Письмо 1 начальника Управления агитации и пропаганды ЦК ВКП(б)
Г. Ф. Александрова 2 в Секретариат ЦК ВКП(б)

СЕКРЕТАРЯМ ЦК ВКП(б) -
товарищу АНДРЕЕВУ А. А. 4
товарищу ЖДАНОВУ А. А. 5
товарищу МАЛЕНКОВУ Г. М. 6

О положении дел с выпуском кинофильмов

В связи с двадцатилетним юбилеем советского кино ЦК ВКП(б) и СНК Союза ССР призывали работников советской кинематографии «давать стране больше высокохудожественных и других нужных для всестороннего культурного подъема трудящихся картин, ярко отображающих историческое прошлое народов СССР и эпоху социализма, прославляющих успехи и героические подвиги советских людей, мобилизующих наш народ на преодоление трудностей нашего строительства и на дальнейшую беззаветную борьбу за торжество коммунизма».

Итоги работы кинематографии в 1940 г. по выпуску кинофильмов показали, что работники советского кино не выполняют указаний ЦК ВКП(б) и СНК СССР. План выпуска кинофильмов в 1940 г. выполнен лишь на 65%. В идейном и художественном отношении большинство кинокартин являются слабыми. В 1940 г., кроме идеологически вредного, фальшивого фильма «Закон жизни», забракованы фильмы: «Оборона Петрограда», «Гость», «Галя», «Преступление и наказание». Исключая фильм «Яков Свердлов», в минувшем году кинематография не дала ярких картин, которые бы правдиво отображали борьбу советских людей за высокую производительность труда, укрепление хозяйственной и военной мощи Советского Союза, о боевой жизни Красной Армии в наши дни. Большинство кинокартин, выпущенных в 1940 г., имеют незначительные сюжеты на мелкие бытовые темы, далекие от насущных задач государства, над осуществлением которых работает советский народ. Сюжеты этих картин, как правило, строятся на мелких недоразумениях в личных отношениях между героями фильма, обычно молодым человеком и девушкой («Моя любовь», «Любимая девушка»), бытовых ссорах между мужем и женой («Будни», «Люди нашего колхоза», «Возвращение»); на мелких конфликтах между детьми и родителями («Асоль», «Небеса»).

В чем, например, состоит содержание картины «Любимая девушка»? Главный персонаж этой картины работница-стахановка из-за пустого спора в первый же вечер уходит от своего мужа, любимого ею человека. И он, и она страдают, ищут повода, чтобы сойтись, но не находят, пока в это дело не вмешивается группа товарищей по работе. С их помощью конфликт улажен, легкомысленные люди сходятся, семья восстановлена.

В подражание пьесе «Чужой ребенок» построен кинофильм «Моя любовь». Содержание этой картины таково: советская девушка-стахановка за день до замужества привозит к себе ребенка ее сестры и выдает его за своего ребенка, чтобы испытать своего будущего мужа. Ее жених, передовой рабочий-стахановец, тяжело переживает неожиданное появление у будущей жены ребенка от другого. Вместо того, чтобы разъяснить недоразумение, девушка обзывает любимого феодалом и порывает с ним. Авторы картины, видимо, глубоко уверены, что советский человек обязан бурно радоваться, когда любимая им женщина родила ребенка от другого, устраивают буквально издевательство над передовым рабочим-стахановцем, ставя его в глупейшие и оскорбительные положения за то, что усумнился в верности любимой. Дело заканчивается тем, что девушка встречает другого, который рад, что у нее есть ребенок, и выходит за него замуж. События в этой картине развертываются на фоне заводского цеха. Порядки на этом заводе таковы, что даже передовые люди по настроению бросают работу, митингуют в рабочее время по бытовым вопросам.

Герои многих кинофильмов отличаются друг от друга лишь внешними признаками или случайными свойствами. Про этих героев нельзя сказать, что «каждое лицо - тип, но вместе с тем и вполне определенная личность» (Энгельс). Инженер Лебедев из фильма «Светлый путь», Макар Нечай из одноименного фильма, полярник Сергей Иванов из картины «Возвращение», шофер Петя Говорков из «Музыкальной истории», дядя пионера Тимура из фильма «Тимур и его команда» - лишь внешне различны. Зритель не может понять, чем отличается Таня Морозова из «Светлого пути» от Анны в фильме «Возвращение», Клавы в «Музыкальной истории», учительницы Наташи из картины «Пятый океан».

