Лига социалистических деятелей искусства

ТЕЗИСЫ ОБ ИСКУССТВЕ
(часть II)

Реализм и натурализм

Реализм, правдивое отражение реальности в произведении искусства, не предполагает простого фотографического воспроизведения.

Сторонники научного социализма понимают, что под внешней оболочкой чего-либо, что кажется статичным, работают силы изменяющие и развивающие это что-то, таким образом вещь сама по себе изменяется и развивается, несмотря на то, что мы не можем увидеть этот процесс на поверхности.

Истинный реализм, таким образом, проникает внутрь вещей, чтобы вскрыть процессы их изменений. Только научный социализм, мировоззрение, известное как диалектический материализм, дает ключ к проникновению вглубь вещей, только художник-социалист, который сделал марксизм-ленинизм, диалектический материализм своим мировоззрением может быть, исходя из этого, быть последовательным реалистом по форме своего искусства.

Предположим, писатель хочет отразить в романе современную реальность Британии. На поверхности он видит рабочий класс, далеко не революционный, молодежь, которая подкуплена более, чем любое предыдущее поколение, страна, в которой марксистов-ленинцев можно пересчитать по пальцам. Но это поверхностная и ложная картина. Научный социализм в своем анализе английской современной капиталистической реальности, показывает, что силы находятся в работе, в процессе трансформирования рабочего класса в непобедимую революционную силу, ведомую сильной авангардной партией.

Настоящий реализм в искусстве, следовательно, означает изображение не столько того, что лежит на поверхности вещей (это как раз натурализм, а не реализм), то того, что лежит под внешней оболочкой. Это также касается отбора из бесконечного количества сущностей, которые составляют реальность, тех, которые являются важнейшими в отображении изменений, развития сущности этой реальности.

Реализм также отличается от натурализма тем, что он позволяет отклонения от натуралистического воспроизведения, которые помогают в более полном выражении аспектов данной реальности. В сатире, или в мультфильмах возможности преувеличены не для того, чтобы фальсифицировать реальность, но чтобы усилить ее.

Если художник изображает траву на лугу красной лишь в качестве приема, трюка, это искажает реальность. Но если он изображает траву красной на дворе для зарядки Государственной тюрьма в Аттике, это символизирует резню, которая имела место там в 1971 г., и это может служить для усиления реализма в живописи.

Реализм отличается от натурализма также тем, что он концентрирует социальную сущность индивидов в типаж. Как выразил это Максим Горький в «Литературе и жизни»:

«Когда писатель описывает некоторого лавочника, чиновника или рабочего по своей осведомленности, он просто делает более или менее удачную похожесть на индивидов; но такое сходство будет напоминать фотографию, без всякого общественно просветительного значения, и совершенно ничего не вызовет ни для расширения, ни для углубления знаний нашего юношества. Но если писатель способен извлечь из двадцати, или пятидесяти, или сотни лавочников, чиновников или рабочих характерные черты, вкусы, жесты, убеждения, манеры, типичные для них как класса, и если он может оживить эти черты в одном лавочнике, чиновнике или рабочем, то он создаст типаж, и его работа будет произведением искусства».

Буржуазный критический реализм

Ненаучное, метафизическое мировоззрение буржуазного деятеля искусства - мировоззрение, которое пронизывает все буржуазное искусство, несмотря на то, прогрессивно ли его воздействующее содержание или реакционно - тянет содержание своих работ в принципиально противоположных стороны: либо в сторону мистического идеализма, либо в бессодержательный механистический материализм. Это лишает его возможности достижения всеобщего, универсального, проникающего вглубь понимания содержания явления, т.е. понимания, которое и составляет основной признак пролетарско-социалистического реализма.

До тех пор, пока неотъемлемые объективные законы развития общества неизвестны буржуазному деятелю искусства, метафизика неизбежно занимает в его творчестве место научного метода. Так, даже когда объективно положение буржуазного класса, к которому он принадлежит, принуждает его двигаться по направлению к прогрессивному воздействующему содержанию, это содержание с необходимостью ограничено в своем масштабе, в своей способности проникновения в суть, в своем обращении с характерами и общественными процессами. Он может быть способным на то, чтобы разоблачить ужасы общества, неотъемлемо присущие капиталистическому обществу даже на прогрессивной стадии развития, но он неспособен понять ни основные законы движения капиталистического общества, ни действительной роли рабочего класса как общественной силы, которому историей назначено разрешить противоречия капиталистического общества путем уничтожения последнего с заменой его социалистическим обществом.

Этот тип буржуазного искусства революционные социалисты называют буржуазным критическим реализмом, так как он способен на критические разоблачения путем поверхностного изображения характеров и событий, большей частью касающиеся пороков капиталистического общества, но не способен ни исследовать предмет вглубь, чтобы выявить основные причины этого зла, ни обозначить путь к решению этих проблем в социалистическом обществе.

Что же касается формы, то буржуазный критический реализм, естественно, имеет тенденцию скорее к натурализму, чем к реализму (как в работах таких писателей, как Чарльз Диккенс, Эмиль Золя и Густав Флобер). Однако в работах некоторых представителей буржуазного критического реализма, (например, у Бетховена, Томаса Манна, Георга Бюхнера, Винцента Ван Гога и Густав Маллер) реализуется подход, близкий к действительному социалистическому реализму.

