Докладная записка председателя Совета по делам
Русской православной церкви Г.Г. Карпова И.В. Сталину
о переменах в церковной жизни
Секретно.
Совет докладывает о некоторых новых и, по мнению Совета, вполне закономерных явлениях, отмечаемых за последние 2-3 года в жизни Русской православной церкви.
По данным большинства уполномоченных Совета как в городе, так и в деревне наблюдается ослабление интереса к церкви и снижение ее влияния на верующих.
Эти явления прежде всего объясняются тем, что тот религиозный подъем, который по ряду причин, в том числе и по психологическим причинам, был в годы Отечественной войны, стал с 1947 года спадать, и год от году заметнее. Кроме того, это явилось прямым следствием улучшения материального благополучия трудящихся, укрепления положения и трудовой дисциплины в колхозах, коллективизации в западных областях УССР и БССР, известного подъема идеологической и культурно-просветительной работы, а также тех мероприятий, которые проводил Совет в 1948-1950 гг. - через церковный центр по ликвидации нежелательных форм воздействия церкви на население и через своих уполномоченных - по известному ограничению деятельности церкви.
Прежде всего, в ряде областей РСФСР, УССР и БССР отмечается определенное уменьшение посещаемости церковных служб. Даже в такие церковные праздники, как Рождество, Крещение, Успение, Преображение и другие двунадесятые переходящие и непереходящие праздники, посещаемость церквей уменьшается, и в 1949-1950 гг. была значительно ниже прошлых лет.
О заметном снижении посещаемости церквей могут быть приведены следующие примеры:
Крымская область.
Посещаемость церквей в дни Пасхи в 1950 году по отношению к 1949 году в среднем по церквам области имела уменьшение до 30,0%.
Ставропольский край.
Заметное снижение посещаемости церквей наблюдалось в селах: Ладовская Балка, Благодатное, Лиман, Покойное, Родыки и других. По этим причинам священник церкви села Родыки Дмитриевского района Чмутов заявил о нецелесообразности существования в этом селе прихода.
Представители верующих села Малые Яруги Петровского района обратились к епископу с просьбой не назначать к ним на приход священника, так как община разваливается, а в поселке 2-я Гражданка Суворовского района религиозная община распалась и молитвенный дом закрыт.
Подтверждающим это положение является следующее высказывание Ставропольского архиепископа Антония:
«Нам вообще осталось существовать недолго, не сегодня-завтра, а вынуждены будем свернуть свою деятельность».
Чкаловская область.
Напосещение верующими церковных служб в летний период 1949 г. служители культа объясняли занятостью верующих полевыми работами. Однако, когда с наступлением осени в церквах в поселках Ак-Булак, Кувандык, Сарак-таш, в городах Сорочинск, Соль-Илецк и других были возобновлены ежедневные церковные службы, положение не изменилось, и духовенство вынуждено было перейти на богослужения только в дни субботы и воскресенья.
Калининская область.
В 12 церквах из 94 действующих церковные службы не проводятся от 3 до 8 месяцев, и общины не проявляют особого интереса к возобновлению их деятельности, а в 20 церквах службы совершаются совсем редко (несколько раз в год), так как посещения их верующими почти прекратились.
Священник церкви в селе Суходол Кесовогорского района Калининской области Ильинский заявляет епископу:
«Народ здесь в церковь совсем не ходит, хоронят без священника, свадеб нет, жить здесь больше невозможно, прошу перевести в другой приход».
Аналогичные заявления имеются и от священников церквей в селах Раевское, Кожине, Бошарово.
Горьковская область.
Члены церковного совета села Красный Бор Шатковского района и села Георгиевского Княгининского района заявляют, что население не стало ходить в церковь даже в большие праздники. В праздник Николы (зимнего) церковь села Красный Бор посетило около 100 человек, главным образом старухи.
Такое же положение имеет место в ряде приходов Херсонской, Одесской, Николаевской, Черновицкой и других областей УССР, Минской, Гомельской и других областей БССР.
Отдельные служители культа вынуждены открыто заявлять: «Странное какое-то отношение стало у людей к церкви - заскочила в церковь, перекрестилась и побежала на базар. Церковь пустая, а не базаре тысячи людей».
(Священник церкви в селе Голая Пристань Херсонского района Херсонской области Сахаров).
«Церковь отживает свой век вместе со старухами и стариками, что касается молодежи, то она в церковь не ходит. Даже мои три сына считают церковь уделом стариков и старух и сами от нее отошли далеко».
(Священник церкви села Орлове Херсонского района и области Дудкин).
