Владимир Новак

Пять аргументов против капитализма

О том, что капитализм обречен, коммунисты не просто говорят, а обосновывают свою позицию научно. В условиях современного кризиса буржуазии не остаётся ничего, кроме голой пропаганды. СМИ пытаются поддерживать в среде наиболее отсталых людей сомнения в состоятельности коммунистических выводов, ибо буржуазный класс, стремящийся сохранить свое господство, не имеет каких-либо научно состоятельных доводов в поддержку капитализма. Сама жизнь все расставляет на свои места, и сейчас мало кто сомневается, что капитализм - зло, что он несет абсолютному большинству людей много бед, что его надо менять. Это не случайно, ведь на каждом шагу человек сталкивается с капитализмом - хозяином, государственным чиновником, просто имущим прохвостом, ведет с ними борьбу и потому неминуемо задумывается о необходимости полного переустройства всего существующего порядка жизни.

Сегодня мы остановимся на осязаемых и понятных для каждого простого человека житейских проблемах. При этом, свои рассуждения будем строить, исходя из основополагающих положений марксизма, без которых невозможно правильно понять и оценить процессы, развивающиеся в социально-экономической структуре современного капиталистического общества. Ибо только марксизм, как показала историческая практика, является методологическим ключом к двум загадкам: первой - кто виноват, и второй - что делать.

1. Безработица

Наиболее метко значимость безработицы в судьбе человека отметил весьма далекий от социалистических идеалов Папа Иоанн Павел II, который определил ее как одну из форм духовной смерти. Сколько же духовных мертвецов бродит ныне по Украине, России, по миру!? Нужно ли после этого еще что-то говорить о глубине той личной беды, которую несет человеку безработица, если она убивает его не только физически, но и духовно, т.е. лишает человека собственно его человеческой сути.

Однако безработица не ограничивается личными трагедиями отдельного человека и его семьи. Она является бичом и для всего общества, т.к. выводит из общественного производства массы трудоспособных людей, создает целую армию непроизводящих производителей и, мало того, сажает их в качестве нахлебников на шею работающей части общества. Тем самым, фактически, тормозится и замедляется все общественное развитие.

Буржуазные идеологи пытаются оправдывать наличие безработицы при капитализме различными уловками и хитростями, в частности, ссылками на некие «естественные законы природы». Например, что численность населения якобы растет быстрее, чем производство средств существования. Отсюда и решение проблемы не в уничтожении капитализма, а в сокращении рождаемости или увеличении смертности.

Марксизм же указывает, что безработица порождена производственными отношениями буржуазного общества, что при капитализме часть рабочего населения неизбежно оказывается избыточной, выталкивается из производства и обрекается на муки нищеты и голода исключительно с ростом общественного богатства, параллельно с накоплением капитала.

Суть дела в том, что, по мере накопления капитала, капиталист расширяет свое производство и вводит различные технические усовершенствования, поскольку это позволяет ему увеличивать прибыль. Вместе с тем его потребность в рабочей силе уменьшается. В результате значительная масса рабочих выталкивается из производства и остается без работы, т.е. оказывается «излишней». Вытесненные рабочие и составляют армию безработных, которая, как видим, является не случайным проявлением неких ситуаций или чьего-то неумения руководить, а прямым следствием собственно капиталистического способа хозяйствования, когда узкоэгоистический частный интерес владельца капитала превосходит и подчиняет себе интересы масс рабочих и всего общества. Более того, безработица есть необходимая принадлежность капиталистического хозяйства, без которой оно не может ни существовать, ни развиваться. Так в периоды подъема, когда требуется быстрое расширение производства, к услугам капиталистов оказывается достаточное количество безработных. При этом уровень безработицы временно сокращается. Однако затем, при спадах, в периоды кризисов, рабочие снова выбрасываются на улицу и пополняют армию безработных. Таким образом, в капиталистическом обществе по мере роста общественного богатства и технического совершенствования, и в связи с этим ростом, что само по себе дикий абсурд, одна часть рабочего класса обрекается на все более тяжелый, чрезмерный труд, а другая его часть - на вынужденную безработицу. Из сказанного следует, что безработицу создает собственно капитализм. Он ее творит, она - естественный плод капитализма, и он не в силах избавить человечество от нее. Никогда, пока существует. Мало того, капиталисты не заинтересованы в уничтожении безработицы, которая оказывает давление на рынок труда, дает им возможность усиливать эксплуатацию рабочих, заставляет безработных соглашаться на самые невыгодные и тяжелые условия работы. Их нисколько не заботит, что для масс трудящихся безработица создает неустойчивое, напряженное жизненное положение и резко снижает их уровень жизни. При определенных условиях делает его даже ниже того предела, который дан стоимостью рабочей силы. Сам страх безработицы заставляет каждого занятого рабочего откладывать часть заработной платы «на черный день». А это означает, что фактический жизненный уровень рабочего оказывается гораздо ниже той грани, которая определена стоимостью рабочей силы.

