Молодежь и российская действительность:
проблемы и размышления
Когда политическая партия определяет свое отношение к тем или иным социальным группам, она обычно исходит из интересов этих групп и сопоставляет, насколько ее программа соответствует им. Однако, когда заходит речь о молодежи, то возникает определенная сложность.
Дело в том, что молодежь является возрастной группой. Ее интересы, хотя и связаны с той или иной социальной группой, все-таки имеют свою специфику. Для каждого человека молодость - это, прежде всего, время получения знаний, поиска своего места в обществе и выбора жизненного пути, профессии, вступления в производственный процесс и период формирования основных, наиболее важных социальных навыков. Для нее характерны большая социальная мобильность и неопределенность жизненных установок. Поэтому такое своеобразное положение молодежи делает для нее актуальными ряд проблем, которые для взрослых могут показаться второстепенными.
Но можно ли на этом основании говорить о том, что молодежные проблемы являются проблемами в одинаковой степени для всех молодых? Разумеется, нет. В обществе, которое расколото на богатых и бедных, на собственников и пролетариев говорить об “общемолодежных” проблемах просто глупо: “единой” молодежи не существует. Трудно предположить, например, такую молодежную политику, чтобы даже дети капиталистов или рафинированных “демократических” интеллигентов в массовом порядке вступали в РКРП. Поэтому в данной статье речь идет о проблемах, которые стоят, прежде всего, перед выходцами из трудящихся слоев.
Сегодня стало аксиомой: в современном мире быть полноценным человеком можно лишь при наличии знаний. Поэтому основной проблемой молодежи видится проблема получения ею доступного и качественного образования. Однако факт, что любой общественный строй оказывает непосредственное и определяющее влияние на систему образования. В капиталистическом обществе преимущественный доступ к образованию всегда имеют имущие слои. Это преследует свою цель: неграмотного человека легче обмануть. И вне зависимости от того, является ли система образования цензовой напрямую (платное образование), или же косвенно (формально бесплатное образование), в условиях господства частнособственнических отношений у капиталистов всегда имеется ряд преимуществ перед рабочим, когда речь заходит об образовании их детей.
При капитализме ограничение права на образование наиболее ярко и выпукло проявляется в платном обучении. Если ты не имел счастья родиться в семье буржуа, то тебе уготована судьба всю жизнь мести улицы или таскать мешки, быть охранником буржуйского добра или вышибалой в баре - то есть выполнять работу, не требующую особых знаний или культурного развития. Разумеется, вне зависимости от твоего желания. Рисуя для российских простолюдинов лубочные картинки будущего благоденствия их страны при помощи ослепительного витринного блеска западного мира, российские сторонники рыночной экономики, активно ратующие за платное образование, всячески замалчивают тот факт, что на “цивилизованном” Западе подавляющее большинство населения не имеет денег на оплату своего образования, что разрыв между образовательным уровнем богатых и бедных там с каждым годом увеличивается. Отсюда, если учесть, что в России по экспертным данным только 3-4% населения имеют материальную возможность оплачивать образование своих детей, остается только ужаснуться, в какую пропасть невежества “демократы” толкают трудящееся большинство нашей страны.
Но мне могут возразить, что в некоторых “развитых” капиталистических странах есть и бесплатное образование. Даже, дескать, в России будущая реформа образования предусматривает бесплатное обучение для тех, кто отлично учился в школе.
Однако, именно здесь-то и кроется ловушка для легковерных. Все дело в том, что, во-первых, бесплатное образование финансируется из государственного бюджета, который почти целиком формируется за счет налогов с трудящихся. Ведь даже налоги с собственников предприятий есть не что иное, как неоплаченный труд рабочего. Таким образом, трудящееся большинство не только само платит за образование своих детей, но и позволяет богатому меньшинству сэкономить на образовании своих. В целом же ни одно буржуазное государство не заинтересовано в тратах на образование. Даже такие богатые, как США, предпочитают “скупку мозгов” в других странах, в том числе и в России. Во-вторых, имея единственный и весьма скромный по размерам источник своего существования - собственный труд, отнимающий большую часть времени в их жизни, трудящиеся, как правило, не имеют ни времени, ни сил, чтобы заниматься своим образованием или образованием детей. Поэтому даже при условии пока еще бесплатного школьного образования в России значительная часть рабочей молодежи имеет образование не выше 8 классов. А большинство имеющих среднее образование не могут поступить в вуз, так как не имеют ни времени на подготовку к поступлению, ни средств, чтобы за время учебы не умереть с голоду. Богатая же часть населения имеет все средства для образования: репетиторов, свободное время, деньги и т.п.
