Железный бурьян...
скоро станет домом многих россиян
У американского писателя Уильяма Кеннеди есть роман «Железный бурьян», посвященный жизни американских бомжей. Его до сих пор так и не издали отдельной книгой в России, как и остальную остросоциальную прозу и поэзию, которая временами пробивается сквозь цензурные рогатки «открытого общества» на Западе. Сама мысль о том, что в процветающей Америке миллионы «свободных» американцев не имеют крыши над головой, является строжайшей тайной, которую демократы усиленно скрывают. Правительство РФ обладает недюжиным «чувством юмора». Поэтому многие гадости оно совершает в то время, когда основная масса населения отсыпается после бессонной новогодней ночи и неспособно шевелить мозгами. В этом году оно порадовало первым этапом жилищной реформы, которая началась «в порядке эксперимента» не только в Москве, но и в других регионах. Официальное оправдание реформы - это «справедливая оплата жилья» (так по крайней мере пишет газета правительства Москвы), в связи с чем в московском метро, полусонные граждане, спеша на работу, слышат из динамиков просьбы мэрской администрации о помощи. Как всегда, официальные сообщения служат дымовой завесой для очень серьезных дел по построению капитализма в России
1. Откуда у реформы ноги растут?
Основным мероприятием капиталистической власти стала приватизация - то есть создание частного сектора производства путем передачи госимущества частным лицам. Это имущество для предпринимателей имеет цену не само по себе, а лишь постольку, поскольку приносит прибыль. Чем больше прибыли приносит имущество (вне зависимости, каким образом - будь это проститутки или алюминиевый гигант), тем желаннее оно для предпринимателя. На сегодняшний момент практически все предприятия, могущие приносить прибыль в данный условиях, приватизированы. Ужесточившиеся битвы предпринимателей за перераспределение собственности - тому доказательство. Однако вне приватизации оказались огромные массы имущества, способного приносить прибыль - это земельные угодья и жилье. Как известно, основная масса жилищного фонда в СССР была общественной (принадлежала либо предприятиям, либо непосредственно государству). Кооперативный и частный сектор с 40-х никогда не превышал общественный. Единственной формой распределение жилья в общественном секторе было его плановое административное распределение. Это, с одной стороны, давало гарантию (а механизм власти в СССР давал рабочим возможности практически полного контроля за деятельностью госаппарата. На практике это выражалось в том, что руководитель, который вместо предоставления квартир рабочим, давал их своим родственникам, неизбежно сталкивался с ОБХСС), что все граждане страны будут обеспечены жильем, а с другой, препятствовало созданию крупного частного жилищного сектора и распределения жилья не в пользу наиболее нуждающихся, а по принципу купли-продажи. Иными словами, это гарантировало рабочее большинство от того, что жилищный фонд будет скуплен группой самых богатых, как это обстоит во всех капиталистических странах. Фактически жильцы, проживавшие в государственных домах, были собственниками своего жилья (не непосредственно, но постольку, поскольку они управляли всей страной). Именно поэтому коммунальные платежи и платежи за пользование жильем были так низки и малозаметны для доходов большинства трудящихся. Если бы этих платежей не было вообще, то ничего ровным счетом не изменилось бы - фактически граждане платили сами себе. Но формально это бремя ложилось на плечи государства. И после трагического для страны 1991 года эта система, в основном, сохранилась, но с одной-единственной поправкой - если