Константин Киевский

Капитализм - обуза человечества

«Учение Маркса вызывает к себе во всем цивилизованном мире величайшую вражду и ненависть всей буржуазной (и казенной, и либеральной) науки, которая видит в марксизме нечто вроде «вредной секты». Иного отношения нельзя и ждать, ибо «беспристрастной» социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе. Так или иначе, но вся казенная и либеральная наука защищает наемное рабство, а марксизм объявил беспощадную войну этому рабству. Ожидать беспристрастной науки в обществе наемного рабства - такая же глупенькая наивность, как ожидать беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не следует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала».

Ленин, «Три источника и три составных части марксизма»

Без преувеличения можно сказать, что мы живем в удивительное время, когда полеты в космос и строительство ракет сопровождаются церковными службами, когда публичные дипломированные эксперты, поясняющие на ТВ вопросы экономики и политики, могут верить в совершенно фантастическую религиозную или антинаучную чепуху, когда обыватель идет лечиться к врачам, а благодарит за излечение не хирурга, а возносит молитвы богу, когда снова стали вполне реальными «обезьяньи процессы» против преподавания эволюции в школах, когда в законах появляются формулировки о защите «чувств верующих», попы стали общественными авторитетами и участвуют в политике, а в школах снова появляются уроки «закона божьего», но под другими названиями. Я уже не говорю о том, что астрологи делают политические прогнозы, а обыватель нередко верит в теории заговоров и всемогущих рептилоидов, живущих в телах людей. «Прогресс» дошел до того, что даже учёные не способны отличить научное мировоззрение от ненаучного. И до сих пор можно встретить «аргумент», что коммунизм - это разновидность религии.

Подобное положение дел стало возможным, поскольку мы живем на этапе загнивающего капитализма, который и порождает такие причудливые формы социального бытия - соседства науки и самых разных форм мракобесия, поскольку, с одной стороны, буржуазия не может отменить науку из-за технологий производства, а с другой, антинаучные образцы мышления необходимы для поддержания её господства. Чтобы пролетариат по-прежнему оставался дезорганизованным, внушаемым, манипулируемым. Так, буржуазия, которая начинала как класс революционный, на нынешнем этапе превратилась в балласт общества, в обузу, без избавления от которой оно не сможет двинуться далее в своем развитии. Безусловно, на данном этапе человечество не может откатиться в прошлое в некий «неофеодализм», но и в будущее не идет, а потому налицо застой, загнивание, топтание в болоте. Отсюда и все те проблемы, которые мы ежедневно читаем в сводках новостей, - экологические, гуманитарные, бедность, войны и многое другое. Соответственно, подобное бытие не может не порождать таких же депрессивных настроений как среди буржуазии, так и среди пролетариата.

Потеря движения вперед и ориентиров характерна для капитализма на стадии империализма, точно так же, как была свойственна для кризисных моментов античного рабовладения при переходе к феодализму и в кризисные моменты самого феодального строя. Можно вспомнить, какой дух депрессивности охватил западную буржуазную интеллигенцию после Второй мировой войны, которая своими глазами увидела ужасы капитализма в лице германского фашизма, но при этом из-за собственной тупости отрицала идеи коммунизма. Неудивительно, что в наши дни будущее представляется либо в виде ставшей популярной идеи постапокалипсиса, либо в виде фантастических технологий при сохранении самих основ капитализма, что абсурдно само по себе. Мы же, коммунисты, всегда отличались только оптимистическими настроениями и верой в будущее. Но, в отличие от наших врагов, прикрывающих маской жизнерадостности серость бытия общества потребления, наш оптимизм основан на марксистско-ленинской теории, то есть научно обоснован.

Уныние - это следствие отсутствия научного понимания происходящего, своего места и того, как стоит поступать в конкретный момент. Человек, вооруженный наукой, не может быть носителем депрессивных настроений, поскольку воспринимает возникающие проблемы по факту как задачу, которая может быть решена только на основе понимания объективных законов существования общества, а не на основе личных амбиций, желаний и прочих «хотелок». Но наши современники, наоборот, вовлекаются в самые разнообразные формы иррационализма и мракобесия с целью вовсе не познать объективные причины положения вещей, а с целью закрыться от всего мира, чтобы в незнании обрести мнимую уверенность в будущем. Эти многочисленные формы идеализма столь разнообразны именно потому, что не ставят себе в обязанность дать сущностное и цельное понимание окружающего мира, а сосредоточены на целях и нуждах отдельно взятого «маленького человека», противопоставляющего себя всему остальному обществу. А потому и понятие счастья трактуется не как достояние всего общества, одно на всех, а как исполнение собственных личных «забаганок», за которые каждый готов драться не на жизнь, а на смерть.