В работе кинорежиссеров и сценаристов в последнее время наметилась вредная тенденция упрощенного показа советской действительности. Некоторые работники киноискусства изображают жизненный путь советского человека как легкую прогулку, воспитывают у советских зрителей легкомысленное отношение к жизни, труду, прививают неправильное представление об обязанностях советского гражданина перед государством, народом. В картине «Светлый путь» крестьянская девушка Таня Морозова без особых усилий в короткий срок приобретает известность на всю страну. Шофер Петя Говорков из фильма «Музыкальная история» в течение года становится известным оперным певцом, а нарядчица гаража Клава Белкина - инженером. Таежный охотник Леонтий Широков из фильма «Пятый океан» без борьбы и преодоления трудностей становится известным летчиком, Героем Советского Союза. Авторы картин не раскрывают, какими соображениями руководствуются действующие лица их произведений, где они «черпают мотивы своих действий», в основных идеях, осуществляемых государством, или в «мелочных индивидуальных прихотях» (Энгельс). В картине «Пятый океан» Герой Советского Союза летчик Широков выведен человеком без политических идеалов. Образ героя неправдив, надуман. В авиацию Широков пошел просто так, без цели, развлечения ради. К Наташе, невесте летчика Кириллова, он пристает потому, что не может смириться, чтобы красивая девушка любила другого. Хорошим летчиком он становится лишь для того, чтобы доказать Наташе свое превосходство над ее женихом. Картина «Пятый океан» и режиссер Аненский 7, сценаристы Спешнев 8 и Филимонов 9 не исключение. О чем мечтает герой картины «Любимая девушка»? Каковы цели Сергея Иванова и его жены Анны в картине «Возвращение» - об этом зритель не знает. В этих картинах герои двигаются, но не живут, говорят, но не думают, поступки их не мотивированы.

В картинах последнего времени, исключая «Большую жизнь» и «Яков Свердлов», не показывается отношение советских людей в повседневной производственной жизни, в их борьбе за коммунизм. Общественная и производственная жизнь показывается мимоходом, как фон и декоративное оформление. Работники кино неправильно относятся к созданию картин на темы о жизни колхозов, считая эти темы второсортными. Неудивительно поэтому, что в 1940 г. не создано ни одной правдивой картины о колхозах. Такие картины, как «Люди нашего колхоза», «Дурсун», «Небеса», не создают правильного представления о колхозах. По этим картинам выходит, что колхозники только тем и занимаются, что митингуют да пьют шампанское на вечеринках. Такой показ колхозов фальшив, он ничему не учит колхозников, не воспитывает их, не дает примера, которому можно следовать.

Крайне неудовлетворительно обстоит дело с выпуском кинокартин для детей. В минувшем году созданы лишь четыре посредственные картины: «Приятели», «Тимур и его команда», «Сибиряки» и «Брат героя». Особенно неудачной из детских кинофильмов является картина «Брат героя». Главный положительный персонаж картины Геша Черемыш совсем не безобидный мечтатель, как хотели изобразить его авторы картины. Он сознательно обманывает товарищей, чтобы быть первым между ними. Ходит он тяжелой походкой усталого человека и смотрит исподлобья. Герой Советского Союза летчик Черемыш просто скучный резонер. В картине нет ни одного правдивого детского образа. Дети похожи друг на друга и отличаются только внешне: Плинтус - толстый, Аня - с кудряшками, Рита - с косами. Порок детских кинофильмов заключается в том, что они не показывают детям положительного героя, которого бы дети любили, которому могли бы подражать. Школьники в возрасте 14-15 лет показываются лишь в детских играх. Нет ни одной картины, которая отображала бы учебную жизнь школы, участие школьников в труде. Обходятся такие темы как подвиг Павлика Морозова 10.

Создавшееся положение с производством кинокартин объясняется тем, что большинство кинорежиссеров и сценаристов не знают советской действительности, не изучают жизнь рабочих и колхозников. Не умея разобраться в действительности, режиссеры и авторы сценариев изображают условную, выдуманную ими жизнь без трудностей, в праздничной обстановке, когда люди больше развлекаются, чем работают. Героев для своих произведений берут они не из жизни, а сочиняют, нередко наделяя этих героев собственными идеалами и чувствами или заимствуют из американских кинокартин.