ранее государство имело в своем распоряжении все коммунальные службы и ресурсы и распределяло их, как распределяется на предприятии продукция одного цеха между другими цехами, то в рыночных условиях государство потеряло контроль над большей частью произведенной продукции, отдав ее на откуп частникам. Таким образом, оно само превратилось в капиталиста (совокупного и самого крупного в стране), ставя в качестве цели хозяйственной деятельности не удовлетворение потребностей общества, а получение прибыли. И сейчас, имея оставшиеся от советской власти обязательства по поддержанию жилищной инфрастуктуры, вынуждено нести огромные затраты, что служит причиной больших дырок в бюджете. Любой человек, не имеющий представления о марксистской теории государства, скажет, что именно так и должно быть, и такая ситуация - естественна. Дескать, в рыночном обществе государство должно нести потери «во имя общества». Но при этом большинство граждан РФ недоуменно удивляются, почему государство не желает мириться со своей долей и кивают на то, что «страна-де такая неправильная»... Марксист же удивляться не будет, так как прекрасно знает, что государство как политический субъект есть лишь приказчик, менеджер господствующего класса (в данном случае, буржуазии), и как хозяйственный субъект - нечто вроде акционерного общества, пайщиком которого состоит весь класс капиталистов. И, действуя в рыночных условиях, государство имеет цель, защищая интересы своего класса, дать предпринимателям еще один источник наживы, а в качестве капиталистического предприятия, сбросить с себя лишние расходы. Если в предыдущие 10 лет капитализма руки у них до жилищно-коммунальной сферы так и не дошли, то сейчас уже наступил «час Х», когда вступили в силу некоторые законодательные акты, запускающие этот процесс.
2. Процесс пошел...
Собственно говоря, процесс перевода жилищного фонда РФ в частную собственность запущен был задолго до того, как была принята программа «жилищно-коммунальной реформы». Приватизация жилья была заложена в программе демократов еще в самом начале перестройки как необходимая мера перехода к рынку. И с законом о приватизации жилья, принятым еще неразогнанным Верховным Советом, фактически начала реализовываться. Но если в случае с промышленными предприятиями приватизация произошла в интересах крупного капитала - в частное владение немногих лиц перешла огромная часть российской промышленности, то приватизация жилья такого единовременнного обогащения не принесла - рынок жилья в силу сохранявшейся от СССР инфраструктуры, в большой степени государственно дотируемой, остался узок. Часть государственного жилья вообще еще за 10 лет не приватизирована, часть приватизирована самими жильцами, и только не более 5-10% (а в некоторых регионах менее 1%) покупалось и продавалось, служа источником прибыли, так же как и количество жилплощади, которая сдавалась и приносила своим владельцам ренту, было незначительным. Хотя процесс выведения жилья в товарное обращение шел. Люди разорялись и были вынуждены продавать свои квартиры и обменивать на кваритры меньшей площади с доплатой, на рынок выбрасывалась «излишняя жилплощадь», например, полученная по наследству, развернулось частное строительство, муниципальные квартиры не предоставлялись (за исключением особых случаев) населению безвозмездно, а продавались на рынке. Но все равно темпы этого процесса не устраивали класс предпринимателей. Те в поисках рынка для размещения свободных капиталов настойчиво требовали от правительства мер по ускорению создания рынка жилплощади. Уже с 1998 года был готов проект реформы, в 2000 он был принят и начинает реализовываться сейчас.