Сегодня у людей, воспитанных в капиталистическом рабстве, советское выражение «светлое будущее» вызывает только повод поиронизировать, мол, благими намерениями устлана дорога в ад. Современные рабы, как и идеологическая прислуга буржуазии, обладающая таким же рабским сознанием, не имеют образа будущего, а популярность жанра антиутопии в наше время говорит о том, что буржуазия приучает своих рабов не верить в будущее, а главное - не думать о том, что оно возможно в каком-либо ином виде, без капитализма и всех его «прелестей». Ведь коммунизм - это «все лишь утопия», говорят они, коммунисты - «кровавые упыри»… Однако внушаемый массам абстрактный гуманизм всего лишь является формой защиты эксплуатации человека человеком. Молодая буржуазия не боялась пускать кровь и рубить головы аристократам. А сейчас массам внушается страх за право поднять руку на класс современных рабовладельцев. Тем более никто не предлагает гильотировать по классовому признаку, как это делала сама буржуазия.

Наши дедушки и бабушки боролись за «светлое будущее» и строили его, потому что это будущее было производным от бытия советского человека. Мы же, наоборот, живем в социальном смысле в прошлом, хотя хронологически находимся в будущем. Все это говорит о том простом факте, что в буржуазном обществе человеку можно дать образование, его можно в ходе этого заставить ознакомиться с научной картиной мира, выучить законы и формулы, по которым он существует в учебниках биологии, химии и физики. Но без научной картины общества, которую дает марксизм, и без самого общества, соответствующим образом организованного, даже самые образованные по буржуазным меркам люди будут носителями самых дремучих форм мракобесия. Ведь разрозненные научные факты, которыми пичкает подростков такое образование, не составляют цельного мировоззрения и отдают формирующиеся умы на откуп хаосу рыночного бытия. По итогу такая социализация приводит лишь к увеличению паствы церквей, электората для политиков, количества обманутых вкладчиков и заключенных тюрем.

Образование буржуазии необходимо вовсе не для просвещения масс, с целью познания окружающего мира, а для взращивания обывателей, необходимых исключительно как живое топливо для огненного чрева идола капитала - наживы. Следовательно, поддержание массового невежества является гарантией выживаемости самого класса социальных паразитов, культивирующих тысячу и одну форму незнания как базовую ценность демократического общества.

Все это напоминает ситуацию, в котором оказалось античное рабовладение в период своего разложения. Как отмечала советский историк античности И. С. Свенцицкая:

«Изменения в общественной структуре II-III вв. не могли не оказать влияния на социальную психологию и идеологию различных слоев населения империи. Это было время кризиса и изживания античного мировоззрения, основанного на представлении о разумности миропорядка. Людям самого разного происхождения и положения мир стал казаться воплощением зла и несправедливости. Для массового сознания того времени была характерна вера в колдовство, магию, прорицателей, страстные надежды на чудо. Распад коллективных - общественных и семейных - связей приводил к тому, что люди пытались определить свое место в мире установлением “личных контактов” со сверхъестественными силами. Появилось огромное количество не только проповедников, но и “чудотворцев”».

Так, в СМИ можно прочесть, что в США во время эпидемии коронавируса выросли продажи книги экстрасенса Сильвии Браун, автора книги «Конец дней: предсказания и пророчества о конце света», которая вышла на второе место по продажам на Аmаzоn, а «копии книги экстрасенса продаются за сотни долларов». Это лишь малый пример бытующих умонастроений. Народные массы, не понимая, как повлиять на происходящее вокруг, обращаются к сверхъестественным силам за помощью.

Это мир, в которым мы живем сегодня. Попы всех разновидностей рассказывают проповеди о «подлинных» причинах эпидемии, вызванных духовными болезнями, но сами предпочитают лечиться препаратами, а не молитвами и медитациями. Мы живем в мире, где информация передается из одного конца планеты в другой за мгновения, но используется интернет в основном для распространения бескультурья, лжи и мракобесия.

