой, которая воевала в самообороне снайпером — она рассказывала то же самое. Бескультурье, звериная жестокость, сама по себе война — это трагедия чеченского народа. Но в частности именно поэтому чеченцы в массовом сознании россиян не имеют серьезных симпатий. Ведь в России огромное количество людей НЕ ХОТЯТ войны в Чечне и готовы дать независимость Чечне (в их числе и коммунисты). Тому же Бараеву, если он хотел в Москве устроить демонстрацию за независимость Чечни, отнюдь не надо было захватывать -заложников и требовать от их родственников выйти на Красную площадь. люди пришли бы и сами, если бы чеченцы в сознании россиян не были представлены в виде религиозных фанатиков.

Если бы в Чечне к власти пришла сила, которая хотя бы сильно ограничила частную собственность и сделала бы шаги в сторону советского государства, я, может, сам с автоматом поехал бы сражаться за ее независимость. Но такой судьбы чеченскому народу, как ты ее определяешь, дорогой, я не хочу, поэтому и не поеду, несмотря на то, что объективно чеченское национальное движение — союзник коммунистов, постольку, поскольку воюет против этой власти.

А насчет социализма — вот цитата из Салмана Радуева: «Если так, посмотреть, то про те времена можно сказать — лучше жили. Меньше было национальной ненависти» (интервью НТВ, по-моему) Это он о социализме. Прочувствовал? Кстати, а почему чеченская диаспора в России в три раза превышает численность чеченцев в самой Чечне, а если принять во внимание мировую — то в три с половиной? Есть ли гарантия, что в шариатскую Чечню чеченцы тут же ломанутся?

У чеченского национального движения есть лишь один шанс победить — выставить не только лозунги национального, но и социального освобождения. Собственно за национализм и идеи шариата охотников на танки и пушки лезть в самой Чечне маловато для победы — надо лезть всем народом, а народ до тех пор, пока будет в Чечне господствовать частная собственность в той или иной форме, всегда будет разобщен на богатых и бедных. Добровольцев среди чеченцев уже мало — много наемников. Многие чеченцы служат России. Это показатель того, что национальное движение единства не имеет. Я уверен, что национального единства оно не имеет именно из-за того, что за чеченскую верхушку воевать чеченцы не хотят. Скажу даже более — даже если вы добьетесь независимости на основах того же шариата, то все равно это будет шагом к социалистической революции. Основная масса простого народа Чечни от этой победы ничего не получит, кроме бая чеченской национальности и чеченского же боевика вместо русского предпринимателя и мента. И получит ту же войну, только на этот раз междоусобную — кланы будут делить плоды победы. Чечня это проходила. Народ не получит ни материального благополучия, ни мира, шариатской власти на этой почве будет создана оппозиция, в дело вмешается Россия, и... наша песня хороша, начинай сначала.

И так до тех пор, пока либо к власти в Чечне не придет сила, которая выступит не только против Российского империализма, но и против собственно чеченских полуфеодально-капиталистических кланов, которая сможет прижать хвост муллам в их стремлении к газавату и станет на путь социализма, либо к власти в России не придут коммунисты, которые независимость Чечни признают, войну прекратят, но будут поддерживать любое социалистическое или же лояльное к социалистической России социальное движение в Чечне любыми приемлемыми в той ситуации способами, вплоть до поставок оружия. В данном случае повторится ситуация с оппозицией в независимой Чечне, но только РОССИЯ БУДЕТ УЖЕ ДРУГАЯ. Народ нельзя в социализм загонять силой, и социалистическая Россия этого делать не будет. Своими действиями чеченские капиталисты, вожди кланов, муллы сами докажут чеченскому народу мерзость шариатского правления. С другой стороны, политика советской России в отношении других горских народов и чеченской диаспоры сама по себе будет служить рекламой социализма. Ведь только советская власть создала в Чечне промышленность, систему образования, медицинского обслуживания. Только при Советской власти в Чечне появился первый университет. Точно так же и в других районах Кавказа. Я думаю, что молодые чеченцы в независимой Чечне выберут, в конце концов, полноценное высшее образование, которое можно будет получить в Советской России, вместо Корана, который только и будут изучать в высших учебных заведениях Чечни.

P.S. Кстати, ты, такой воинственный, сам воевал? Если да, то где и когда? А то и среди чеченцев я встречал полно любителей звать к оружию из-за кустов...

Ещё статьи
на эту тему
Первая страница
этого выпуска


Поделиться в соцсетях

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
№4(6) 2003
Новости
К читателям
Свежий выпуск
Архив
Библиотека
Музыка
Видео
Наши товарищи
Ссылки
Контакты
Живой журнал
RSS-лента