Из информационной сводки сектора информации
Организационно-инструкторского отдела ЦК ВКП(б)
«О фактах неправильного отношения к служителям культов»
Совершенно секретно.
Из материалов недавно прошедших пленумов обкомов партии видно, что в ряде районов усиливают свою деятельность церковники. В то же время некоторые руководящие партийные и советские работники на местах - в районах и сельсоветах - неправильно строят свои взаимоотношения со служителями религиозных культов и тем самым способствуют распространению религиозных настроений среди населения.
На пленуме Ростовского обкома партии, состоявшемся 5-8 июня 1945 года, секретарь обкома по пропаганде т. Чебураков и выступающие в прениях отмечали, что религиозные настроения среди населения области увеличились. Количество церквей в области достигло 204, в то время как домов культуры только 42, большинство из которых находится в запушенном состоянии. Влияние церкви начинает сказываться не только на колхозниках, но и на интеллигенции, и на комсомольцах.
«В ноябре 1944 года, - заявил т. Чебураков, - работники Зерноградского института механизации сельского хозяйства организовали крещение детей от 4 до 18 лет. Окрестили 8 человек, в том числе детей преподавателей и научных работников института».
В Семикаракорском районе венчание комсомольцев в церкви перестало вызывать удивление. В марте 1945 г. 4 комсомольца венчались в церкви, а руководящие работники этого района, организовали сбор денег и продуктов новобрачным «на каравай».
В выступлениях на пленуме приводились также факты неправильного отношения к служителям церкви. В селе Круглое Азовского района на митинге в день Победы предоставили слово священнику. В Займо-Обрывском сельсовете предсельсовета после митинга заявил: «Теперь граждане все идите в храм и помолитесь богу». В г. Каменске на торжественное заседание в день Победы был приглашен священник.
Секретарь Мартыновского райкома комсомола, по поручению райкома партии, выступил в церкви с амвона перед верующими о зверствах немцев в Майдане ке.
Выступивший в прениях первый секретарь обкома т. Александров рассказал такой факт:
«В Красногвардейском районе один председатель сельсовета вызывает попа и говорит ему: «Вот что, батюшка, помоги провести заем». Батюшка ему отвечает: «Хорошо, у меня тоже из центра на этот счет есть директива». И дальше: «Вот батюшка, еще что, ты уговори колхозников, чтобы на Пасху работать вышли, ведь сев надо кончать». А батюшка ему в ответ: «Вот на этот счет я такой директивы из центра не получал».
Вместе с тем сам т. Александрюк не внес ясности во взаимоотношения с духовенством, заявив на пленуме:
«Мы с попами решаем земные дела, но зачем вместе с ними решать небесные дела. Получается смешение основных понятий. Здесь надо навести порядок. Надо провести строгую линию разграничения земных дел от небесных».
На собрании областного партийного актива Брестской области 9 июня 1945 г. секретарь обкома т. Тупицын отметил в своем выступлении, что политическая неподготовленность некоторых работников приводит к ошибкам по отношению к религии.
Он заявил:
«Во время проведения митингов трудящихся, посвященных Дню Победы, предоставляли и пытались предоставлять политическую трибуну для выступления представителям духовенства. На митинге в районном центре Высоковско-го района, где присутствовало до 3 тысяч человек, дали выступить благочинному. Руководители района считают, что его выступление было интересным, так как он в своей речи обратился к участникам митинга не как к верующим, а как к гражданам, не упомянув о боге ни единым словом.Заведующий отделом пропаганды и агитации Дивинского райкома партии т. Якуш в День Победы позвонил по телефону в Оссовский сельский совет и спросил, отслужили ли в деревнях молебны по случаю одержанной победы советским народом над фашистской Германией. Но так как там не оказалось попа, то он распорядился, чтобы завтра прислали лошадь в Дивин за священником, который отслужит молебен. Председатель сельского совета так и сделал, думая, что так надо. Когда псаломщик отказался ехать, поп ему заявил: «Лошадь прислал сельский совет по распоряжению райкома партии, и если не поедешь, то будешь отвечать по закону перед советской властью и партией».
Пружанский, Косовский и другие райкомы партии в своих информациях о проведении Дня Победы с восторгом сообщают о том, что «на митингах присутствовали даже священники», что в Косове весь день в церкви звонили колокола, церковь выражала свое ликование по случаю достигнутой победы. Надо сказать, что некоторые секретари райкомов партии держат открытыми двери райкомов для попов. Часто заходил священник в райком в Антопольском районе к бывшему секретарю т. Субботину.
Далее он рассказал:
«В январе 1945 года служитель религиозного культа Березовской церкви поп Трунин Борис устроил праздник, на который съехались до 10 чел. попов. На этот же бал в качестве гостей были приглашены районные работники: бывший нач[альник] РО НКГБ капитан госбезопасности Дрожжин, его заместитель капитан госбезопасности Киселев, нач[альник] РО НКВД капитан госбезопасности Морозов, райпрокурор Ермолаев и райвоенком майор Зайко. Гулянье проходило «в весьма дружественной обстановке», как говорит капитан Киселев, «выпивки и закуски было по потребности», а через несколько дней из числа этой веселой кампании Брестское управление НКГБ попа Трунина арестовало».
(Сообщила т. Смирнова).
РГАСПИ. Ф. 17. On. 88. Д. 649. Л. 139-141. Подлинник. Машинопись. Подпись - автограф.