Современное капиталистическое государство пытается регулировать отношения между трудом и капиталом. Главными аспектами регулирования являются не только обеспечение производства рабочей силой, отвечающей современным требованиям, но и поддержание безработицы на необходимом для монополий уровне и ограничение ее такими размерами, при которых она не угрожает социальным основам капитализма. Поэтому такое государство прямо планирует (чудовищно - планировать беды для людей) «нормальную» безработицу. Обратим внимание, что оно даже не ставит себе задачей полное искоренение безработицы, а исходит лишь из того, что безработица должна быть настолько большой, насколько это необходимо для давления на заработную плату и для поддержания капиталистической, т.е. построенной на страхе, дисциплины труда. Буржуазная пропаганда пытается представлять эту деятельность государства, как направленную к созданию атмосферы так называемых «человеческих отношений» на производстве и даже на улучшение социального положения трудящихся. Изображает ее как показатель тенденции эволюционирования в направлении «государства благоденствия». Говорит и о заботе о людях. Но хороша забота, когда одним из главных рычагов регулирования безработицы является милитаризация, т.е. подготовка войны, крови и смерти людей.

Как бы ни выкручивали историю и современность буржуазные идеологи, аналитики и борзописцы из их СМИ, однако имеется только один исторически-конкретный пример устранения безработицы из жизни общества - социалистический опыт СССР, других стран социализма. И только возврат к социализму вновь создаст условия, когда рабочие руки будут в дефиците, и технические усовершенствования будут облегчать труд людей, а не обогащать капиталистов.

2. Нужда

Еще одним непременным спутником капитализма является массовая нужда. Речь не о безработных, которые капитализмом просто выброшены из жизни и прямо обречены на нищету, а о работающей части пролетарской массы. Дело в том, что капитализму объективно присущ закон ухудшения положения пролетариата. Ухудшение уровня жизни есть имманентная закономерность капиталистического способа производства, механизма накопления капитала. Даже когда бывают периоды повышения жизненного уровня рабочих, то это происходит не в соответствии с природой капитализма, а вопреки и в противоречии с нею.

Марксизм определяет, что нищета в социальном смысле означает несоответствие между кругом потребностей и возможностями их удовлетворения. Сразу могут заметить, что подобное несоответствие имеет место и при социализме. Однако имеется принципиальное различие. Если при социализме уровень реального потребления отстает от уровня потребностей исключительно в силу недостаточности производительных возможностей общества, то при капитализме в основе разрыва лежит классовый антагонизм, когда удовлетворение растущих потребностей ограничивается не тем, что уровень производительных сил недостаточно высок, а, прежде всего, тем, что их функционирование обращено на обогащение класса капиталистов. Поэтому каждое достижение в росте производительности общественного труда, создающее новые возможности для удовлетворения новых потребностей работников, при социализме направляется на дальнейшее повышение уровня реального потребления самих работников, развитие производительной базы общества и развитие каждого члена общества в широком смысле этого слова, а при капитализме реализуется в увеличении прибылей капиталистов.

Из этого следует: сама природа капиталистического способа производства создает тенденцию к росту несоответствия между новыми потребностями рабочих и возможностями их удовлетворения. Эта разница между капитализмом и социализмом частично объясняет, почему в социалистические годы практически не было массовых, регулярных забастовок. Дело не в насилии государства и не в отсутствии некой свободы и демократии, как это лукаво истолковывают буржуазные пропагандисты. Просто в них не было объективной необходимости, т.к. все достижения производства не обращались в чью-то прибыль и не оседали в чьих-то бездонных карманах, а прямым либо опосредованным образом, шли на улучшение жизни всех членов общества, всех работников. Тогда как при капитализме забастовки неизбежны, поскольку это есть один из путей поддержания минимально приемлемого жизненного уровня рабочих. Чтобы улучшить свое положение, рабочим приходится вести тяжелые бои с владельцами капиталов. Однако даже если в ходе забастовок и других форм борьбы рабочие победили и достигли уровня, необходимого для удовлетворения возросших потребностей, то проходит определенное время, и оказывается, что достигнутое меньше того, что рабочим нужно, ибо потребности - те потребности, удовлетворение которых безусловно необходимо для воспроизводства рабочей силы в нормальном, а не хиреющем состоянии, - с течением времени растут. И снова рабочим приходится вступать в бой, чтобы добиваться очередного подтягивания заработной платы к повысившемуся уровню потребностей. Немаловажно упомянуть и о так называемом относительном обнищании рабочих, заключающемся в том, что их положение ухудшается на фоне продолжающей богатеть буржуазии. Так что, если сила рабочих не настолько велика, чтобы суметь выбить для себя некие жизненные улучшения и противостоять стремлениям капиталистов к обогащению, а сегодня и их попыткам переложить на рабочих все бремя кризиса, то положение рабочих ухудшается и абсолютно, и относительно.