У капитализма на его последнем издыхании нет и не может быть прогрессивных идей, зато совершенно полно теоретиков «позитивного мышления», проповедующих «религию успеха» и советы, как заработать свой первый миллион долларов, как использовать подсознание для исполнения своих желаний и тому подобной чепухи. Другими словами, проповедующих примирение с действительностью, а не борьбу с ней. Да и разве может быть иначе?

Теперь, несмотря на официальный 8-часовой рабочий день, оный может длиться и 12, а то и больше, а высокая безработица в Европе уже давно является нормой. Можно упомянуть и каторжный труд на олигарха Джеффа Безоса, владеющего Аmаzоn, не говоря уже о таком бизнесе, как подпольные табачные фабрики в Европе, где граждане из стран Восточной Европы работают в рабских условиях за еду. Или аналогичные подпольные предприятия по пошиву одежды в Англии, где работают мигранты. В порядке вещей стала борьба с созданием профсоюзов, а также засылка в коллективы компаний и корпораций шпионов-стукачей на зарплате для отслеживания настроений в рабочих коллективах. В то же время биографии повсеместно известных миллиардеров пишутся, переписываются и распространяются миллионными тиражами в качестве примера для изучения и применения. Сами же биографии формируются таким образом, чтобы обосновать буржуазные добродетели, воспеваемые в престижных бизнес-журналах. Это светские «боги» капиталистического пантеона Fоrbеs.

Вся система западных СМИ работает над тем, чтобы создать американским миллиардерам, лица которых постоянно мелькают в новостях, имидж «простых парней». Они просто одеваются, не носят дорогих украшений, занимаются благотворительностью и т.д. А на новостных сайтах рассказываются «истории успеха», как сколотить капитал в гараже. Другими словами, внушается мысль, что они такие же, как и мы, плебеи, только успешнее.

Все это также напоминает идеи, которые можно прочесть у Сенеки и ранее у Цицерона, что раб - тоже человек. К примеру, в книжных магазинах можно найти книгу Сенеки, который в письмах к Луцилию поясняет, почему тот поступает правильно, когда позволяет своим рабам сидеть вместе с ним за одним столом.

«Я с радостью узнаю от приезжающих из твоих мест, что ты обходишься со своими рабами, как с близкими. Так и подобает при твоем уме и образованности. Они рабы? Нет, люди. Они рабы? Нет, твои соседи по дому. Они рабы? Нет, твои смиренные друзья. Они рабы? Нет, твои товарищи по рабству, если ты вспомнишь, что и над тобой, и над ними одинакова власть фортуны».

Позже то же самое, но лишь в иной форме будут утверждать христиане.

Загнивающий капитализм по своему духовному облику отчасти тождественен позднему рабовладению, философы которого призывали уходить от суеты мирской в себя и оставить проблемы мира. Точно то же самое сейчас проповедуют и холопы капиталистов, призывающие не искать объективные причины положения дел, а заниматься «тонким искусством пофигизма», как предлагает один автор, или постигать идеи «транссерфинга реальности», как предлагает другой. Разумеется, капитализм - это не античное рабовладение, но сегодня можно вполне отыскать литературу, которая, к примеру, рассказывает, почему философия стоицизма вновь является актуальной и как ее практиковать. Я уже не говорю про различные восточные практики, эзотерику и тому подобную ерунду. Другими словами, рекомендуется отрешение от мира, погружение в себя, что вполне соответствует принципу индивидуализма. Впрочем, для этого не обязательно подводить какую-либо философскую базу. Само рыночное бытие создает для этого условия, чтобы граждане обособлялись, ютились по своим коморкам и, вооружившись до зубов, охраняли свои холодильники и заначки «под матрасом» на «черный день».

Эпидемия коронавируса наглядно показала, что существование человечества в формате капитализма, разделенного на отдельные национальные группы, ставит под угрозу его дальнейшее существование из-за неспособности элементарно объединить усилия для борьбы с подобного рода угрозами. Но при этом положительный опыт борьбы КНДР, КНР, СРВ, Кубы с коронавирусом показал, как человечество должно бороться с подобными проблемами. СОVID-19, подобно рентгену, показал все те проблемы, которые капитализм имманентно содержит в себе, но которые на протяжении последних десятилетий упорно «замазывались» и прикрывались пропагандой как происки коммунизма и «тоталитарных режимов». Но даже проявление откровенных язв капиталистического бытия не способно пробудить массы к борьбе за коммунизм, поскольку для этого необходимо привнесение соответствующих истин в сознание самих трудящихся. Которое на данном этапе абсолютно тождественно окружающему их депрессивному бытию. А значит, необходима просветительская работа.

