Наш человек в английской провинции выпущен первый в России компакт-диск известного английского левого музыканта Attila the Stockbroker
Человеку, не знакомому с марксизмом, очень трудно понять, насколько глубоко отличие коммунистического мировоззрения от господствующего в капиталистическом обществе. Человек, вооруженный знаниями о законах коренного изменения существующего общества, не может более мириться с окружающей действительностью во всех ее проявлениях - он в каждой черточке капиталистической жизни видит элемент уродства и иррациональности, звериные инстинкты и глупость, и в конечном итоге он видит всю глубину той пропасти, в которую идет человечество, движимое «невидимой рукой рынка». Поэтому его жизнь особенно тяжела в ситуации временного поражения коммунистов во всем мире, в условиях спада левого движения, в условиях наступающей по всем фронтам империалистической реакции.
Для многих особенно сильно эта тяжесть выражается в сфере духовной - ведь в условиях массированного тиражирования продуктов капиталистической масскультуры, этих примитивных и глупых образчиков как духовного убожества основной массы трудящегося большинства, так и цинизма основной массы обслуживающей буржуазию интеллигенции, очень трудно жить полноценной духовной жизнью. Ведь культура только тогда становится актуальной для человека, если правдиво отражает действительность и выражает его представления об окружающем мире, дает, таким образом, новые знания и служит побуждением для его дальнейшей практики. Из огромной массы капиталистической культуры (даже элитарной, рассчитанной прежде всего на саму буржуазию и слой связанной с ней интеллигенции) невозможно вычленить сколь-нибудь значительное количество произведений, ПОЛНОСТЬЮ соответствующих коммунистическому мировоззрению. Поэтому, несмотря на все ее достоинства, докапиталистическая и капиталистическая классика, которая и стала классикой благодаря тому, что содержание и форма стоят ВЫШЕ общепринятых в данном обществе, не может удовлетворить коммуниста. Принимая, например, революционный гуманизм Пушкина, в качестве составной части коммунистического мировоззрения, мы не можем сказать, что ничего не может быть выше Пушкина, что культура коммунистического общества не создаст ничего лучше. Т.к. культура есть продукт общества в целом, создание коммунистической культуры начинается не с победы коммунистов хотя бы в одной стране, и не с директивных решений той или иной организации - оно начинается в капиталистическом обществе постольку, поскольку в обществе сформировался слой культурных людей, которые способны дать образцы действительно коммунистической культуры (как по своей подготовке, так и по убеждениям), а определенная часть масс уже сейчас готова эту культуру принять как свою постольку, поскольку сама разделяет коммунистические воззрения. И если мы не видим в России серьезной коммунистической культуры, то это только свидетельствует о том, что обе группы не готовы к этому - левая интеллигенция неспособна ни к чему серьезному, и не только в плане культуры, а массы, которые вполне закономерно не спешат за столь малоспособными коммунистами, не готовы воспринимать эту культуру, даже если она «вдруг» появится или же будет импортирована.
Однако это не значит, что если на данном этапе это нереально, то мы должны сложа руки сидеть и ждать, пока из какой-нибудь неизвестности не вынырнет новый Маяковский, а массы вдруг бросят слушать попсу и накинутся на «Варшавянку». Мы должны этот процесс тщательно готовить, особенно сейчас, в период некоторого спада политической борьбы, пока у нас есть время подтянуть тылы, которые в период горячки обычно отстают. Иначе, если мы этого делать сейчас не будем, то в нишу коммунистической культуры проникнут люди случайные и зачастую недостойные той роли, которую на них возложит история. И мы будем вынуждены снова проходить всю ту процедуру формирования социалистической творческой интеллигенции по не самому предпочтительному советскому сценарию - с острой нехваткой талантливых и политически выверенных кадров и огромными толпами прикармливающихся бездарных болтунов.