При капитализме не только реальное потребление рабочим классом средств существования ограничено, но даже для роста его потребностей существует граница. Ибо применительно к наемному рабочему речь идет не о каких-то абстрактных потребностях, не о потребностях вообще и, уж конечно, не о неких сверхпотребностях, а только о тех из них, удовлетворение которых безусловно необходимо для нормального воспроизводства рабочей силы. Таково объективное положение пролетария в буржуазном обществе. Нельзя забывать и о непрерывном росте цен. А также о страхе перед безработицей, когда рабочий из страха стать безработным не позволяет себе расходовать всю зарплату и вынужден откладывать ее часть, что уменьшает количество и качество его предметов потребления, т.е. снижает его потребление ниже даже того уровня, который определен стоимостью рабочей силы. Иногда говорят: ведь фактом является, что английские или американские рабочие живут сейчас лучше, чем век назад. Это, конечно, верно и рабочие сейчас потребляют более широкий круг предметов потребления. Но не в этом состоит проблема. В понятие «жизненный уровень рабочих» входит исторический и моральный элемент. Следовательно, речь должна идти об удовлетворении не того объема и качества потребностей, которые существовали век назад, а современных потребностей рабочего, сложившихся под влиянием роста производительных сил, интенсификации труда и других факторов. Ведь трудиться рабочий должен в соответствии с современными требованиями, а значит, и жить он должен по стандартам не прошлого, а нынешнего времени. Сейчас у нас можно слышать, как хвалят уровень жизни где-то в Европе, многие стараются убежать и бегут к ее благополучию. При этом с каким-то унизительно раболепским придыханием тычут, что, мол, даже плохо обеспеченный американский рабочий живет все же лучше иного, считающегося обеспеченным, например, украинского рабочего. Не отдавая отчет, что все это не более как хитрая уловка, рассчитанная на то, чтобы снять с обсуждения проблему бедности при капитализме. Ибо если следовать этой логике, то получится, что и в Украине не существует нищеты трудящихся, поскольку даже низкооплачиваемый украинский рабочий получает все же больше, чем пролетарий в какой-то малоразвитой африканской стране. Ведь для кого-то и нынешняя Украина - земля обетованная. Нищета и бедность характерны для капитализма любой страны. Например, недавно европейское ТВ сообщило (не могут ведь вообще обходить реалии жизни), что в Испании около 30% детей, не приезжих, а собственно испанских, ложится спать голодными. Разве не это есть нищета? Или человек, не получающий достаточного питания, живущий в ветхом, не соответствующем современному стандарту жилище, подверженный болезням, поддающимся предупреждению и лечению, не есть беден? Теперь вспомним Советское время, когда мало кто не имел добротного жилья, холодильника, телевизора, прочих предметов домашнего обихода, не говоря о житейских услугах и возможностях. Почти 100%-ная обеспеченность, которая не шла ни в какое сравнение с обеспеченностью простых людей даже самых развитых капиталистических стран. Не секрет, что и сегодня буржуазная цивилизация не может похвастаться подобным уровнем обеспечения первостепенных потребностей своих работников. Отсюда и должно делать выводы.

3. Состояние напряженности и страха

Насквозь лживыми являются обещания буржуазных верховодов скорого и справедливого решения ими социальных проблем, установления в государстве спокойствия, стабильности и порядка. Хотя даже просто здравый смысл говорит, что в капиталистическом общест-ве эти проблемы до конца решены быть не могут. Никогда. Причина? Капиталистические отношения собственности, устанавливающие в обществе социальное и материальное неравенство. Именно эти отношения порождают целый комплекс противоречий и антагонизмов.

Во-первых, социально-классовые антагонизмы, обусловленные основным противоречием капитализ-ма - противоречием между общественным характером труда и частнособственни-ческим способом присвоения, противоречие между трудом и капиталом.

Во-вторых, противоречия между самими капиталистами, противоречия между различными финансовыми и производственными группами, обусловленные законами развития и функционирования капиталистического про-изводства - погоня за максимальной прибылью, конкуренция, неравномерность развития, борьба за рынки, за разделы и переделы мира.

