К читателям
В.И.Ленин как-то сказал, что разбитые армии хорошо учатся. Это выражение, ставшее крылатым, сложно отнести к современным коммунистам. После сокрушительного поражения первого социалистического государства подавляющее большинство коммунистов, как показывает практика, так и не засели толком за учебу. Сначала в среде левых активистов господствовали реставрационные настроения, выразившиеся в суетливой возне под девизом: «Нечего читать, нужно быстро что-то делать, иначе завтра будет поздно...» Завтра наступило, естественно, не принеся победы. Затем был период отклика на каждое экономическое выступление трудящихся. Лозунг дня не сильно изменился «Нужно быстро помогать шахтерам / водителям / металлургам / докерам…, а то поздно будет…» Все эти трудовые коллективы пошли уже на третью-четвертую стачку с тем же нулевым результатом, и с тем же отношением к коммунистам. Однако наступившая апатия не толкнула активистов к книжным полкам.
Белые пятна в знаниях основной массы коммунистов и сочувствующих покрывают все составные части марксизма. Знания по материалистической философии ограничиваются мантрой «материя первична, сознание вторично». Причем материя понимается как продукция ткацкого производства 1. Фраза о том, что «общество - это материя» встречает яростное не понимание.
Экономические знания примитивны и хорошо, если вообще заходят дальше рассуждений о «справедливой» дележке коттеджей буржуазии.
Но больше всего досталось исторической науке. В интерпретации истории многими левыми нашли своё единство философская некомпетентность, незнание фактологии, и вытекающая отсюда некритичность ко всем тем абсурдным «фактам», которые вываливают на головы людей буржуазные историки от телевизионных каналов. Не имея навыка обдумывания информации и не зная настоящих фактов, таким горе-коммунистам не остается ничего другого как ВЕРИТЬ буржуазным историкам.
Практически все рядовые коммунисты либо черпают свои сведения об СССР и коммунистическом движении прошлого из собственного опыта, либо базируются на пестрой исторической и псевдоисторической литературе, которой богата книжная жизнь буржуазного общества. Советская же историческая школа, к сожалению, бесславно закончила свой жизненный путь еще в перестройку, не сумев дать никакого внятного ответа на достаточно примитивные исторические инсинуации апологетов нарождающегося капитализма. Неудивительно, что в условиях, когда куцего личного опыта недостаточно, а буржуазная историография en masse кровно заинтересована в том, чтобы никто и никогда не докопался до истины, без соответственной работы по постановке марксистской исторической школы, коммунистам не удалось преодолеть влияние буржуазной истории не только среди трудящихся, но и в своих мозгах.
Когда мы говорим, что марксизм - это наука, то это вовсе не значит, что марксизм есть какая-то отдельная от всех остальных наук отрасль знаний, как это представляют наши враги. Дескать, есть социология, есть история, есть социальная психология, есть экономика, а есть марксизм. Или же такой вариант понимания марксизма как науки, которая отрицает эти отрасли, заменяя их собой. Это не так - марксизм как наука, представляет собой, прежде всего, общий диалектико-материалистический подход к общественным явлениям, который в каждой отрасли знаний приобретает свою особую форму, содержанием своим имея исторический и диалектический материализм. Таким образом, марксистская история - это не какая-то отдельная наука, это, прежде всего, напряженная борьба за научность внутри самой исторической отрасли, за материалистические позиции, за свободу науки от идеологических влияний буржуазии, потому как только эксплуататорские классы заинтересованы в сокрытии исторической правды. И логика этой борьбы диктует марксистам основные направления своих исследований. Это дает историческим исследованиям марксистов в буржуазном обществе совершенно определенную, злободневную направленность.
За 6 лет существования нашего журнала у нас накопилось много материалов по историческим вопросам, которые не вошли в бумажные издания «Прорыва». Мы старались донести их до читателя на нашем сайте, так там появилась рубрика «Библиотека» , содержащая актуальные и малоизвестные работы классиков марксизма и выдающихся коммунистов ХХ века - Кирова , Луначарского, Берия, Че Гевары, Макаренко. Затем мы создали раздел «Документы», в котором размещаем архивные материалы по истории партии и СССР.
В этой работе мы не одиноки - в Интернете можно найти и сочинения классиков, и стенограммы съездов ВКП(б) оцифрованные энтузиастами. В «Живом Журнале» успешно работает сообщество «История партии» , созданное членами нашей редакции, и на сегодняшний день оно успешно пополняется материалами и служит ареной дискуссий.
Отчасти все эти возможности позволяют добросовестному исследователю найти нужные документы. Однако рядовой пропагандист не всегда может обратиться к сборникам документов (они издаются малыми тиражами, и потому дороги и редки), а для работы с Интернет-ресурсами ему зачастую не хватает навыков и времени.
Мы решили начать выпуск тематических сборников журнала «Прорыв» для читателей, более глубоко интересующихся вопросами истории коммунистического движения. Мы планируем издавать сборники параллельно с журналом не реже раза в год, и приглашаем всех неравнодушных к вопросам истории читателей поучаствовать в составлении сборников.
Борьба за научность истории - наше общее дело.
Источники
1 Примитивизация категории «материя» - один из первых признаков оппортунизма. В «Письме из Кутаиса» И.В. Сталин писал «Костров прислал нам еще одно письмо, где говорит о духе и материи (кажется, речь идет о ситцевой материи). Этот ишак не понимает, что пред ним не аудитория газеты “Квали”.» (Костров - псевдоним Н. Жордания, видного меньшевика, одного из авторов меньшевистского проекта устава РСДРП). Обычно после этой философской ошибки следует принижение роли сознательного фактора в революционном движении, отрицание важности теоретической борьбы, воспевание стихийности и скатывание к реформизму.