Таким образом, одного только бесплатного образования явно недостаточно. Доступность и качество образования непосредственно зависят от достижения социального равенства.
Второй важнейшей проблемой, с которой неизбежно сталкивается молодое поколение и которое ее волнует - это вопрос о ее будущем. И здесь молодой человек вновь сталкивается с проблемой социального неравенства. Тем, кто не владеет собственностью и не имеет стабильных и достаточно высоких доходов, остается только одно - наниматься к чужому дяде. А жизнь наемного работника, как показывает вся предшествующая история человечества, не представляет ничего привлекательного и не предоставляет радости творческого труда, что столь важно для становления молодого человека. У него не остается свободы выбора, ибо степень свободы человека в мире капитала определяется размером его кошелька. Перспектива же превратиться в рабочую скотинку никого из молодежи не радует. В таком мире она обречена на потерю целевых установок. Отсюда и уход в алкоголизм, наркоманию и преступность. Самоубийство - явление тоже гораздо более распространенное среди молодежи, чем среди взрослых.
Последнее время наблюдается ситуация, когда молодежь, осознавая всю мерзость происходящего, видя свое будущее в одних лишь трагических красках, не видит вообще никакого выхода. А между тем этот выход существует и не только апробирован на практике, но и показал блестящие результаты. Он заключается в уничтожении частной собственности. Только общественная собственность на средства производства, ликвидация эксплуатации человека человеком и плановая экономика даст молодежи возможность реализовать себя в полной мере, решит основные проблемы.
Говоря об образовании, следует отметить, что, в отличие от буржуазии, которая не была заинтересована в образовании и всестороннем развитии рабочих - ибо образованных и развитых рабочих труднее обманывать - Советская власть с первых же дней своего существования была непосредственно заинтересована во всеобщей образованности населения. Она не только отмела все цензовые и сословные ограничения по доступу к образованию, но и обеспечила переработку в лучшую сторону всей системы среднего образования, практически заново перестроила систему высшего образования, поголовно ликвидировала неграмотность.
Таким образом, после 1917 года неимущие слои впервые получили образование бесплатно. Более того, образование стало обязанностью каждого гражданина. Через систему разного рода поощрений и преимуществ Советская власть даже заставляла некоторых отсталых родителей приводить своих детей в школу, а несознательных взрослых тоже садиться за парту. Более того, она организовала систему помощи малоимущим, дети которых по тем или иным причинам не могли посещать школу.
Всячески поощрялось получение полного среднего образования: для работающих была создана система вечерних школ, курсов повышения квалификации с преподаванием общеобразовательных предметов и т.д. Была создана система профессионального образования, которая дала основной массе советских рабочих, даже по признаниям многих западных специалистов, квалификацию, редко встречающуюся у рабочих Запада. Такой подход диаметрально отличается от сегодняшнего, когда сотни тысяч детей не ходят в школу вообще, а во многих школах после 9-го класса из 40 учеников в школе оставляют 25, закрепляя за остальными “право” лишь не неквалифицированный физический труд.
Особую роль в СССР играло высшее образование. Только Советская власть по-настоящему дала рабочим и их детям доступ к высшему образованию. Более того, получение высшего образования именно рабочими даже всячески поощрялось. Вплоть до 30-х годов по всей стране действовала сеть рабфаков, которая помогала рабочим перешагнуть через разрыв в образовании между начальным (обычным для большинства из них в первые годы после революции) и уровнем знаний, необходимых для поступления в вуз. А в конце 70-х - начале 80-х годов в СССР всерьез обсуждался вопрос о переходе к всеобщему высшему образованию.
После всего сказанного вряд ли есть смысл подробно говорить о том, что Советской властью предпринимались огромные усилия по повышению общекультурного уровня населения и, прежде всего, молодежи. Только при Советской власти основная масса населения узнала, что такое театр, смогла свободно наслаждаться музыкой, живописью, всесторонне развивать свои таланты.