В-третьих, противоречия между горсткой господствующих «цивилизованных» наций и угнетаемых ими народов мира. Все это естественно приводит, не может не приводить, к возникновению и поддержанию в жизни масс простых людей постоянной нестабильности, напряженности, противостояния, противоборства. Борьба за кусок хлеба и за рынки сбыта, за рабочее место и дешевую рабочую силу, за сырье и улучшение условий труда, за выгодный контракт и повышение заработной платы и т.д., и т.п. - все в условиях капитализма добывается в жестокой борьбе и нуждается в постоянном силовом подтверждении.

Потому, всеобщая враждебность и непрерывная борьба всех со всеми - суть капиталистического образа жизни, и другой она просто быть не может. Под напором общественного недовольства капитализм пытается воздействовать на эти процессы, сглаживать остроту противоречий. Но это носит лишь характер затыкания дыр и штопки прорех. Ведь решение даже самых мелочных житейских проблем простых людей всегда и безусловно наталкивается на ожесточенное сопротивление капиталистов, поскольку прямо противоречит их частнособственническим интересам, т.к. отнимает у них часть прибыли. Не решает существенно социальных проблем и наличие государственного сектора экономики. Поскольку в капиталистическом обществе, при власти капиталистов, он не столько способствует решению этих проблем, сколько обеспечивает повышение эффективности эксплуатации капиталом масс трудящихся, способствует обогащению одних за счет обеднения других. Так что, поляризуя общество на богатых и бедных, на эксплуататоров и эксплуатируемых, на хозяев и холопов, проповедуя воинствующий индивидуа-лизм, эгоизм и культ силы, капитализм, его алчная суть, каждое мгновение порождает и обостряет все социальные проблемы. Не решает, а создает и усиливает.

Всеобщая вражда и право силы - вот истинное безобразное лицо капитализма. Отсюда социальная, политическая, экономическая, национальная напряженность, бытовая неопределенность и нестабильность, всевозможные конфликты и войны. Тому не нужны какие-то особые доказательства, т.к. все это вернулось к нам с восстановлением частной собственности и реставрацией капиталистических отношений, стало непременным атрибутом и спутником нашей «обновленной» жизни. Именно отсюда бесконечная борьба, фактически непрерывная гражданская война, трудового народа - ибо если не выбьешь и не защитишь, то ничего не получишь. И это не исключения, а норма капиталистической жизни. Поэтому ожидать и надеяться, что в капиталистическом государстве проблемы общественного покоя и порядка могут быть когда-нибудь или кем-нибудь решены окончательно и справедливо - несусветная наивность или глупость. Самое большее, на что капитализм способен, это сменить одну банду кровососов на другую, чтобы обмануть людей очередной надеждой и тем оттянуть время своей неизбежной гибели, чем сейчас и заняты новые капиталистические заправилы в Украине, при непосредственной поддержке так называемых коммунистов КПУ.

Одним из наиболее существенных факторов, порождающих неустойчивость в капиталистическом обществе, является действие закона неравномерности и скачкообразности развития при капитализме. Именно он непрерывно возбуждает постоянную опасность дестабилизации уже сбалансировавшихся порядков, вызывает систематичес-кую потребность в жестокой драке, как большой, так и малой. Суть в том, что в капиталистическом обществе на какое-то время устанавливается и поддерживается относительная стабильность и сбалансированность в строгом соответ-ствии с определившимся на то время соотношением сил. Установлены рамки и зоны влияния, определены рынки и иерархия грабежа.

Однако, неравномерность развития исподволь, но неудержимо, подготавливает новую дифференциацию сил и новых лидеров с ними в соответствии. Это может быть вызвано научным открытием, изобретением, прорывом в технологии, каким-либо катаклизмом. Выход же новых лидеров, безусловно, приводит к необходимости нового передела установившихся порядков. Поскольку в условиях капитализма никто из пре-жних лидеров и никогда не уступит свои позиции и связанные с ними барыши добровольно, то новые лидеры вынуждены идти на конфликт со старыми, чтобы силой, ведь другого языка капитал не признает, установить новое равновесие между распределением сфер влияния и новым соотношением сил, т.е. произвести передел. Острота подобного противо-борства достигает такого уровня, что способна привести и приводит не толь-ко к мелким конфликтам, но и кровавым войнам, как локальным, так и мировым. Сегодня на гребне мировой силы находятся США. Что это означает? Для США - экономическое и политическое господство в мире, а с тем высокие прибыли для их капиталистов. Но, в то же время, для капиталистов других стран это несет снижение доходов и вытеснение из выгодных сфер обогащения. Неслучайно потому США получают самый отчаянный отпор с их стороны. Вот и сражаются, не жалея средств и крови людей, одни и другие капиталисты - не за благополучие своих народов, не за торжество справедливости, а между собой за господствующее положение и прибыли. Показательно, что даже сам по себе милитаристский психоз приносит колоссальные прибыли. И тем и другим. Поэтому, вместе с империалистической борьбой капиталистов за чужие территории, сырье, рынки сбыта, дешевую рабочую силу неизбежно растет милитаризация во всех странах, включая нейтральные и маленькие, что оказывает мощное влияние на всю мировую политику, делая ее более реакционной и агрессивной. В то же время милитаризм является лучшим «бизнесом» для извлечения максимальных прибылей, поскольку создает наиболее благоприятную обстановку для легализованного обкрадывания казны, т.е. налогоплательщиков, т.е. общества, капиталистами. Именно это Ленин называл узаконенным казнокрадством.

