Кто виноват в бедах рабочих, националистов и тому подобной публики
В среде российского пролетариата, в интеллигентских кругах, периодически ходят рассуждения о том, что нужно сделать, чтобы в России стало жить, как в «цивилизованных» странах. Наиболее остервенелая пропаганда западного образа жизни закончилась еще в 90-х годах уже минувшего века, но ее отголосок слышится до сих пор, во фразе о «цивилизованном» обществе, которое логично противопоставляется нецивилизованным. На Запад, как оказалось, россияне стремиться перестали, но «цивилизованными» странами еще прикрываются.
Ответы на извечные вопросы: «кто виноват» и «что делать», - «прогрессивной» националистической общественностью были найдены быстро. Более того, на какое-то время они отложились в сознании обывателя. Теперь всем известно, что в наших бедах виновны евреи и приезжие гастарбайтеры, которые отбирают работу у русских. Конечно, патриотам-националистам из рабочего люда разбираться в капиталистических отношениях, основанных на святости частной собственности, некогда, нужно работать в лучшем случае на одного хозяина, а то и на двух, а то и трёх хозяев. Интеллигенты-патриоты знают, да словом не обмолвятся, что благодаря товарно-денежным отношениям они имеют возможность получать гонорары за бессмысленные песни, посредственные книжки и «разоблачительные» статьи «о неизвестной жизни вождя мирового пролетариата». А это значит, что они более заинтересованы в получении очередной подачки и, следовательно, в сохранении капитализма, нежели в действительном раскрытии поднятого нами вопроса. Поэтому правду о капитализме придется раскрыть простому рабочему, который время от времени да задумывался над данной проблемой.
Почему же виноват именно капитализм?
Искать виноватых вокруг себя - дело нехитрое. Гораздо сложнее и труднее осознать, что проблема именно в себе. Что рабочий всех национальностей такой же виновник безработицы в мире и в России в частности, такой же виновник высокой смертности среди населения, как и его хозяин. Первый потому, что и пальцем не пошевелил для изменения существующего положения вещей. А второй потому, что менять ситуацию не в его пользу. Поэтому он нанял и содержит вассалов в лице: журналистов, писателей, юмористов, и армию полицейских, на всякий случай. Одни пытаются сформировать общественное мнение, другие неусыпно следят за тем, чтобы другого мнения в массах особо не наплодилось. Не дай бог! Уж лучше «хаять» гастарбайтеров, евреев, мировое правительство и подогревать в массах национализм, чем изобличать несправедливость в самой сущности капитализма, а именно в ее заинтересованности в максимальной прибыли.
Три века тому назад в мире преобладал преимущественно ручной труд. Труд был тяжелый, а потому в земледелии, на производстве по выплавке железа, производству кожи, на угольных копьях и т.п. справиться с работой могли только мужчины. Помимо них существовали ремесленники - мастера на все руки, которые производили товары, повара, слуги, проститутки и т.д.
В один прекрасный день человечество научилось использовать силы природы не в конкретных местах, обусловленных географически, например, около водопада (вода с которого, падая крутила колесо, и приводила в действие маховик), а независимо от нее. На службу людям пришла паровая машина. Это изобретение, которое должно было облегчить труд, вдруг неожиданно помогло английским, немецким рабочим… потерять работу с такой же быстротой, как и теряют её нынешние. Тогдашние англичане и немцы, правда, не могли все списать на азербайджанцев, таджиков и турок - как это делают теперь российские рабочие и рабочие «цивилизованных» стран. Следуя современной националистической логике, тогдашние рабочие мужчины виновными должны были бы признать своих жен и детей и с пеной у рта требовать их депортации из страны. Так как те, вместе с изобретениями, расширили рынок рабочей силы, понизили заработную плату, составили мужчинам серьезную конкуренцию за право работать в нечеловеческих условиях на хозяина. Таким образом, более дорогой мужской труд с успехом мог заменяться (не везде, конечно) женским и еще более дешевым детским. Теперь вся семья вынуждена искать работу.
Уже первые применения машины Ньюкомена (использовавшейся по всей Европе) показали, что она «за один день выполняла работу, которую бригады из 25 человек и 10 лошадей, работая посменно, раньше выполняли за неделю».