В странах, в которых социалистическая революция ни разу не побеждала, развитие коммунистической культуры в капиталистических условиях опирается не на куцый тринадцатилетний опыт коммунистов «постсоветского пространства», а на более чем двухсотлетнюю борьбу пролетариата за свои права, имеет устоявшиеся традиции, имеет сложившуюся аудиторию, более-менее постоянную, и этот опыт, безусловно, был бы нам очень полезен, если бы российские коммунисты побольше внимания уделяли действительным международным связям, а не декларативным международным конференциям с бессодержательным перемалыванием общеизвестных тезисов. Однако увы, коммунистический читатель о лучших образцах зарубежной левой культуры может прочесть разве что в советских журналах «времен очаковских и покоренья Крыма», и то далеко не обо всех, ибо высокие «культурные достоинства» брежневских чиновников широко известны.
Наш журнал вовсе не намерен тащиться вниз по этому плавному КПСС-ному течению, а, наоборот, мы поставили себе целью пропагандировать все лучшее и прогрессивное с целью добиться скорейшей победы коммунизма во всем мире. И поэтому мы взяли на себя выпуск нескольких компакт-дисков с произведениями левой английской рок-музыки.
К выпуску этого номера журнала приурочен выпуск компакт-диска со сборником под названием «No Blood for Oil» («Нет кровопролитию ради нефти») английского музыканта и поэта Attila the Stockbroker.
Сам он из семьи английского музыканта, получил классическое музыкальное образование, затем в 70-х гг. много путешествовал по Европе, общался со многими музыкантами. Решающее влияние на его музыку оказал средневековый фольклор и творчество «The Clash». Он играет на нескольких инструментах, кроме того пишет стихи и занимается театром, многократно выступал в прессе, причем не только музыкальной. C 1994 году он организовал группу «Barnstormer», с которой записал 13 альбомов в 5 странах.
Его можно охарактеризовать по-разному: некоторые его представляют как сюрреалиста, некоторые как типичного представителя панка, буржуазные СМИ - как радикала и автора юмористических поэм. Однако он сам, скорее, характеризует себя как музыканта и политика, ибо по его мнению, политика никоим образом не может быть отделена от музыки. И поэтому его песни о том же, что больше всего волнует всех коммунистов во всем мире - нищета, империалистические войны, деградация капиталистического общества, наступление глобального фашизма.
Основное внимание в политике он уделяет антифашизму и антиимпериализму. Такие его песни, как «Free Europe» и «Haider» занимают почетное место в антифашистской культуре Европы. Эмоциональные и четко характеризующие фашизм как одно из порождений капитализма, как резерв западных демократий для мобилизации масс под флагом национализма и расизма.
«Second coming of the beast,
Blessed by banker, boss and priest*…»
- характеризует он победу на выборах австрийского фашиста Хайдера. Теме антифашизма также посвящена песня «Scumball Pinochet», написанная в период неудачной попытки буржуазного «правосудия» судить Пиночета.
В песне «Sarajevo» рефреном звучит критика буржуазных «свобод» под эгидой НАТО:
«Free now, all we are free now - the chance for individuals to compete.
Free now, all we are free now - fascist scum and children on the streets…
Free now, all we are free now - look freedom up in the latest dictionary**»
Досталось тут и РФ - «Free now, all we are free now - like freeze in Moscow burn in Chechnia***»
Антивоенные песни Attil’ы, вообще, очень сильны как в плане текста, так и в плане музыки, например, в песню «Sarajevo» он включил замечательные проигрыши на виоланчели. Он очень удачно сочетает текст с музыкальным стилем (он не придерживается строго какого-либо определенного стиля, а использует разные приемы для достижения нужного воздействия на слушателя) - например, песню о войне в Ираке он назвал «Baghdad ska», в раскачивающихся ритмах которой он повествует о том, что иракский трудовой народ должен выбрать свою дорогу. Кстати, в политическом плане Attila the Stockbroker по вопросу о борьбе арабских народов против американского империализма стоит на куда более прогрессивных позициях, чем многие российские «левые», которые готовы воспеть сколь угодно реакционное движение в Афганистане или в Ираке, лишь бы его участники убивали американцев. В период американской операции в Афганистане Attila, например, очень ясно выразил эти свои взгляды, написав песню «Comrade Nadjibulla» («Товарищ Наджибулла»), в которой он пел о том, что социалистический Афганистан - это единственное достойное будущее для афганского народа.