Социалистический реализм развивает лучшие достижения буржуазного критического реализма, преодолевая в процессе этого развития ограниченность содержания и формы последнего с целью достижения правдивого, проницательного, развивающегося и мощно двигающего вперед отображения реальности.

Искаженный реализм

Искусство, которое напрямую служит интересам капиталистического класса в период утери им своей социальной необходимости, на первый взгляд, реалистично по форме по сравнению с абстракциями, которые составляют большую часть современной живописи с буржуазным содержанием, и в его образах угадываются отражения реальной жизни. Это происходит оттого, что реакционно воздействующее содержание, мысли и чувства, которые служат интересам капиталистического класса, должны быть донесены до потребителей. Но, так как в период гниения и разрушения капиталистического общества, правдивое реалистическое представление мира не может служить классу капиталистов, образы его с необходимостью есть искажение реальности.

В пьесе с буржуазным содержанием о забастовке, рабочие могут быть физически узнаваемы - они одеты в робы, живут в дешевых квартирах и т.д. Но их образы искажены, в целом, превращены в овцеподобные фигуры, которых легко может повести за собой какой-нибудь лидер, активный из-за психопатического агрессивного комплекса или потому что он на службе у какой-нибудь иностранной силы, «подталкивает» их к бесполезной забастовке, которая вредит их интересам.

Формализм

Но на любого наемного деятеля искусства - который подготовлен к продаже за деньги своей совести классу капиталистов, имеется по дюжине честных работников искусства. Эти люди видят коррупцию, эксплуатацию и аморальность - всепроникающие атрибуты капитализма в эпоху упадка. За исключением тех, которые являются революционными социалистами и могут правдиво изображать реальность с социалистическим содержанием, они находят реальный мир слишком непритягательным, чтобы правдиво его отражать в своем искусстве. Они полностью или не совсем полностью отвергают содержание и выдвигают лозунг «Искусство ради искусства» (который не приемлет в принципе социального содержания в искусстве) и основывают свое творчество на чистой форме: абстрактных и полуабстрактных образах. Это неприятие содержательности и концентрация на форме революционные социалисты называет «формализмом».

Национальная форма и космополитизм

Все искусство с необходимостью является продуктом конкретного сообщества, и реальность этого сообщества, в сущности, национальна (Национальной может быть только форма, а не сущность. Здесь автор, видимо, оговорился. Тем более, что в дальнейшем он сам возвращается на марксистскую позицию по этому вопросу. Ред.), это реальность конкретной нации, характеристики которой оформлены в языке, географии, экономической жизни, психологическом характере и культуре этой нации.

Искусство, действительно реалистичное, имеет национальную форму. Более того, оно создается на базе культурного наследия и развивает ту его часть, которая прогрессивна по своему воздействующему содержанию.

Искусство, которое отвергает национальное в своей форме, двигаясь по направлению к космополитизму, таким образом, отклоняется от реализма.

Отношение между содержанием и формой

Во взаимодействии содержания и формы, содержание, имеющее отношение к развитию, определяет форму, в которой и посредством которой содержание реализуется. Как внутри конкретного общества существующий способ производства изживает себя, а объективные и субъективные условия складываются для рождения нового, более высокого способа производства (в нашу эпоху, социализма), новые политические, идеологические и остальные социальные факторы вторгаются в жизненный опыт деятеля искусства. В той мере, в какой он впитывает мировоззрение поднимающегося класса, интересы которого связаны с приходящим новым способом производства (в наше время это мировоззрение рабочего класса), его искусство получает новое отражающее содержание и новое прогрессивное воздействующее содержание. В конце концов это ведет его к отбрасыванию или, по меньшей мере, к позитивной модификации существующих господствующих художественных форм и к развитию новых, более подходящих к роли выразителя нового содержания.

Когда Бетховен начал сочинять музыку, ему хватало формы классической сонаты, которую он унаследовал от Моцарта или Гайдна. Но на определенной стадии, в процессе формирования буржуазного отражающего содержания и прогрессивного воздействующего содержания в своей музыке, он начал опасаться, что сложность, сила и объективный реализм его звукового мира страдает от попытки «разлить новое вино в старые бутылки». И он, поэтому, нашел необходимым создать новую симфоническую форму, хоральную симфонию, в которой свобода, эмоциональное воздействие и доступность содержания были мощно усилены сложностью и степенью интеграции, частично от включения хорального стиха, частично от много большей плавности и выразительной эластичности тематической структуры и мелодичной линии самими по себе.

Схожий процесс можно наблюдать в развитии современного романа, в частности, в переходе от ограниченного, натуралистически связанного критического реализма революционной буржуазии (напр. Эмиль Золя, Томас Манн) к социально проникновенному пониманию, достигнутому с соцреалистической литературе революционного рабочего класса (напр. Максим Горький).

В отношении между формой и содержанием содержание играет первичную роль, в то время как форма возникает из нее и служит содержанию как инструмент для его выражения. Функция же техники заключается в том, чтобы служить в равной степени форме и содержанию.