Комитет по делам кинематографии неправильно относится к критике кинокартин. Руководство Комитета (тов. Большаков 11) не организует общественного просмотра и обсуждения картин, критические замечания о картинах, высказанные комиссией, засекречивает. Недостатки картин и работа режиссеров никем не критикуются. Особенно недопустимым является отсутствие критики кинокартин в печати. Сложилось неправильное представление, поддерживаемое тов. Большаковым, что кинофильмы не подлежат критике в печати, так как они проходят предварительный просмотр. Газеты обычно справляются у тов. Большакова, какую оценку получила картина, и выступают обязательно с положительной рецензией.

Необходимо в корне изменить сложившуюся практику оценки кинофильмов в печати. Серьезная, вдумчивая, объективная критика кинокартин в печати окажет немалое содействие дальнейшему росту советского кино. Прилагаем краткие рецензии на 6 кинокартин, выпущенных в 1940 г., и 4 сценария, принятые к постановке в 1941 г. 12

Начальник Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) [подпись] (Г. Александров)
Заместитель начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) [подпись] (Поликарпов) 13

1 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 71. Л. 4-10. Подлинник, машинопись.
Опубликовано в сб. "Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны".М.:Роспэн, 2007, стр. 83-87

2 Александров Георгий Федорович (1908-1961) - партийный деятель, доктор философских наук (1939), академик АН СССР (1946), дважды лауреат Сталинской премии (1943 и 1946). Член партии с 1928 г. В 1932 г. окончил Московский историко-философский институт, а затем аспирантуру. С 1935 г. работал в институте, а в 1938-1939 гг. стал заведующим редакционно-издательским отделом Исполкома Коминтерна. В 1939-1940 гг.-зам. заведующего отделом агитации и пропаганды ЦК партии, одновременно в 1939-1946 гг. - директор Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б). С 1940 г. - начальник Управления агитации и пропаганды ЦК партии. Кандидат в члены ЦК в 1941-1956 гг., член Оргбюро в 1946-1952 гг. В 1947 г. стал директором Института философии АН СССР. В марте 1954 г. назначен министром культуры СССР, а в марте 1955 г. снят с этого поста и назначен заведующим сектором диалектического и исторического материализма Института философии и права АН БССР.

3 Дата проставлена от руки.

4 Андреев Андрей Андреевич (1895-1971) - партийный и государственный деятель. Член большевистской партии с 1914 г. С 1920 г. - секретарь ВЦСПС. Член ЦК в 1920-1921 гг. и в 1922-1961 гг., кандидат в члены Политбюро в 1926-1930 гг., член Политбюро с 1932 по 1952 г., член Оргбюро ЦК с 1922 по 1928 г., с 1939 по 1946 г. Секретарь ЦК ВКП(б) с 1924 по 1925 г. и с 1935 по 1946 г. В 1939-1952 гг. -Председатель КПК при ЦК ВКП(б). В период Великой Отечественной войны был зам. председателя Транспортного комитета Государственного комитета обороны. В 1943-1946 гг. - нарком земледелия СССР, а в 1946-1953 гг.-зам. Председателя Совмина СССР, Председатель Совета по делам колхозов при правительстве СССР. В 1953-1962 гг. - член Президиума Верховного Совета СССР.

5 Жданов Андрей Александрович (1896-1948) - партийный деятель, генерал-полковник (1944). Член партии с 1915 г., член ЦК ВКП(б) - с 1930 г. С 1934 г. - секретарь ЦК, в 1934-1944 г. - секретарь Ленинградского обкома и горкома партии, кандидат в члены Политбюро с 1935 г., член Политбюро с 1939 г. Во время войны был членом Военного совета Северо-Западного направления, а потом (в 1941-1945 гг.) - Ленинградского фронта. С 1944 г. работал в ЦК ВКП(б), где на него было возложено руководство идеологической работой и непосредственно в области литературы и искусства.