В творчестве Attil’ы также значительное место занимает критика современного ему английского общества - в его творчестве значительное количество стихов и песен посвящены сатирической критике тех или иных моментов буржуазной жизни. Например, в песне «The Ligger’s Song» Attila высмеивает английских «любителей пива», бесплодно прожигающих свою жизнь в пабах. Песня «Old Teenagers» («Старые тинейджеры») посвящена той части английской молодежи, которая уже стала резервом буржуазного мещанства, ее аполитичности и равнодушию к жгучим вопросам современности. В своих стихах он критикует буржуазное общество, отдельных политических и общественных деятелей Англии.
«ты остаешься лояльным.
Лояльным, как щенок к руке.
Лояльным к безликим убийственным
капиталистическим душителям,
которые скрываются за каждой
лейбористской улыбкой
МВФ, Сити, банки, они не обращают
на нас внимания.
Ты танцуешь на могилах
паддингтонских мертвых
С разговорами о приватизации тоннелей
И приватизации авиадиспетчерских
- вялые овцы ничего не скажут,
а тех, кто говорит правду, назовут экстремистами****»
- обвиняет он огромную массу англичан, поддерживающих капитал, служащих капиталу и оправдывающих капитал.
В творчестве Attila the Stockbroker значительное место занимает его увлечение средневековой и фольклорной музыкой. Например, в его репертуаре есть песня «The Digger’s Song (March of the Levellers)», написанная в духе средневекового фольклора и посвященная первому английскому протокоммунистическому движению - движению левеллеров (диггеров), в период английской буржуазной революции выступавшие за уравнивание граждан не только в политических, но и в имущественных правах, пытавшиеся осуществить это явочным путем, то есть захватывая владения феодалов и распределяя землю по потребностям (за что и получили прозвание диггеров, т.е. копателей). Эту песню мы также включили в предлагаемый сборник.
Разумеется, мы не будем утверждать, что Attila the Stockbroker - наилучший представитель современной левой культуры, что это эталон, по которому надо равняться, как это стремятся приписать наши противники. Полагаю, что при более тесном знакомстве с творчеством зарубежных представителей левой рок-культуры российскому слушателю будут ясны не только положительные ее стороны, но и отрицательные. Например, Attila the Stockbroker отнюдь не свободен от определенных предрассудков и ошибок западного левого движения в целом. Например, он безоговорочно выступает против генетически модифицированных продуктов и клонирования, его творчество не всегда четко идеологически определено - в его идеях есть некоторые остатки анархизма, приобретенные еще в то время, когда он вел богемную жизнь в панк-сквотах, он не стремится присоединиться к какой-либо из партий, считая достаточной свою политическую деятельность в качестве автора остросоциальных песен.
Однако мы и не призываем копировать западную рок-культуру, мы призываем творчески переработать тот материал, который она дает, выбрать из нее лучшее, что в ней есть, и на базе этого пойти дальше. Поэтому - слушайте и дерзайте!
* «Второе пришествие зверя, благословленного банкиром, боссом и священником» (англ.).
**
«Свободны, мы все сейчас свободны – шанс индивидам конкурировать,
Свободны, мы все сейчас свободны - фашистские подонки и дети на улицах» (англ.)
*** «Свободны, мы все сейчас свободны - как мороз в Москве, огонь в Чечне»
****
«you remain loyal.
Loyal as the puppet to the hand.
Loyal to the faceless, murderous thugs of capital
who lurk behind every New Labour smile.
The IMF. The City. The banks.
You don’t care about us.
You dance on the graves of the Paddington dead
with talk of tube privatisation
and air traffic control privatisation
- the vapid sheep say nothing
and those who speak the truth
are called extremists.» («Carriage H»)