«Квартиры не дают, в церковь не ходят, на требы не зовут; доходов нет, жить невыносимо трудно».
(Священник церкви села Романовки Тальновского района Киевской области Шиманский).
«Я одинокий и старый человек, мне немного надо, но пропитаться не могу, и квартиры не дают. Если раньше общины буквально гонялись за священниками, удовлетворяли все их запросы, оплачивали квартиру и налоги, всячески старались удержать священника на приходе, то сейчас не стали заботиться о нем, квартиру и налоги не стали оплачивать».
(Священник церкви села Бзова Барышевского района Киевской области Куленко).
«Хотя люди уже от полевых работ освободились, но посещение церквей в моем благочинии не увеличилось. Заходят всего несколько человек, преимущественно старушек. По воскресеньям молящихся бывает немного больше, и то благодаря базару».
(Благочинный Николаевской области Константинов).
Несколько устойчивей держится как в городе, так и в деревне обрядность, и особенно обряды крещения новорожденных и отпевания покойников, резко снижается обряд венчания. При этом очень часто, и особенно в сельской местности, обряды крещения детей и церковные свадьбы приурочиваются к нерабочим, праздничным дням (май, ноябрь).
Уменьшение посещаемости церковных служб влечет за собою снижение доходов как церквей, так и духовенства, чего нельзя сказать о городском духовенстве и епископате. Увеличилось число церквей, не имеющих возможности вносить государственные платежи и производить отчисления епархиальным управлениям.
Например:
В Сталинской области многие сельские приходы прекратили отчисления на содержание епархиального управления, в связи с чем епископ увеличил в три раза денежные взимания с городских приходов.
Священнику церкви села Музычи Киево-Святошенского района Киевской области община заявила: «Содержать вас, батюшка, не можем».
Благочинный Херсонского округа Дубневич так характеризует положение сельских церквей своего благочиния:
«Они в большинстве своем влачат жалкое существование. Многие приходы кругом в долгах: епархиальному управлению, наемному персоналу церкви и финансовым органам».
Приходская община в селе Барсуки Шкловского района Могилевской области была не в состоянии содержать церковь, и благочинный вынужден был заявить о необходимости ее закрытия.
Характерным в этом отношении является определение, вынесенное 30 мая 1950 года Челябинским епархиальным советом, в котором говорится, что в селах Кременкуль, Кирсы, Лейпциг, Великопетровка, Сухтели, Медведеве и Н.Увелька «приходы в настоящее время не в состоянии содержать в полном порядке здание храма, а тем более обеспечить хотя бы минимальный жизненный быт священнослужителей в приходе».
Материальная необеспеченность в сельских приходах побуждает многих служителей культа к переходу в другие, в частности, в городские приходы, как более доходные. По этим причинам участились переброски духовенства из прихода в приход.
Например:
В Ставропольском крае за три месяца епископ перевел из прихода в приход 45 священников, составляющих 30% из общего числа в крае.
В Полтавской области за полгода 78 священников, или 25% всего их состава, по несколько раз меняли приходы.
В Каменец-Подольской области за 1948 год было произведено 96 перемещений, что составляет 1/3 всех священников, причем некоторые священники в течение года переменили до 6 приходов.
Такое же положение и во многих других областях.
В силу этих же причин отдельные служители культа переходят на гражданскую работу.
Так, в Киевской области священник церкви села Волошиновка Барышев-ского района Савкевич, оставив службу в церкви, поступил в клуб музыкантом; священник церкви села Текучево Ладыжинского района Бернордин, бросив службу в церкви, поступил в Управление железной дороги; священник церкви села Ходосеевка Киево-Святошенского района Вишняков, уйдя с церковной службы, поступил в Академию наук УССР.
В Одесской области священник церкви села Лабушное Кодымского района Введенский М.А. и священник церкви села Ольшанка Ольшанского района Стрегло Т.В. перешли на гражданскую работу.
Случаи перехода священников на гражданскую службу отмечаются также в Гродненской, Каменец-Подольской, Кировоградской, Крымской, Курской и других областях.
В Полтавской области за 1948-1949 гг. 122 псаломщика оставили церковную деятельность (псаломщики на 80% - колхозники).
В Пинской области в конце 1949 г. 17 псаломщиков отказались от службы в церкви.
Со стороны более молодых священников имеют место и такие заявления:
Священник г. Керчи Горбанеев, 1918 года рождения, в своем заявлении пишет:
«За истекший срок службы (с 1942 г.) я убедился в пошлости, лицемерии, жадности, зависти и гнусных сделках духовенства и решил порвать навсегда всякие связи и отношения с духовным миром».