Важным элементом капиталистического правления является страх. Поэтому сегодня он господствует над миром. Страх терроризма, страх ядерной и просто войны, страх природных и техногенных катаклизмов, страх перед преступностью и всякие иные более мелкие страхи. Так в Украине ющенковской насаждался страх голодоморов, у Януковича насаждаются страхи политических репрессий, установления диктатуры, введения цензуры и прочих запретов на некие свободы. Все эти страхи, большей частью надуманные, искусственно создаваемые и искусно раздуваемые. Вспомним Ирак, или всевозможные гриппы - они не случайны, это радикальный прием тоталитарного (!) влияния на массы людей. Так как исчерпавшему прогрессивный потенциал капитализму уже нет каких-либо разумных оправданий, то для поддержания своего неправедного существования ему остаются лишь насилие и страх. Страхом обывательская масса отвлекается от собственных бед, и возмущение ее уводится от истинных их виновников. Вместе с тем подавляется ее воля к возмущению и сопротивлению, а власть имущим дается превосходный повод для усиления и ужесточения своего диктата.

Таким образом, капитализму в принципе чужда сама возможность какого-либо справедливого решения социальных проблем и, тем более, их полное устранение из жизни общества. Потому социальная напряженность, классовые бои, внутренние и внешние войны будут продолжаться. Ибо они не случайность, не «грех», как мнят попы, но естественная форма капиталистической жизни. Они коренятся в самой сущности капитализма, а потому прекратятся лишь тогда, когда перестанет существовать капиталистический строй, когда народное возмущение приведет к его уничтожению. Только социалистические отношения, которые ликвидируют частнособственнические основы социальной несправедливости и неравенства, устремляют всю производственно-хозяйственную деятельность и социальную жизнь общества на полное обеспечение всех материальных и культурных потребностей каждого своего члена, утвердят в обществе мир, спокойствие, благополучие.

4. Упадок нравственности и культуры

Мало кто сегодня отрицает, что современная культура и нравственность пребывают в глубоком упадке. Буржуазные «нравственники» из кожи вон лезут, пытаясь свалить всю вину на Советскую власть и, в частности, на ее отказ от церковных духовных «ценностей». В своей лжи они отвергают даже очевидные факты, что коммунисты-безбожники достигли выдающихся высот не только в строительстве своего государства, но и в культурно-духовном подъеме советского народа. В то время как падение духовности и деградация культуры после реставрации капитализма не было остановлено ни восстановлением храма Христа Спасителя в Москве, ни возведением церквей, разве что не на каждом углу, по всей стране. Не может остановить и воскрешенная орда церковников. Разберемся.

«...как нищенски бедна творческой энергией современная буржуазия, как отвратителен созданный ею быт и как она отравляет, разлагает массы - резерв творческой энергии» - М.Горький. В советское время рядовой гражданин мало задумывался над глубиной этой мысли великого человека и, зачастую, принимал ее за расхожий пропагандистский штамп. Сейчас людям нет нужды доказывать ее справедливость. Нет нужды доказывать, что та БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ, которая ныне утвердила-сь в обществе, и от которой уже пытаются отмежевываться даже злостные апологеты капитализма, собственно ЕСТЬ сама НРАВСТВЕННОСТЬ КАПИТАЛИЗМА. «Нравственность» общества, в котором простой человек является лишь инструментом для получения прибылей капиталистами и живет только для того, чтобы увеличивать капитал, и лишь постольку, поскольку этого требуют интересы капитала. Поэтому горьковское «Человек - это звучит гордо!» не только противоестественно для капиталистического общества и буржуазии, как носительницы его свойств и «ценностей», но вызывающе дико и... безнравственно. Нравственность и культура в обществе имеют исключительно классовый характер. То есть, что нравственно для капиталиста - к примеру, присвоить труд другого или, попросту, обобрать ближнего, то безнравственно для человека труда, которому свойственно, а потому и нравственно - товарищество, взаимопомощь, сострадание и т.п. Нравственность трудящегося проистекает из его условий труда, рабочий, находясь длительное время в коллективе равных и по экономическому положению, и по функциям на производстве, не может не вступать в товарищеские отношения, в отличие от капиталиста, который товариществует лишь со своим кошельком и воюет со всем миром. Поэтому в капиталистическом обществе, фактически, несмотря на то, что буржуазия, как господствующий класс, делает господствующими и свою нравственность и культуру, существуют две культуры. Официальная буржуазная, которая отражает и защищает интересы капиталистов, внушает массам людей веру в вечность капиталистических порядков. И пролетарская, элементы которой вызревают и развиваются одновременно с буржуазной в трудящейся массе. Эта культура, став в СССР господствующей после победы революции и утверждения социалистических условий жизни, проявила свой прогрессивный потенциал и человечность во всех его грандиозных победах и свершениях, явилась их духовно-нравственной основой.