Основным методом достижения поставленных целей реформы (создать «дешевое государство» за счет населения и перевести жилье в товарный оборот) стала мера по достижению 100% оплаты коммунальных услуг. Соответствующие постановления местных властей уже с января вступили в силу в Москве, Нижнем Новгороде и Тюмени. А «эксперимент» по введению 100% оплаты в Зеленограде был начат еще год назад. На практике это не означает ничего, кроме... РОСТА ЦЕН. С цинизмом невиданной силы московские власти просят москвичей «помочь» им в более чем двукратном увеличении квартирной платы, собщая при этом, что тот, кто платит сейчас 350 рублей (что само по себе уже немало, например, для пенсионеров с пенсией в 900-1500 рублей, безработных с еще меньшим пособием или студентов со стипендией 300 р.), будет платить 800-1000 руб. И это без учета коммунальных услуг! Коммунальные услуги, по расчетам правительства, будут определяться рынком. Так как ни одного случая падения цен на товары народного потребления или услуги за все 10 лет реформ так и не зафиксировано, то можно с уверенностью сказать, что и эти цены подвергнутся безудержному росту. Правительство само признает, что службы, обслуживающие коммунальную сферу, требуют повышения цен на свои услуги, и оно их пока что сдерживает, и отпуск цен вызовет их повышение как минимум вдвое. Но это все по расчетам правительства, а оно ЗАИНТЕРЕСОВАНО в сокрытии правдивой информации о реальных масшабах повышения цен на коммунальные услуги и жилье, преуменьшая их. Кто помнит, как Гайдар обещал повышение цен в результате либерализации «не более, чем в полтора раза» и сравнит эти обещания со своим опытом, тот проэкстраполирует правительственные цифры сообтветвтующим образом и получит приблизительный коэффициент. О масштабах повышения стоимости коммунальных услуг говорит тот факт, что даже Зеленоград, где процент лиц с высокими доходами, выше, чем в Москве, пригрозил массовыми акциями неповиновения и заставил правительство Москвы в прошлом году отказаться от «экспериментов» с ЖКХ.
Вторая мера, считающаяся разработчиками «вспомогательной», но на самом деле одна из важнейших черт реформы ЖКХ - это выселение по суду за неуплату. И именно эта мера выполняет задачу расширения рынка жилья, которое необходимо для согревания рук спекулянтов-риэлтеров. Если первая мера существенно уменьшит жизненный уровень небогатых семей, толкая их к разорению, а следовательно, практически неизбежному накоплению задолженности по квартплате, то вторая обеспечит выселение с продажей жилья.
3. К чему это приведет?
Таким образом, все население России поделится на три группы. Первая - группа самых богатых, которым в общем, безразлично, платить ли за квартиру тысячу или пять тысяч в месяц. Этот слой уже имеет по нескольку квартир и нисколько не тяготится материально, проводя в каждой евроремонт раз в год. Именно эта группа выиграет от реформы, хотя официальные сообщения и говорят, что «богатые будут платить больше остальных». Богатые выиграют не на оплате услуг ЖКХ, а на неизбежном понижении цен на квартиры, продаваемых за долги (за счет повышения предложения и искусственном их занижении в процессе исполнения судебного решения) и на получении значительной прибыли от квартирной ренты в процессе появления арендных отношений в жилищной сфере. Иными словами, появятся крупные собственники жилья и появится масса арендаторов, не имеющих НИКАКОЙ крыши над головой и никакого угла, где можно было бы приткнуться, готовые заплатить любые деньги за возможность спать не на лавочке в городском парке. И с этой массы собственники смогут получать большие доходы, как это обстоит во всех капиталистических странах, пользуясь совершенно безвыходным положением последних.
Вторая группа - это те, кто не сможет платить за квартиру (из-за низкой заработной платы, безработицы, болезней и т.д. - причин обнищания при капитализме достаточно) и будут выселены. В лучшем случае, лишившись жилплощади, они смогут прибрети более дешевое жилье. Меньшей площади, с худшими санитарными условиями, без удобств, например, горячей воды, отопления или канализации, удаленные от места работы, в плохом состоянии. Если не смогут платить и за такую квартиру, то будут переселяться в коммуналки, общежития или бараки, которых, в связи с повысившимся спросом, вновь настроют для тех, кто напрочь лишится каких-либо прав на жилье. И единственным способом улушить свои жизненные условия будет съем квартиры у хозяина (разумеется, если зарплата позволит оплачивать не только ренту хозяину, но и нехилые коммунальные платежи). И то до тех пор, пока жизненный уровень не упадет в связи с кризисом, болезнями или повышением цен. Неудачникам, которые, лишившись жилья, не смогут найти себе крышу над головой по доходам, придется сооружать из пустых коробок домишки на пустырях и перенимать «прогрессивный опыт» западных и российских бомжей. Чтобы читатель понял, каковы ожидаемые масштабы бомжевания, сообщу известную цифру - в «благополучной» Америке на 300 млн. населения - 40 млн. НЕ ИМЕЮТ ПОСТОЯННОЙ КРЫШИ НАД ГОЛОВОЙ. То есть время от времени бомжуют.