В своей ненависти к коммунизму современная западная буржуазия отчасти напоминает царизм, который намеренно и до последнего не отказывался от отживших феодальных порядков, поскольку хотел и власть сохранить и продолжать держать народ в темноте. Но, как показала история, народ под руководством большевиков все равно взял то, чего его лишал царь. В последние сто лет поведение буржуазии во многом схоже с поведением феодальных монархов, которые не желали отказываться от власти. А потому она не жалеет средств на проповедь всевозможных форм иррационализма. Причем неважно в какой форме - либеральной или так называемой консервативной, в виде религии или мракобесия под видом «науки».

Когда кто-то очередной раз заявляет, что марксизм якобы устарел, мол, работы Маркса, написанные в ХIХ веке, более неактуальны, становится просто смешно, поскольку эти же люди используют идеи куда более древние, чем марксизм, и разбитые в пух и прах более ста лет назад. Притом данные «критики» почему-то не хотят говорить об отсталости капитализма и проблемах, которые он порождает во всемирном масштабе.

Буржуазия, желая сохранить свое господство, лишает человечество будущего. Осознает ли она это или нет - не столь важно. Как, впрочем, и не столь важно, какие прогнозы она публикует на обложке Тhе Есоnоmist. Разумеется, у разных отрядов мировой буржуазии имеется свое предчувствие своей гибели, которое она осознает в виде уничтожения всего мира. Что можно распознать сквозь спекулятивные размышления о противопоставлении демократии тоталитаризму или о противопоставлении эволюции революции. Причем, с одной стороны, она готова устраивать массовые бойни, как это было в Первую и Вторую мировых войнах, ради массового уничтожения своего пролетариата и коммунистов, а с другой, лицемерно взывать к некоему абстрактному «гуманизму» о ценности человеческой жизни с целью отвращения пролетариата от восстаний и революций, чтобы и далее сохранять свою власть и систему эксплуатации. И в первом и во второй случае это невозможно без массовой обработки пролетариата своими идеологическими лакеями, через систему образования и СМИ, чтобы всячески сдерживать умственное и интеллектуальное развитие трудящихся, направляя их идеи на ложные цели.

На будущее, мы должны понимать, с каким остервенением буржуазия будет бороться за свое существование. Это показала гражданская и Великая Отечественная война, а также революционные войны за национальное освобождение в Китае, Индокитае, Корее, Кубе, Афганистане. Впрочем, мы видим и наблюдаем прямо сейчас, какие методы она использует в наши дни, к примеру, как американские олигархи под видом защиты «прав человека» покрывают террористов из исламского движения Восточного Туркестана для дестабилизации Китая. Или как она действует на Украине, покрывая откровенных фашистов, показательно сжигающих людей живьем посреди бела дня. Для своей защиты она будет и впредь обращаться к самым диким и варварским методам и идеологиям. А потому не помешает привести цитату из предисловия к книге «Дневник американского солдата», написанного Дэвидом Парксом, воевавшим во Вьетнаме:

«Во Вьетнаме, - откровенничал деятель Пентагона, - мы должны доказать возможность подавить революционную войну… Мы ищем способы сломить противника… унизить его, чтобы это послужило предостережением для тех, кто мог бы последовать его примеру. Чтобы заставить противника понять это, мы с каждым днем будем увеличивать количество бомб, сбрасываемых на него, усиливать удары, множить страдания. Если он заупрямится, мы вернем ему его страну. Но уже не ту, что раньше. Она будет пустыней».

Это предостережение на будущее.

Апрель 2021
Написать
автору письмо
Ещё статьи
этого автора
Ещё статьи
на эту тему
Первая страница
этого выпуска


Поделиться в соцсетях

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
№2 (69) 2021
Новости
К читателям
Свежий выпуск
Архив
Библиотека
Музыка
Видео
Наши товарищи
Ссылки
Контакты
Живой журнал
RSS-лента