Капиталистическая нравственность исходит из норм, правил и условий капиталистической жизни, в которой господствуют безмерное стремление к наживе, неравенство, паразитизм, индивидуализм, животное потребительство. Потому и именно оттого ей объективно присущи жадность, продажность, жестокость, равнодушие и безжалостность к другим, культ силы и вседозволенности. Не какая-то извращенная природа человека порождает такие качества, а извращенная природа общества с его порочными условиями жизни, при которых личное достоинство человека превращено в меновую стоимость. Попробуйте, к примеру, представить себе настоящую человеческую дружбу между капиталистами. Что может быть более противоестественное в обществе корысти, конкуренции, неравенства, воинствующего эгоизма? В капиталистическом обществе, где каждый за себя и благополучие одних зависит от бедствий других, понятие «дружба» не просто чуждо, но жизненно опасно, а потому если и имеет место, то лишь как редчайшее исключение. И тут бессильны лицемерно-слезливое буржуазное «человеколюбие» и кликушество добропорядочных буржуа о человечности, взаимной любви, помощи ближним и т.п. Бессильны и поповские причитания. Сами условия существования требуют от человека быть жестоким, беспощадным, и они делают человека таким. Естественно, сказанное свойственно лишь буржуазному классу, как носителю капиталистических отношений и, вместе с тем, капиталистической нравственности, морали, культуры. В трудящейся среде довольно-таки часто царят иные отношения и иные нравственные нормы. Ибо для людей труда дружба и взаимовыручка необходимейшие факторы самого их существования.

Человек по природе своей существо общественное, продукт общественного развития, и лишь в обществе он может развивать свою истинную природу. Человека творит общество. Только общество, как общение человека с человеком, как объединение в совместном труде, как разрешение взаимоотношений между человеком и природой, как разрешение цельности между существованием и сущностью, творит человеческую индивидуальность людей, творит личность и характер каждого человека, творит собственно человека и человечность. Чем больше люди объединяются, ассоциируются в труде, тем больше развивается и раскрывается в них человеческая сущность, тем дальше они уходят от животного состояния, тем человечнее становятся. Как раз такой процесс идет в массах людей труда, объединяемых трудом, и в силу этого развивающим соответствующие, т.е. истинно человеческие, качества. В свою очередь, капиталистические отношения, в основе которых лежит частная собственность и частный интерес, отчуждают человека от общественного, т.е. отчуждают его от собственно человеческого. Более того, обособляя, разъединяя и противопоставляя людей конкуренцией, капитализм убивает в них подлинные человеческие качества и заменяет их качествами, свойственными миру животных.

Обществу, живущему по волчьим законам, нужны и люди с волчьими повадками. Для этого общества образцом является абсолютный эгоист, способный без малейшей жалости и пощады вырывать для себя кусок побольше у любого и всякого, кто слабее. Именно такого псевдочеловека, именно с такими качествами и именно такой «духовности» взращивает капитализм, невзирая на весь его внешний лоск и напускную респектабельность, под которыми он скрывает свое истинное лицо. Яркий пример - заказное киллерство, когда людей убивают на заказ, зачастую «друзей» или даже родственников, за деньги, ради корыстного интереса. Наглядным свидетельством тому и буржуазное искусство, превращенное капитализмом в индустрию духовного растления людей, проповедующее не красоту и величие человека, не возвышение его к вершинам духовности, а самые низменные его качества и пороки, разнузданность нравов, животный примитивизм. Это искусство культивирует не присущие людям труда товарищество, взаимопомощь, творчество и созидание, а безмерную алчность, ненависть, жестокость, смерть и разрушения. Все это массово тиражируется и выставляется как пример для подражания. Наиболее позорна в том роль нынешних деятелей искусств, которые, совместно с иными перевертышами из старых народных любимцев, сменили прославление духовных высот Человека на смакование животного примитивизма человеческих отбросов. Таким способом, тоталитарно и насильственно, внедряется в общество разлагающая и отравляющая массы безнравственная «нравственность» капитализма. По степе-ни вреда, причиняемого ими нашему народу и его будущему, они без всяких оговорок сегодня подпадают под определение - враги народа (не пора ли восстановить этот исторически оправданный, конкретный, точный и крайне нужный ныне термин, чтобы назвать вещи своими именами). Подобным нынешнему своему псевдочеловеческому порождению капитализму видится и человек будущего, о чем можно судить по буржуазной фантастике, где все капиталистические гадости возводятся в ранг межпланетарных.