Необходимо понимать, вместе с тем, что содержание предмета искусства никоим образом не направляет его форму напрямую, механически, но диалектически определяет ее, так сказать, через создание общих условий, в которых и через которые становится необходимой смена формы, или же в которой применение одной формы в противовес другой становится более предпочтительным. Если бы это было не так, задача марксистско-ленинской партии или же таких организаций, как Лига социалистических деятелей искусства в сфере культуры была бы сведена к политическому образованию, художник, который принял мировоззрение революционного социализма и имеет желание сделать содержание своего искусство социалистическим, не смог бы создать произведение искусства иначе как в реалистической форме. В действительности, деятель искусства может быть революционным социалистом, марксистом-ленинцем во всех сферах, кроме как в эстетике, и, приняв решение о том, чтобы каждое из его художественных произведений было пропитано социалистическим содержанием, тем не менее, может создавать искусство, не реалистическое по форме.

В то время как содержание предмета искусства определяется социальным мировоззрением художника, ее форма определяется эстетическим мировоззрением и техническим мастерством на момент создания (произведения искусства). И, следовательно, задача марксистско-ленинской партии и организаций социалистических деятелей искусства - просвещать людей искусства не только в области принципов революционного социализма (чтобы их искусство содержало в себе социалистическое содержание) но также и в области эстетики и художественной техники, чтобы это содержание могло быть выражено в соответствующей реалистической форме.

Вопрос о первичности содержания и вторичности формы нельзя воспринимать схематично потому, что будущее гораздо более важно, чем прошлое. Произведение искусства с социалистическим содержанием, но нереалистическое по форме теряет способность донести социалистическое содержание потребителю искусства. Для рабочего класса такое искусство имеет не больше эстетической ценности, чем произведение искусства, буржуазное по содержанию. Форма и содержание имеют одинаковую важность для социалистического деятеля искусства. Но первичность содержания перед формой признается только в том случае, если деятель искусства достигает наиболее полной реализации формы на службе у содержания, в совокупности с художественной техникой на службе обоих.

Ревизионизм и искусство

Ревизионизм - это искажение марксизма-ленинизма на службе интересов класса капиталистов. Современные ревизионисты, большей частью, отвергают марксистско-ленинские концепции прогрессивного и реакционного воздействующего содержания в искусстве. Они стоят на позиции, что эстетические вопросы - то есть вопросы качества в искусстве должны быть отделены от вопросов мастерства.

На том основании, что искусство, которое напрямую служит интересам класса капиталистов, реалистическое по форме (как отмечалось выше), ревизионисты придерживаются того взгляда, что «революционное искусство» должно сломать «реакционное» наследие реализма и броситься в объятья космополитизма.

Для современных ревизионистов изменившаяся роль искусства в социалистическом обществе значит не более, чем более широкая доступность искусства людям труда.

Но совершенно ясно, что интересы рабочего класса и социализма не удовлетворяются принципом более широкой доступности. Для рабочих искусство, которое служит интересам капиталистического класса, есть классовый враг рабочих.

На практике, искусство, которое служит интересам класса капиталистов, широко доступно рабочим людям в самом капиталистическом обществе. Рабочий не встречает трудности в получении доступа к комиксам в «Дейли Миррор»; он может смотреть «Улицу коронации» по телевизору; он может слушать поп-музыку практически постоянно; он может посещать «рабочие клубы» и смотреть стриптиз-шоу каждый выходной.

Весь образовательный и пропагандистский аппарат правящего класса в капиталистическом обществе направлен на культивацию идеи, что эти формы «искусства» приемлемы для рабочего класса, в то время как балет и изобразительное искусство существуют для гомосексуалистов из высшего класса.

В бывших соцстранах Восточной Европы современные ревизионисты сделали первые шаги к реставрации капитализма в сфере искусства. Во имя «художественной свободы» они поддержали внесение буржуазного содержания в искусство, декларируя, что марксисты-ленинцы не должны «вмешиваться» в художественные вопросы. Введение в искусство декадентского буржуазного содержания служило предварительной идеологической подготовкой для внесения буржуазных идей в сфере экономики и политики.

Борьба идей в искусстве

Борьба идей в искусстве - между идеями, которые служат интересам рабочего класса и теми, которые служат интересам капиталистов, между марксистско-ленинской эстетикой и ревизионистскими концепциями эстетики - отражает классовую борьбу между рабочим классом и классом капиталистов.

Задача социалистических деятелей искусства - твердо стоять на стороне рабочего класса в этой борьбе, развивать искусство с социалистическим содержанием и реалистическое по форме - чтобы сделать из своего искусства оружие в борьбе рабочего класса с целью разрушения буржуазного государства и создания социалистического общества.

Перевод с английского -
Александр Лбов
Ещё статьи
на эту тему
Первая страница
этого выпуска


Поделиться в соцсетях

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
№2(4) 2003
Новости
К читателям
Свежий выпуск
Архив
Библиотека
Музыка
Видео
Ссылки
Контакты
Живой журнал
RSS-лента