Александр Лбов

О солидарности трудящихся
на одном печальном примере

В преддверии праздника солидарности трудящихся в СМИ опубликовали новость, что руководство Московского метрополитена обратилось к мэрии с просьбой увеличить стоимость проезда на метрополитене. Эта рядовая новость капитализма была бы не столь примечательна - цены на транспорт систематически растут, последнее повышение цен на проезд в метрополитене было новогодним подарком москвичам, но обратила на себя внимание нашей редакции тем, что повышение цен является инициативой не только администрации метрополитена, но и… отраслевого профсоюза, который мотивировал это необходимостью повысить зарплату машинистам.

Этот факт интересен в первую очередь тем, что в очередной раз подтвердил правоту позиции нашего журнала относительно профсоюзного движения в частности и стихийного экономического сопротивления пролетариата в целом.

Журнал «Прорыв» неоднократно указывал на то, что стихийное экономическое сопротивление рабочих в силу своей стихийности подчинено буржуазной идеологии, в постановке целей не выходит за рамки частного обогащения отдельных рабочих и групп рабочих и в формах реализации этих целей абсолютно безопасно для капитализма. Стихийное сопротивление рабочих есть не просто безопасная форма протеста против тяжелых условий жизни пролетариата, но и механизм регуляции уровня заработной платы и условий труда. Как практически любой механизм в условиях рыночной анархии производства, он работает стихийно. Стихийно цена рабочей силы в силу совершенно объективных причин (например, инфляции) на конкретном предприятии падает ниже среднерыночной или ниже уровня восстановления рабочей силы, и администрация конкретного предприятия не осознает этого факта самостоятельно, или же вполне сознательно гнет палку, стремясь выколотить максимум прибыли. Но той меры, уровня, за которым стоит полная деградация рабочей силы капиталист и его менеджмент осознать не могут. Вопрос о том, сколько платить рабочему, чтобы и не переплатить, и рабочий работал, решается стихийно путем постепенных приближений - примерно так же, как артиллерист ловит в «вилку» цель: капиталист снижает зарплату больше рыночного уровня, профсоюз реагирует некоторым образом и выдвигает требования, работодатель упирается, в итоге определяется некоторая цена на рабочую силу, устраивающая работодателя, но и достаточная для того, чтобы рабочий работал и даже с некоторым энтузиазмом. Без экономического сопротивления и профсоюза этот процесс шел бы со значительными издержками для капиталиста (например, ухудшение качества рабсилы, луддизм, саботаж при недоплате или увеличение расходов на рабсилу при переплате, хотя переплаты некоторым категориям работников если и случаются, то крайне редко) в случае неточного определения границы заработной платы.

Одним словом, никакой «борьбы» с работодателем профсоюз не ведет - наоборот, он выступает в роли помощника, осуществляющего «обратную связь» капиталиста с пролетариями и проводит интересы капиталиста в рабочие массы. Работодатель также через профсоюз внедряет в рабочие головы свои аргументы и мобилизует рабочих во имя защиты собственных интересов. Американское профдвижение, например, имеет обширную практику «профсоюзных войн», когда члены профсоюзов различных конкурирующих предприятий проламывают друг другу головы во имя улучшения экономического положения «своего» предприятия, потому что менеджмент именно этого предприятия обещал им прибавку. Через профсоюзы капиталисты, в частности, и растаскивают пролетариев по отраслевому и производственному признаку, стравливают между собой группы пролетариев и внедряют в рабочую среду собственническую, мещанскую психологию, эгоизм, идеологию личного обогащения в ущерб всем на свете.

Результат этого мы и видим в требованиях машинистов метрополитена - в погоне за личным благосостоянием, и, договорившись с работодателем, они совместно с капиталистом выступают за ограбление тех московских пролетариев, кто не осчастливлен бесплатным проездом на метро. Машинистам без разницы, откуда возьмутся деньги, главное, чтобы им платили. В ответ на повышение цен на транспорт профсоюзы других отраслей начнут требовать повышения цен от своих «капиталистов», это «съест» прибавку, которую выцыганили эти скудоумные машинисты, и, как в бесконечной сказке про мочало, рабочие различных отраслей будут играть друг с другом в перетягивание на себя одеяла из той скудной доли прибавочного продукта, который капиталисты выделяют в фонд заработной платы от своих прибылей, самих капиталистических прибылей при этом не трогая и сохраняя среднюю заработную плату на некотором более-менее одинаковом уровне при сохранении иллюзии её «повышения».

Есть ли альтернатива? Есть. Марксисты, стоящие на позиции научного мировоззрения, расценивают экономическую борьбу как тупиковый и утопический способ решения социально-экономических проблем рабочих. При взятии политической власти рабочим классом, обобществлении средств производства и плановой организации хозяйства появится экономическая база для наиболее полного удовлетворения разумных потребностей каждого трудящегося человека, и рабочие смогут избавиться от нищеты, безработицы, от унизительного социального статуса человека «второго сорта». Это произойдет за счет того, что, во-первых, те материальные ресурсы, которые в капиталистическом обществе тратятся на паразитическое потребление предпринимателей и их прихлебателей, будут направлены на развитие общества в целом, а во-вторых, за счет научной организации производства.

Для того же, чтобы победить нищету на самом деле, рабочие должны не таскать из карманов таких же бедняков, как они сами, копеечки для увеличения «собственной зарплаты», а ОБЪЕДИНЯТЬСЯ со всеми остальными пролетариями, объединяться в ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПАРТИЮ, которая стоит на позиции научного мировоззрения, и уничтожить причину своей нищеты - капитализм.

Объединяться, невзирая на производственную и отраслевую принадлежность, объединяться на основе осознания и сознательного выполнения задачи на построение коммунистического общества, а не на основе простого факта работы на том или ином предприятии. В этом и состоит действительная солидарность трудящихся, праздник которой мы все отмечаем 1 мая.

Апрель 2014
Написать
автору письмо
Ещё статьи
этого автора
Ещё статьи
на эту тему
Первая страница
этого выпуска


Поделиться в соцсетях

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
№2 (41) 2014
Новости
К читателям
Свежий выпуск
Архив
Библиотека
Музыка
Видео
Ссылки
Контакты
Живой журнал
RSS-лента