Один из аргументов
в пользу коммунизма для интеллигенции
Одним из важных компонентов счастья для человека является психологически и социально комфортная среда. Так устроен человек, что он существо социальное, и качество социума, качество общения для него есть важнейшие факторы среды.
Вообще, понятие среды очень обширно. Завод является средой, и парк, и спальный район, и автобус, и магазин возле дома, и возможность выйти / не выйти на лавочку поговорить с соседями также является средой для человека. Когда коммунисты говорят о тех или иных аспектах проблем пролетария при капитализме, они берут один из факторов среды, но в настоящее время мало кто пытается рассмотреть в анализе тех или иных проблем вопрос среды как системы факторов, которые для каждого человека выступают как внешние и от его воли совершенно независимые. В некотором смысле это понятно - хочется сакцентировать на некоторые реперные точки, как то: проблему рыночной экономики, проблему товара и обмена, проблему планирования. Однако предлагаю рассмотреть вопрос о среде для интеллигенции при капитализме.
С одной стороны, кажется, что для буржуазной технической и гуманитарной интеллигенции среда вполне благоприятна и комфортна. Капиталисты используют интеллигенцию как свой управляющий, административный и идеологический аппарат, потому с материальной точки зрения материальное положение технической и гуманитарной интеллигенции гораздо лучше, чем положение собственно рабочего - даже при адской эксплуатации интеллигенции интеллигент все же менее рискует здоровьем и имеет больше материальных благ взамен.
Однако есть и другая сторона. Я не буду говорить, что при всем внешнем благополучии интеллигента интеллигенция поставлена в рептильное и зависимое положение и он фактически такой же раб, как и таджик на стройке - разве что паспорт не отбирают.
Капиталистическое общество являет собой абсолютно некомфортную психологически среду для интеллигента. Особенность любого носителя знаний в том, что знания - это не бумажник, и носитель его не носит их в кармане, они даже не вшиты у него под кожу, как таблетка у закодированных алкоголиков. Обладание знаниями - это живой, движущийся процесс приобретения новых, развития старых знаний. Человек, который перестал приобретать знания, остановился в их приобретении, не применяет их или, как частный случай, принимает за научные открытия ненаучные сказки вроде религии, стремительно деградирует и превращается более в носителя ученой спеси (что мы могли наблюдать у многих бывших советских ученых, восторженно перекрасившихся в перестройку). Потому истинный интеллигент всегда развивается, всегда много читает и занимается исследовательской работой. И здесь интеллигент сталкивается с тем, что капиталистическое общество как раз является по сравнению с коммунизмом наихудшим обществом для личного научного развития.
- Капитализм не финансирует или финансирует недостаточно фундаментальную науку. Частный собственник никогда не будет платить за что-либо, что не принесет ему прибыли. Потому только авторитетный сходняк делегатов предпринимателей мохнатой руки (то есть правительство) может выжать из предпринимателей хоть что-то, чтобы можно было экспериментировать в области общей физики. И этого всегда недостаточно. Ни один капиталистический ученый еще не сказал, что его достаточно финансируют, если только этот ученый не разрабатывает оружие или не синтезирует наркотики.
То есть такой фактор среды, как полноценная творческая работа и развитие, при капитализме неполноценен. Удовлетвориться им могут разве что ремесленники от науки и искусства, для которых исследовательское творчество утилитарно. Возможно, что инженер, ваяющий новые типы плат как пирожки, может быть субъективно удовлетворен своим «творчеством», но объективно он ограничен и не может развиваться. На определенном этапе это перестает его удовлетворять.
- Капитализм имеет тенденцию к удорожанию образования для образовываемого. То есть для небогатого интеллигента каждый новый шаг в ступени к знаниям есть всегда лишения, но не лишения, связанные с учебным трудом, а лишения материальные и далеко не всегда подъемные для бюджета. То есть среда ограничивает его возможности развиваться. Да, Интернет усилиями в основном стихийных коммунистов (которые в полном противоречии с буржуазным принципом купли-продажи выкладывают бесплатно книги и материалы) пока еще полон различной литературы. Но именно эта стихийность и рубит напрочь пользу от этого - отсутствие системности знаний (которая разрабатывается системой общественного образования) приводит к тому, что знания становятся фрагментарны и отрывочны, бесполезны и даже вредны. Интернет полон мешанины из некомпетентных и откровенно глупых текстов. Среда, в которой недоступно системное образование, в которой полезные знания регулярно забиваются «белым шумом», травмирует человека, который, чтобы сохранить свой социальный статус, обязан постоянно обогащать свой багаж знаний. Это напоминает рыбака, который, чтобы выжить, обязательно должен поймать энное количество рыбы, но у него есть платный пруд, где рыба точно есть, но отнюдь не осетры, и бесплатная лужа, в котором рыба бывает, если повезет.