В России же первая машина Ползунова, вошедшая в строй в 1766 г., за три месяца «оправдала все затраты на ее постройку в сумме 7233 руб. 55 коп. и дала чистую прибыль 12640 руб. 28 коп». Столько она и проработала, пока не дала течь, которую устранять тогдашние управители алтайских заводов не захотели, а спустя 13 лет и вовсе приказали её разобрать. Несмотря на очевидные преимущества от введения машины в эксплуатацию, тогдашние менеджеры не увидели в её использовании особой необходимости, т.к. населения в России было предостаточно, оно покорно ходило в церковь, верило, что только в тяжких трудах оно попадет в рай и не задавало лишних вопросов. А потому считалось, что машины выгоднее использовать там, где рабочая сила дороже.
Из этого следует, что стоимость производства машины и расходы на зарплату рабочему относительны друг к другу. Одновременно с этим, применение машин или новых технологий в одной отрасли автоматически расширяет рынок труда, усиливает конкуренцию среди рабочих и, как следствие, понижает стоимость рабочей силы и в других отраслях, т.к. происходит переток трудовых ресурсов с места на место.
К сожалению, в те времена рабочие также не могли разобраться, в чем тут дело, кто виноват. Свалить вину на приезжих не было возможности, обвинять собственных детей странно, поэтому они нашли не менее нелепое оправдание своим бедам, нежели и современные работяги. Они начали ломать машины, обвиняя их в том, что они, машины, отнимают у них работу!
Спустя многие десятилетия капиталисты, пытаясь погуще загримировать свое истинное лицо, «правдиво» объяснили, что научный прогресс тут не причем, что он, наоборот, только облегчает труд рабочих за счет более совершенной техники, а значит, позволяет им трудиться с наименьшими физическими нагрузками. Правда, обман заключается не в том, что было сказано, а в том, что сказано не было. По самой природе машина создавалась как средство, увеличивающее производительность, и облегчающее труд человека. И она вполне бы себя оправдала, если бы не одно «но». Капиталистические отношения, частная собственность делают из машины не помощника рабочему, а его неодушевленного эксплуататора.
Вместо того, чтобы сократить рабочее время в результате увеличения производительности труда, предприниматель увольняет часть рабочих, а оставшимся увеличивает объём производимой продукции. Вследствие обострившейся конкуренции на рынке рабочей силы рабочий вынужден мириться с этим. Так как более совершенные машины уже не требуют особых индивидуальных навыков и умений, какие требовались, например, обувному мастеру, ими могут управлять и обслуживать большее их количество менее квалифицированные рабочие, готовые продавать свой труд за копейки, чтобы хоть как-то выжить.
Вся история развития и эксплуатации машин, показывает нам, что в обществе, основанном на рыночных отношениях человек - это лишний балласт. Если можно создать машину, которая бы управляла машинами, это будет сделано, к этому будут стремиться. Но во всей этой истории есть еще одно «но». «Максимальная прибыль капитала складывается не из-за сокращения труда рабочего, а из-за сокращения оплачиваемого труда». Выколачивать прибавочную стоимость, т.е. не оплаченный труд, можно именно с рабочего человека. И в этом заключается еще один рыночный антагонизм, а чтобы он не был так заметен, предприниматель делает другой ход, который побуждает его к увеличению рабочего дня, чтобы компенсировать сокращенных рабочих.
Процесс увеличения рабочего дня, мог бы продолжаться еще какое-то количество времени, если бы рабочие не предпринимали попыток изменить существующий капиталистический порядок.
Спустя еще какое-то время, на сцену выходят государственные чиновники и в законодательном порядке запрещают (в их понимании) детский труд, сокращают рабочий день. На эти уступки они были вынуждены пойти под давлением сорганизовавшихся рабочих. Да и генофонд нации из-за чрезмерного труда изрядно захирел, а ведь в армии и полиции еще нужны здоровые мужчины…
Но и эта мера всего лишь поспособствовала более ускоренному созданию более совершенных машин, которые еще более увеличивали прибавочный продукт и повышали интенсивность труда. То есть ранее человек мог работать 16 часов и обрабатывать, скажем, 100 деталей, на сегодняшний же день улучшение оборудования, увеличение скорости производства позволяют за 8 часов обработать 500 деталей.
А введение сдельной оплаты вообще обходит всякие законодательные акты. Во-первых, работаешь, сколько хочешь, а если это касается производства, то заработать более вообще не удается, т.к. машина работает с определенной скоростью и, таким образом, сделать больше за определенный период тебе не удастся. Свою норму прибыли предприниматель все равно получит.