Объективным порождением капиталистических условий жизни являются алчность, жестокость, подлость, лицемерие, фарисейство и т.п. качества, признаваемые порочными и осуждаемые среди трудовых слоев всех без исключения народов мира. Но именно на этих качествах выстраивается весь буржуазный быт, который, возвращаясь к высказыванию Горького, не просто отвратителен сам по себе, но отравляет и разлагает народные массы - основной источник творческой энергии и подлинной духовности всякого общества. Что наглядно проявилось после реставрации у нас капитализма. Ведь до какой степени эстетической деградации надо было довести наш народ, когда-то, по мировому признанию, самый читающий и всесторонне образованный, чтобы находить талантами татушек с лолитами, или посещать «концерты» биланов. Разве секрет, что подавляющее большинство подобных «талантов» привлекает к себе внимание не столько своими умениями, сколько искусственно нагнетаемым рекламно-пропагандистским психозом, при котором первостепенную значимость имеют скандальность и житейские мерзости. Для некоего оправдания даже специально запустили пошлую мыслишку, что таков, мол, образ жизни самобытных, творческих личностей. Чепуха. В советское время были созданы, произведения искусства, не идущие ни в какое сравнение с нынешними, и без всяких капризностей великих, по-настоящему великих, актеров и исполнителей. Другое дело «таланты» сегодняшние, капитализированные.

Для выдвинувшихся не способностями, а денежной «раскруткой» (их собственный термин), проходимцев от искусства нет иного способа обратить на себя внимание и тем завлечь зрителей на свои выступления, как вызвав любой, даже самый грубый и неприличный, ажиотаж вокруг своей персоны. Обратим внимание, что ни один нынешний «талант» не может спеть нормально, т.е. так, как определялось автором, ни одну из советских песен. Не «не хочет», а именно «не может», просто не хватает способностей. Оттого и классические, да вообще серьезные, произведения практически исчезли из репертуаров, т.к. никакие федорцевы с заворотнюками и другие, включая обвешанных званиями народных и заслуженных, не могут их исполнить. Потому, под лукавой выдумкой о неких «современных прочтениях», классиков подгоняют под свой интеллектуальный и исполнительский уровень, в высокомерном самомнении не считаясь с тем, что именно восприятие мира классиками сделало их произведения классическими и оставляет таковыми по сей день. Оттого осовременивание в большинстве случаев не только принижает художественную ценность классического произведения, но вульгарно извращает его и опорочивает. Еще страшнее и губительнее извращения путем преобразования в мюзиклы, которые стали подлинными шабашами похабности и вздора.

К сожалению, капиталистическая действительность не обошла даже известных и заслуженных людей, всенародных любимцев и кумиров, больших талантов из советских времен. Ставшие примадоннами и примадонами, они превратились в мелочных шкурников, всегда готовых, что к политическому холуяжу, что к исполнению самых низкопробных ролей, что к рекламированию средств от поноса. «Достойное» завершение творческой жизни.

В то же время современное человечество достигло такого уровня понимания действительности, что капитализм уже не может открыто афишировать собственные «ценности». Он вынужден изворачиваться, лукаво прикрываться тем, что чуждо и недоступно его бессердечной паразитической сути, но присуще массам людей труда. И чем дальше идет буржуазная цивилизация, тем больше она вынуждена набрасывать покров любви на неизбежно порождаемые ею негативные явления, вынуждена приукрашивать и лживо отрицать пороки своей системы, то есть вводить в практику общепринятое лицемерие. Как ею уже введена тотальная ложь, которая стала ключевым и всеохватывающим качеством всего капиталистического существования, важнейшим условием самого его существования. Достаточно посмотреть, как нагло, не таясь и не стесняясь, лгут «лучшие» люди буржуазного общества - президенты, парламентарии, чиновники, представители «интеллигенции», особенно в период буржуазных «демократических» оргий - избирательных кампаний, и, уж конечно, всевозможные «свободные» и «независимые» пропагандистские наемники капитализма - журналисты, политологи, аналитики и т.д.