Настоятель церкви г. Гродно Петровский заявил уполномоченному Совета:
«Как надоела мне эта служба. Скоро получу от горсовета участок, построю себе дом и больше я не священник. Не может быть, чтобы я не нашел себе работу, я еще человек молодой и грамотный».
Среди известной части приходского сельского духовенства наблюдается пьянство, склоки. Такое поведение духовенства дискредитирует его в глазах верующих, вызывает с их стороны недовольство, расшатывает устои церкви и отталкивает верующих от церкви. Комиссия, посланная Ленинградским митрополитом Григорием для обследования положения дел в приходах Эстонской ССР, в своем заключении пишет:
«Нельзя не отметить также, что в епархии имеется ряд возмутительных случаев разложения приходов пьянствующими священниками, против которых необходимы самые жесткие меры».
(В акте отмечено 6 таких приходов).
Уполномоченные Совета в своих информационных докладах приводят много случаев о таком поведении сельского духовенства.
Священник села Голубцы Псковской области Носов вместе с церковным советом пропивал все церковные деньги. Были случаи, когда Носов, пропив все деньги, оставлял в залог в чайной нагрудный крест.
Священник Аксамиров (Шкловский район Могилевской области) во время церковной службы часто бывает пьяным, на Новый год был настолько пьян, что во время службы упал в церкви.
Верующие села Пасечное (Каменец-Подольская область) обвиняют благочинного Лысяка в том, что он пьяница, вор, имеет любовниц в каждом приходе своего благочиния, за что ему в момент тяжелого опьянения женщины остригли бороду.
Также много жалоб и на злоупотребления со стороны духовенства и церковных старост денежными средствами церкви. На этой почве очень часто внутри общин создаются группировки, в основе которых лежит стремление отдельных лиц пробраться к церковному ящику в целях обогащения.
Правящие архиереи принимают все зависящие от них меры к укреплению положения церкви.
В частности, вышеназванная комиссия по Эстонской епархии предлагает приблизить руководство епархиального управления к приходам, чаше бывать на местах, а не «отсиживаться в столице».
Уменьшение своих доходов от посещения верующими церквей духовенство стремится компенсировать расширением практики разъездов по окружающим селам для совершения церковных треб на дому верующих.
В результате известного спада религиозной активности происходит сокращение количества церквей.
За последние 2 1/2 года по СССР в целом (за исключением пяти западных областей УССР, где был рост количества православных церквей за счет воссоединения униатских церквей) прекратили функционировать и сняты с регистрации 749 православных церквей и молитвенных домов. Из них за 1948 год -118, за 1949 год - 443 и за 6 месяцев 1950 года - 188 церквей и молитвенных домов. Эти церкви и молитвенные дома или самоликвидировались, вследствие отсутствия достаточных средств на содержание причта и зданий, или же были сняты уполномоченным Совета с регистрации, вследствие отсутствия длительное время священника на приходе и по другим причинам.
Интенсивнее шло уменьшение церквей и священников в 16-ти восточных областях УССР, где за последние три года более 500 церквей прекратили функционировать, не менее чем на 300 человек убавилось число священников и, кроме того, в этих областях около 800 церквей (что составляет почти 20%) не имеют постоянного причта, и службы в них проводятся нерегулярно.
Например:
Только за один 1949 год в Киевской области прекратили функционировать и сняты с регистрации 45 церковных общин, а 60 приходов по области остаются без постоянного причта и функционируют нерегулярно. За время с 1946 года число священников сократилось на 125 человек (выбыло 137 священников, а вновь посвящено 12 человек).
В Винницкой области за 1947-1949 гг. прекратили функционировать и сняты с регистрации 122 церкви и молитвенных дома и не менее 300 церквей в сельских населенных пунктах остаются без постоянного причта, и церковные службы в этих церквах проводятся только по несколько раз в год.
В 1950 году процесс распада религиозных общин замечается не только в областях, подвергавшихся оккупации, но частично и в областях Иркутской, Костромской, Молотовской, Тамбовской, Ульяновской, Челябинской и других.
Разослано:
товарищу СТАЛИНУ И.В.
Совет Министров СССР тов. Булганину Н.А. тов. Молотову В.И. тов. Ворошилову К.Е.
ЦК ВКП(6) тов. Маленкову Г.М. тов. Хрущеву Н.С. тов. Пономаренко П.К.
ГА РФ. Ф. 6991. On. 1. Д. 602. Л. 20-29. Машинописная копия.