Во-вторых, сдельная оплата труда ставит рабочего в такие условия, чтобы он действительно расходовал больше сил. А затем нервное истощение, срывы…
В наш век производственное оборудование настолько развито, что человеку приходится порой лишь следить за показаниями приборов и счетчиков, т.к. все сложные операции машина делает сама. Облегчив труд, машина практически полностью исключила индивидуальные возможности рабочего, что позволяет ему без ущерба для производства менять место работы. Правда, найти работу по специальности и в своем городе после сокращения, конечно, можно, но вряд ли она оправдает ожидания.
Памятуя о хвалебных обещаниях рынка о том, например, что конкуренция, якобы, способствует улучшению качества и снижению цены, необходимо упомянуть, что этот закон касается, в первую очередь, тех, кто будет пытаться улучшить качество, и снизить стоимость. Прежде всего, именно рабочих, которые, чтобы устроиться на работу должны будут быть лучше других и, что на сегодняшний момент главнее, должны будут согласиться работать за меньшие деньги и с наибольшей интенсивностью. Правда, на этом их бедствия не заканчиваются, как мы видим, и они постоянно вынуждены думать, а что же будет завтра, т.к. принцип «меньше получай, больше производи» в итоге выбросит и кого-то из них на улицу.
Следовательно, снизится и общая покупательная способность. Те товары, которые раньше покупали рабочие, реализованы не будут, что, в свою очередь (по рыночной теории), должно вызвать понижение цен. Понизятся цены или нет, это как бог даст, а вот то, что меньше покупая они обрекут на очередное снижение зарплату или сокращение таких же «счастливцев», только в других местах, несомненно. Кризис перепроизводства, «нищета от изобилия», как едко подметил Фурье, наименее безобидные спутники рынка.
В период глобализационных процессов капитал будет перетекать из страны в страну в поисках максимальных прибылей. Необходимо заметить, что не во всех странах капиталиста ждут, т.к. в каждой стране есть свой такой же господин, и не во всех странах он может гарантировать сохранность капиталов. Тогда он их помещает в надежных местах и уже на месте привлекает рабочих, которые, в надежде выжить, идут на многие унижения, лишь бы получить необходимое место. Предпринимателю совершенно все равно, кто рабочий по национальности - главное прибыль. И они, как никто другой, заинтересованы в отчаявшихся людях, которым национальное правительство из всех прав гарантировало лишь право на вымирание. Они безмерно обрадуются даже обезьянам, если те, для своего воспроизводства, согласятся работать по 12 часов в сутки и получать за это всего 2 банана в день.
Русские национал-патриоты сущностные аспекты темы обходят. Когда же им на это указываешь, они пытаются использовать свой последний козырь, который лишний раз в них изобличает хозяйских холуёв, нежели защитников русского народа:
- «А гастарбайтеры налогов не платят» - утверждают они. При этом, конечно, они забывают, что не всем гастарбайтерам вообще хоть что-то платят. Но главное в том, что они, в общем-то, согласны сохранить существующее положение вещей, даже если их «любимые» русские не получат работу. Они уже согласны, чтобы на них работали, но еще хотят, чтобы люди, получившие возможность работать, национал-патриотам еще и платили. Перефразируя известное изречение, получаем эдакий «фашизм с человеческим лицом».
Не стоит думать, что гастарбайтеры это беда только России или Германии. Рабочие в поисках работы ездят по всему свету и из всего «цивилизованного» мира. Так, например, вот о чём кричат заголовки немецких газет: «Немцы спасаются от безработицы в Австрии», «сейчас армия работающих в Австрии немцев выросла до 46000 человек и стала третьей по численности группой иностранных рабочих - вслед за жителями стран бывшей Югославии и турками….», «Австрийцы предпочитают соседний Лихтенштейн», и т.д.
Оказывается, жить на дотациях не так уж престижно, что, кстати, любят облизывать некоторые наши соотечественники, да и на жизнь с трудом хватает. А раз в сущностных принципах рынка не разобрались, то и появляются различного рода антиглобалисты в Европе, Америке, национал-патриоты в России, которых, безусловно, устроило бы, чтобы на них работал весь мир, а они в это время отдыхали, где-нибудь на Канарах. А так как их желания не равны их возможностям, так как взять почитать «Капитал» им непосильно, их медленно, но верно подготавливают к очередной мировой бойне, а для затравки дают возможность порассуждать о причинах своих бедствий где-то на стороне, а не в себе самих.