Точно такая же ситуация с образованием имелась везде, где рабочие брали власть в свои руки и предпринимали решительные шаги по уничтожению частной собственности. На Кубе и в Северной Корее не торопятся с введением рыночной экономики, несмотря на все возрастающее давление капиталистического окружения, в том числе и потому, что только в результате революции огромные массы рабочих и крестьян смогли получить образование. На Кубе, например, один из самых высоких процентов лиц с высшим образованием не только в Латинской Америке, но и во всем мире. И это в то время, когда в соседних богатейших Соединенных Штатах миллионы даже писать не умеют, а 20% американцев не могут найти свою страну на карте.
Приведенные примеры убедительно подтверждают гениальную мысль основоположников марксизма, высказанную ими еще в “Манифесте коммунистической партии”: “свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.”
Для молодежи коммунистического общества и вопрос о будущем не имел, присущего капитализму, характера тяжелых раздумий о жизненной доле молодых представителей неимущих классов. Тогда молодежь имела счастье не думать о многих проблемах капитализма: при научной организации труда не было безработицы, жилье было практически бесплатным, причем темпы жилищного строительства постоянно росли, была полностью искоренена нищета - даже самая низкая зарплата была выше прожиточного минимума. А если прибавить бесплатную медицину и систему социального обеспечения, то вопрос о выживании отпадал автоматически. Каждый человек был уверен в завтрашнем дне.
В таких условиях молодежь ставила себе целью не достижение материальных благ, как в массе это делают сейчас задавленные материальными трудностями российские подростки, а достижение определенного уровня собственного развития. Если сейчас при выборе профессии они ориентируются не столько на склонности и задатки, сколько на престижность и денежность профессии, то молодежь 30-80-х годов совершенно не была ограничена материальными вопросами и выбирала профессию со свободой, немыслимой при капитализме. Она имела возможность не просто трудиться, а трудиться творчески в обстановке коллективизма и социального равенства.
Демократический угар, которым молодежь была отравлена в начале 90-х годов и который “демократы” постоянно стремились поддерживать, постепенно начинает проходить под воздействием людоедской политики самих “демократов”. Опросы показывают, что среди молодежи все реже и реже встречается неприятие советского строя, советского образа жизни, негативное отношение к политике СССР. Но при этом молодежь и студенчество все еще мало знают о социализме и совершенно недостаточно участвуют в политической борьбе за свои права. А между тем единственный способ для молодежи избавиться от “прелестей” капиталистического бытия - это сознательная борьба в единых рядах с рабочим классом и его коммунистической партией.
Но прежде всего сама партия должна быть готова к этому. По мере того, как партия будет расти теоретически и активнее действовать, массы трудящейся и учащейся молодежи будут находить в ней выразительницу их коренных интересов, носительницу научной теории, которая способна повести их на коренное изменение существующих общественных отношений. Тогда молодежь придет в партию. Причем не в специальные “молодежные” организации, а именно в партию. Накопленный десятилетний опыт борьбы говорит о том, что создание в современных условиях борьбы любых “самостоятельных” молодежных организаций ведет лишь к уводу прогрессивной молодежи от действительных, серьезных задач борьбы и порождает всевозможных политических мутантов вроде маляровых, былевских, буслаевых и К, ничего общего не имеющих с настоящей политической борьбой. Поэтому не случайно различные “серые кардиналы” от политики всегда стремятся использовать их в своих корыстных целях: создавать “партизанские отряды”, как призывает Губкин, совершать сколь глупые, столь и хулиганские акции, как лимоновцы в Латвии, или использовать молодежь лишь в качестве “пушечного мяса” при организации “радикальных акций”, вроде глупой и бессмысленной попытки силой прорваться на Красную площадь. Такие акции, как показывает практика, не воспитывают молодежь, а, наоборот, разлагают. В таких условиях молодежь не растет политически, т.к. эти акции не приносят политического результата, не несут в массы коммунистические идеи. Это бесплодное расточительство молодой энергии.
РКРП же намерена готовиться к революции всерьез, чтобы наверняка... Поэтому привлечение молодежи в РКРП связано не с “радикальными” акциями и созданием молодежных организаций, сколько с включением в повседневную будничную работу. Только на практике серьезной политической борьбы вырастают перспективные молодые кадры.