- Капитализм основную массу населения держит в глубоком невежестве. Не так давно, проезжая в корпоративной маршрутке по проспекту, увидел билборд с рекламой выставки передвижников. И я спросил: а кто знает, кто такие передвижники? И носители восьми ВУЗовских дипломов, которые в это самое время сидели рядом, так и не смогли ответить на этот вопрос. С помощью интернета двум удалось вспомнить, что это художники, и это люди, которые, казалось бы, должны быть более интеллектуально развиты. А основная среда, окружающая интеллигента, еще более невежественна и дика. Капитализм опустил ценность знаний как таковых, опустил ценность общей культуры для пролетариата.
И в результате значительное число знаний интеллигента теряет свой смысл, свое значение, перестает быть социально значимым фактором, обесценивает и его место в обществе. Знаешь ты русскую литературу, не знаешь; можешь ли ты описать порядок синтеза 8-оксихинолина или из органики усвоил только С2Н5ОН, и то при приеме внутрь, - это ни на что не влияет. Труд, который человек прилагает, приобретая знания, стремясь к культуре, оказывается бессмысленно спущен в унитаз.
То, что в интеллигенте формирует личность, нагло топчется безграмотными морлоками. В пролетарской среде слово «интеллигент» становится ругательным. Эпические истории мальчиков со скрипкой в рабочих районах и ботаников в школах, где к 9-му классу 25 человек из 30 трезвыми в школу уже не приходят, есть лишнее подтверждение, насколько травмирующей капиталистическая среда является для интеллигента. И очень часто она является травмирующей не только в психологическом смысле, но в прямом физиологическом.
Интеллигент в капиталистическом обществе оказывается раз за разом в некомфортной среде - пролетариат чужд ему по своим примитивным интересам и примитивному общению, общение с ним на уровне его интересов обедняет как личность интеллигента.
Но проблема в том, что и буржуа по своим интересам, по уровню интеллектуального и морального развития личности совсем недалеко ушли от морлоков. Дело усугубляется тем, что интеллигент находится по отношению к буржуа в подчиненном, рептильном положении. Интеллигент великолепно понимает все убожество личностей абрамовичей, потаниных, их обнюхавшихся кокаина отпрысков, их механически натасканных администраторов-управленцев, причем в этой среде обычно просто зашкаливающее количество сволочей и мерзавцев, настолько, что даже бандюганы из спальных районов в глазах некоторых интеллигентов выглядят благородно (с чем и связан исторически непреходящий в буржуазной литературе сюжет про «благородных жиганов»).
Человеку культурно и интеллектуально развитому очень трудно и психологически и физически общение с кем-либо, кроме собственной, замкнутой среды. Интеллигент загнан в культурное гетто - особенно хорошо это видно по университетским кампусам США, где преподаватели и исследовательские работники годами не выезжают за пределы кампуса, иначе как в супермаркет. За пределами кампуса там банально не с кем общаться, негде применить знания, и даже при желании выйти за пределы гетто это перемещение происходит лишь географически, но качественно интеллигент остается в той же самой социальной изоляции.
Да и в целом общество вокруг с точки зрения сколь-нибудь думающего человека не представляет собой ничего привлекательного. Представьте себе нормального человека, запертого в палате вместе с толпой слабоумных, алкоголиков, наркоманов, патологических воришек и маньяков. Это ли не повод задуматься о смене общественного строя?
Коммунисты, наоборот, ставят своей целью, если несколько утрировать, создать общество интеллигентов, то есть общество всесторонне образованных и развитых людей. В условиях общественной собственности и планового хозяйства только качественный и высококвалифицированный труд может быть эффективен, может расширенно воспроизводить человека. Коммунизму не нужен работник одной только лопатой, этот технологически архаистический тип обработки неэффективен - он требует уйму человеческого времени. Растрата человеческого времени на низкопроизводительный физический труд - это нерациональная трата ресурса, все равно, что забивать гвозди микроскопом. Коммунизму нужен работник, который может не просто квалифицированно пользоваться сложными устройствами, но и расширенно воспроизводить их, чтобы, в свою очередь, все более и более высвобождать ценный и уникальный ресурс человека - разум - от монотонного и механического труда в пользу его максимальной эффективности в труде научном и творческом. Точно так же, как сжигание углеводородов в ДВС и ТЭЦ есть «топка печки ассигнациями», использование человека как носителя разума капитализмом есть бездарная трата человеческого ресурса.
Такой подход выведет интеллигента из той скорлупы корпорации, в которой он пытается скрыться от стада морлоков сверху и снизу общества, облегчит труд интеллигента по поддержанию и развитию собственной сущности, реализует его идеи, даст толчок творческому развитию интеллигента, создаст по-настоящему комфортную среду.