Третья группа - эта тот слой высокооплачиваемых клерков, обслуги, чиновников и «рабочей аристократии», которую называют «средним классом». Для нее реформа выразится в резком снижении жизненного уровня и постепенном перетекании в предыдущую группу. Уже на первом этапе правительство Москвы обещает 22% от средней заработной платы. Так как постоянной тенденцией капитализма является рост цен при «замораживании» заработной платы (например, в форме отставания от индексации), то эта цифра постоянно будет подниматься и дойдет до среднемировой в 60-70%. Таким образом, коммунальные платежи «съедят» все семейные фонды, кроме самых необходимых, доведя потребление до самого минимума. Так, впрочем и живет подавляющее большинство людей на Западе - еда, одежда и жилье. Все остальные расходы тщательно будут урезаны. Глупо предполагать, что такая жизнь, с экономией на всем, кому-то понравится.
У жилищно-коммунальной реформы для этой группы есть еще одна сторона - это ухудшение жилищных условий. Даже те, кто смогут платить за жилье, пусть даже и большую часть заработной платы, все равно будут стоять «на грани», не имея никакой возможности улучшить свои жилищные условия. А квартиры стареют, семьи разрастаются, в конечном итоге, уже через двадцать лет те семьи, которые смогут сохранить полученную при советской власти квартиру, окажутся перед лицом таких проблем, как перенаселенность и необходимость смены жилья. Так как высокая квартплата не позволит создать амортизационные и накопительные фонды семейного бюджета, чтобы купить новую квартиру - все уйдет в карман продавцов света, газа, отопления, воды и прочих услуг, то кое-кому придется смириться с необходимостью снимать жилплощадь. Таким образом, хоть и медленнее, но «средний класс» перетечет в разряд «дойных коров», доить которых будут собственники жилья, причем всю их жизнь, ибо накопить на квартиру будет еще труднее - к коммунальным платежам прибавится еще и прибыль, выплачиваемая собственнику жилья. От этого пострадает в первую очередь молодежь, не успевшая при Советской власти получить отдельного от родителей жилья.
4. Что делать?
Мировая практика показывает, что подобное положение с жильем для трудящегося большинства населения непосредственно связано с капиталистическим способом производства. Во всех капиталистических странах основная масса жилого фонда принадлежит немногочисленной группе частных собственников, в связи с чем цены на жилье крайне высоки. При огромном количестве незаселенной по причине дороговизны жилой площади трудящиеся массы живут в бараках и не имеют элементарных условий для жизни, платя к тому же большую часть своей зарплаты за грязь, тесноту, антисанитарию и прочие неудобства, не имея при этом никаких перспектив по улучшению жилищных условий. Именно поэтому карикатуры Херлуфа Бидструпа, которые тот нарисовал в 50-70-х гг., посвященные жилищному вопросу в капиталистической Дании, не утратили актуальность для любой страны с рыночной экономикой, хотя нас и пытаются убедить, что «капитализм-де изменился».
«Эксперименты» демократов в России с жилищной проблемой уже многократно вызывали резкий протест по многим регионам. Однако эти стихийные протесты не привели ни к какому результату, ну, разве что демократические власти продолжили делать то же самое, но несколько осторожнее. Причин безрезультатности несколько.