6 Маленков Георгий Максимилианович (1901-1988) - партийный и государственный деятель, генерал-лейтенант (1943) и Герой Социалистического труда (1943). Член ЦК в 1939-57 гг., член Политбюро (Президиума) ЦК с 1946 по 1957 г., член Оргбюро с 1939 по 1952 г., секретарь ЦК с 1939 по 1946 г. и с 1948 по 1953 г. В 1946-1953 гг. и в 1955-1957 гг. - зам., а в 1953-1955 г. - председатель Совмина СССР. После XVII съезда партии Маленков становится завотделом руководящих кадров ЦК. После XVIII съезда партии стал руководителем реорганизованного отдела руководящих кадров ЦК - Управления кадров ЦК ВКП(б). В феврале 1941 г. на Пленуме ЦК был избран кандидатом в члены Политбюро. С началом войны - член ГКО, главная задача которого - оснащение армии самолетами. С осени 1943 г. Маленков возглавил Комитет СНК СССР по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от оккупации. После смерти Сталина занял пост председателя Совмина СССР, который потерял в феврале 1955 г. В июне 1957 г. снят с должности министра электростанций СССР, выведен из Президиума ЦК и ЦК партии за принадлежность к «антипартийной группировке». С 1957 г. - директор ГЭС в Усть-Каменогорске, а затем - ТЭЦ в Экибастузе. В 1961 г. отправлен на пенсию и исключен из партии.

7 Анненский Исидор Маркович (1906-1977)-советский режиссер и сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1971). С 1931 г. - актер и режиссер Московского театра Революции. Одновременно, в 1934 г., окончил режиссерский факультет Гитиса, а в 1936 г. - режиссерский факультет при ВГИКе. Первый самостоятельный фильм Анненского «Медведь» был снят по водевилю А. П. Чехова (1938). Впоследствии Анненский неоднократно обращался к экранизации рассказов Чехова: «Человек в футляре» (1989), «Свадьба» (1944), «Анна на шее» (1954), много работал в области экранизации русской классики. Анненский является автором сценариев почти всех поставленных им картин.

8 Спешнев Алексей Владимирович (р. 1911) - советский сценарист, драматург и режиссер. Член КПСС с 1958 г. В 1929 г. окончил киношколу Б. В. Чайковского, в 1929-1930 гг. учился на литературном отделении Рабочего университета. С 1929 г.-внештатный рецензент московских газет, в 1942-1945 гт. - начальник сценарного отдела и член Художественною еовега ЦОКС. Написал сценарии к фильмам: «Пятый океан» (1940) и «Страна (1940), «Пржевальский» (1951), «Обыкновенная история» (1960) и др. С 1954 г. - на литературной работе, исполняющий обязанности председателя кинокомиссии Союза писателей СССР. В 1958-1967 гг.-педагог ВГИК, руководитель сценарной мастерской. Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы кинофестиваля за 1964 год». Автор автобиографической монографии «Бег дней» (М.: «Советский писатель», 1983).

9 Филимонов Александр Александрович (1904-?) - сценарист. Печатается с 1925 г. Написал ряд сценариев для игровых, научно-популярных и анимационных фильмов: «Пятый океан» (1940), «Первая перчатка» (1946) и др.

10 Морозов Павлик (Павел Трофимович) (1918-1932) - председатель пионерского отряда села Герасимовка Свердловской области. Его убийство было использовано для создания образа непримиримого юного борца с кулаками.

11 Большаков Иван Григорьевич (1902-1980) - деятель советской культуры. Член партии с 1918 г. С 1931 по 1939 г. -на ответственной работе в СНК СССР (консультант, зам. управляющего делами и управляющий делами СНК). С 1939 г. - председатель Комитета по делам кинематографии при СНК СССР, а с 1946 г. -министр кинематографии СССР. Награжден орденом Ленина и орденом «Знак Почета».

12 Указанных приложений в деле не сохранилось.

13 Поликарпов Дмитрий Алексеевич (1905-1965) - партийный и государственный деятель, член партии с 1924 г. Член ЦК партии в 1961-1965 гг. Кандидат исторических наук. В 1939-1944 гг. - заведующий отделом и заместитель начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). В 1941-1945 гг. - Председатель Всесоюзного радиокомитета, в 1944-1946 гг. - секретарь Союза писателей СССР. В 1954-1955 гг. - секретарь Московского горкома партии, в 1955-1965 гг.-заведующий отделом культуры, заместитель заведующего идеологическим отделом ЦК.

Ещё статьи
на эту тему


Поделиться в соцсетях

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Новости
К читателям
Свежий выпуск
Архив
Библиотека
Музыка
Видео
Ссылки
Контакты
Живой журнал
RSS-лента