Капитализм и человечность не совместимы антагонистически, поскольку неравенство, рабство, право одного человека эксплуатировать другого человека, паразитировать на его труде не могут быть признаны и никогда не будут признаны человечными. Изменить положение не смогут ни лицемерное буржуазное «человеколюбие», ни поповские молитвы. Утвердить человечную человечность способны только люди труда после уничтожения капитализма и всех им порождаемых уродств. Трудящаяся часть общества, несмотря на налет искаженности, наносимый ей угнетающими классами, всегда является носителем истинной человечности, истинной человеческой духовности. Именно она, составляя подавляющее большинство общества, в конечном итоге, установит человеческие качества людей и отношения между ними в обществе будущего. Пусть рабочий человек еще малообразован, пусть он груб и грязен, но спасение идет именно от него, поскольку именно он есть тот творческий материал и та сила, которые пригодны для великих дел, которые способны их свершать. В отличие от буржуазии, которая ничего нового уже предложить не может, ибо давно исчерпала себя, израсходовала и применила весь свой запас идей и свершений.

О благородстве и высоте иной морали и нравственности, классовой нравственности людей труда, красноречивее всего свидетельствуют Стахановы, Матросовы, Гагарины и многие-многие другие, чуждые и недоступные буржуазному пониманию, люди. Нет сомнения, что историческая перспектива, безусловно, за ними и теми условиями жизни, которые взрастили их и вознесли к подвигу. Эти условия возвышают людей и растят духовность наивысшего порядка - духовность Человека с большой буквы. Это социалистические условия.

5. Преступность

Согласно общественным опросам, преступность находится на первых позициях в длиннейшем перечне важнейших проблем современной капитализированной жизни, и угрозу от нее сегодня соизмеряют с угрозой национальной безопасности.

Резкий рост преступности также стал естественным следствием реставрации у нас капиталистических отношений и восстановления частной собственнос-ти, чем именно были оживлены объективные корни преступности как общественного явления. Поскольку сами условия жизни буржуазного общества, в котором царят жажда наживы, воинствующий индивидуализм, культ силы и обесценивание жизни отдельного человека, оправданность всякого обогащения и т.д., прямо способствуют ее процветанию. Разве может быть по-другому в обществе, где все продается и все покупается, а деньги не пахнут, и любой «бизнес», веду-щий к обогащению - вплоть до торговли органами детей, женщинами и убийствами по заказу, является оправданным и моральным. Пусть не афишируемым открыто, пусть скрываемым и маскируемым, как и многие иные гадости капиталистической жизни, но фактически, на деле. Разве не множат преступность объективные спутники жизни буржуазного общества - нищета, неграмотность, бескультурье и т.п. «ценности», при всех буржуазных и поповских причитаниях и призывах к «не укради». Разве не усугубляют преступность буржуазные средства массовой «культуры», пропаганды и СМИ (особо, телевизионные), которые фактически взращивают и воспитывают преступников, популяризируя алчное стремление к обогащению без разбора в средствах, жестокость, паразитизм, наси-лие, вседозволенность. Они героизируют подонков и повышают профессиона-лизм гангстеров. Се-годня буржуазными «просветителями» от культуры, «героями» для подражания делаются одержимые животными страстями и патологической жаждой наживы бездушные горы мускулов. Этакие супермены из племени янкипитеков, «благородство» которых в полной мере отвечает всем народным (не буржуазным!) представлениям о человеческой извращенности. Даже национальные легенды, былины, сказки в их интерпретации подло подгоняются под те же мерки, а искренняя чистота и благородство помыслов героев из народа и его вождей гнусно представляются как проявления варварства и убогости ущербных личностей.

Потому, все заверения любых капиталистических властителей, что законность и по-рядок будут ими восстановлены, насквозь лживы, т.к. абсолютно беспочвенны. Ибо как может победить преступность система, в самой основе которой лежит обогащение одних за счет других, за счет недо-платы капиталистом своему наемному работнику за его труд, т.е. фактическое присвоение, а точнее - обворовывание, ограбление, хозяином капитала части труда других. Чем такой «законный» грабеж законнее грабежа на большой дороге? Ничем. И никакие СМИ-знеры не докажут обратного.

Преступность может быть побеж-дена лишь уничтожением социальных и материальных корней ее порождающих. В любом ином случае она будет только загоняться внутрь общественного организма, чтобы вновь и вновь вырываться на свободу и поражать общество. Только первая фаза коммунизма приступает к решению этой проблемы по-настоящему последовательно и решительно - революционно обрубая социальные корни и постепенно изживая материальные предпосылки. Это происходит по мере наращивания материального производства, роста благосостояния и увеличения доли коммунистических отношений в обществе.

Июнь 2010
Написать
автору письмо
Ещё статьи
этого автора
Ещё статьи
на эту тему
Первая страница
этого выпуска


Поделиться в соцсетях

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
№3(28) 2010
Новости
К читателям
Свежий выпуск
Архив
Библиотека
Музыка
Видео
Наши товарищи
Ссылки
Контакты
Живой журнал
RSS-лента