Первая причина безрезультатности - это узость целей. Практически ни в одном городе, где проходили митинги, перекрытия дорог, сбор подписей и прочие мероприятия против повышения цен на коммуналку и жилищной реформы, не пошли дальше вымаливания подачек в виде сохранения существующих цен и обещаний не проводить те или иные мероприятия по реформированию. Все те граждане, которые с пеной у рта будут кричать и требовать на митингах прекращения реформ, не выдвигая требований восстановления Советской власти, обречены на то, чтобы получить, даже в случае «успеха» ту же самую реформу, но в другом виде. Возьмем опыт Швеции - «социалистическое правительство» в свое время пошло на национализацию некоторого процента жилья, чтобы предоставлять его особо нуждающимся. Но при этом население все равно страдает от высоких цен на жилье и плохих жилищный условий. А почему - потому, что национализация без уничтожения рыночной экономики как таковой привела к тому, что государственное жилье было поделено на «коммерческое» - то есть благоустроенное по высоким ценам, и «социальное», которое плохо финансируется и распределяется по нормам, недостаточным, чтобы не вызвать перенаселенности. Но даже этого жилья не хватает, так как в рыночных условиях, ориентируясь на прибыль, а не на удовлетворение потребностей граждан, государство совершенно не заинтересовано в строительстве новых домов, ремонте старых, предпочитая переводить государственное жилье в «коммерческий» сектор и иметь с этого прибыль, как имеет ее любой другой капиталист. Хрен редьки в данном случае не слаще. Если россияне даже и отвоюют себе сохранение существующей системы, заставив государство нести на себе обслуживание жилищного фонда, то государство все равно возьмет свое - обложит население дополнительными налогами, перестанет заботиться о том, чтобы у населения была горячая вода и отопление (как, например, это происходило в Сибири), перестанет ремонтировать и строить дома и будет медленно, но верно, с упорством маньяка повышать цены на коммуналку.
Пока что основной массой росииян не понята та простая истина, что причина их бедствий заложена в самом общественном строе, полагая, что все дело лишь в злой воле чиновников. Ведь мысль принять законы, по которым миллионы останутся без крыши над головой, возникла в головах чиновника не случайно. Сами по себе чиновники не являются законченными маньяками, охваченными целью умертвить как можно больше населения. РЫНОК, товарно-денежные отношения, объективные законы развития капитализма подсказывают предпринимателям и их чиновным холуям, какие законы необходимо принимать. Политическое господство предпринимателей в том и выражается, что законы принимаются в интересах очень узкой группы людей, руководствующейся исключительно своими интересами. И единственным способом гарантировать себя от принятия законов, выгодных предпринимателям, является отстранение капиталистов от власти и принятие экономических мер по уничтожению рыночных отношений Мы видим, что ни на Кубе, ни в КНДР население не имеет перед собой столь ужасных перспектив в жилищном вопросе. Наоборот, жилищное строительство активно развивается, вся масса жилья распределяется по нормам, установленным обществом. Каждый кубинец и кореец (разумеется тот, кому посчастливилось родиться в КНДР) знает, что ему гарантировано дешевое, практически бесплатное жилье. И каждый гражданин социалистического общества знает, что единственным гарантом доступного жилья является общественная собственность на средства производства и плановое хозяйство. И до тех пор,пока основным способом борьбы за дешевое жилье не станет борьба за социализм, ситуация не изменится.
Непонимание законов общества никогда и никого еще к победе не приводило.
Вторая причина - это неорганизованность. Раздробленные выступления всегда очень легко успокаивались киванием на «временность» и «локальность»трудностей, практически всегда уговорами и в некоторых случаях подачками. Без организации и в дальнейшем невозможны никакие успешные действия, особенно политические. И поэтому необходимо жителям объединяться и создавать в каждом городе, каждом районе местные комитеты для руководства борьбой. Но следует помнить, что такие комитеты не способны сами по себе решить эту проблему коренным образом, так же как и профсоюзы не способны построить коммунизм. Решить проблему коренным образом, т.е. уничтожением капиталистических отношений, можно только под политическим руководством коммунистической партии, нашей партии, РКРП-РПК, на деле показавшей себя в борьбе за социализм.