О характере и содержании борьбы коммунистов
Ленин учит, что революционная теория не есть догма, и окончательно она складывается лишь в тесной связи с революционной практикой. С другой стороны, практика становится слепой и утрачивает свою революционность, если теряет связь с революционной теорией. В этой взаимосвязи, в теснейшем соединении революционной теории с революционной практикой, заключено основное условие побед коммунистов. В нарушении - причина их поражений.
Подчеркнем, что под революционной теорией и революционной практикой понимаются теория и практика, которые не просто объясняют действительность и следуют у нее на поводу, но активно эту действительность преобразуют. Как раз такая революционность заключена в марксизме, воплотившем в практику жизни коммунистические мечтания человечества, сделавшем эти мечтания борьбой миллионов людей. Его главнейшая заслуга состоит в том, что он превратил коммунизм из утопии в науку, установил твердые основания этой науки и наметил путь, по которому должно идти. Марксизм раскрыл сущность современного капиталистического хозяйства, объяснив, как наемный труд порабощает миллионы неимущего народа в интересах кучки капиталистов-богатеев; показал как все развитие капитализма создает необходимость и условия для утверждения социалистического устройства общества; научил видеть под разными покровами классовую борьбу всяческих видов имущих классов с массой неимущих, с рабочим классом, передовым отрядом всех неимущих; выяснил, что настоящая задача революционной коммунистической партии не сочинение планов переустройства общества, не устройство заговоров, а организация классовой борьбы и руководство этой борьбой, конечная цель которой - завоевание политической власти пролетариатом и организация социалистического общества. Марксизм научно доказал, что коммунизм не выдумка мечтателей, а конечная цель и необходимый результат развития человеческого общества. Что никакая сила не разрушила бы капитализм, если бы его не подмыла и не подрыла история. Что социализм это то, что соединяет труд и собственность, производителя и потребителя, работника и результат его труда, а весь процесс развития общества ставит в зависимость от потребностей и интересов людей.
Все это наглядно подтверждается не только опытом СССР, но и в нынешнее время торжества капиталистической контрреволюции. В экономике это проявляется в укрупнении производства, в его глобализации, в обобществлении и огосударствлении, в борьбе с анархией и возрастании плановых тенденций. В политике - в расширении и углублении демократизма. В человеческих отношениях - в стремлении к равенству и товариществу. В частности, опыт СССР блестяще показал, что национальный вопрос может быть разрешен лишь на почве социалистических общественных отношений. В духовности - в усилении влияния нравственных принципов трудового народа и отказе от морали буржуазной. То есть, очевидно, что все дороги ведут человечество к коммунизму. Как бы не зубоскалила современная буржуазия в мелочных порицаниях коммунизма, но человеческое общество, тем не менее, и вопреки ее потугам, развивается именно к коммунизму.
Говоря о революционности сегодня, когда буржуазия пытается спекулятивно обыгрывать понятие «революция», нельзя не отметить марксистское понимание этого вопроса.
Прежде всего, надо уяснить, что всякая настоящая революция по своей сути есть переход от одного качественного состояния в другое. Сейчас в массе людей, к сожалению и среди коммунистов, укоренилось весьма примитивное и ошибочное представление о революции как лишь об акте вооруженного захвата политической власти. Буржуазная пропаганда умело использовала убогость такого представления и, лукаво сведя все дело к пьяному матросу с маузером, превратила его в эффективную идеологическую страшилку для обывателя.
Однако революционность вообще и марксистская в частности имеют гораздо более широкий и глубокий смысл. Так марксистская революционность предполагает качественные изменения всего уклада жизни общества, буквально каждой его стороны, каждого его элемента. Объективным обоснованием для чего является основная цель коммунистического движения - преобразование общества классового в общество бесклассовое, т.е. коммунистическое. Осуществление этой цели есть - иначе не может быть - целый комплекс революций: в области экономики, в области политики, в области культуры, в области морали, нравственности, духовности.
Решение вопроса ликвидации частной собственности и обобществления средств производства, создание принципиально нового планового, централизованно управляемого хозяйствования, есть революция. Замена буржуазной политической власти, приноровленной к задачам эксплуатации и угнетения трудящихся масс, на власть народа, приноровленную на претворение в жизнь интересов трудящихся, есть революция. Овладение культурными достижениями человечества каждым членом общества, а не только избранными, есть революция. Воспитание нового человека коммунистического общества, революция. Решение всех этих задач требует как радикального революционного отказа от многих устоявшихся столетиями привычных норм, отработанных в предыдущих обществах, так и, главным образом, радикального революционного созидания. Именно в этом состоит революционность марксизма. Революционность его теории и революционность его практики.
Здесь необходимо оговорить, что в данной статье широко используются формулировки, объяснения и выражения классиков марксизма. Они используются не в виде строгих цитат со ссылками на источники, а в сущностном пересказе. Подобный пересказ делается не потому, что автору для разъяснений не хватает собственных слов, но потому, что определения и выражения выдающихся людей более ярки, более точны, более емки, более кратки. Одновременно пересказ дает возможность приблизить их к нынешнему дню, позволяет обострять внимание на сути сказанного, демонстрировать ход и логику мышления. Таким образом, используются не только сущностные представления основоположников марксизма, но и образ их видения происходящего, используется сам их язык. Что, безусловно, также составляет бесценный боевой арсенал коммунистов, который сегодня, в угоду некоему пресловутому «осовремениванию», непозволительно заброшен. К тому же принципиальная схожесть многих конкретных современных ситуаций и обстоятельств с уже происходившими в прошлом и успешно преодоленными коммунистическими предшественниками позволяет активно применять их опыт не только в сути, но и в формах, включая полемическую фразеологию.
К примеру, в свое время большевизм формировался после длительной полосы господства оппортунизма ІІ Интернационала, очищаясь от него и выковывая собственные методы борьбы. Нынешнее коммунистическое движение находится в аналогичном положении, что позволяет не просто использовать опыт большевиков, но использовать его буквально в азбучном воспроизведении. Отказываться от него сегодня, подменяя «осовремененными» поделками номенклатурных партийных чинуш и звоном лозунгов, просто преступно. Тем более что этот опыт прекрасно обобщен и подан в чеканных формулировках Сталина. Правда, лаконизм их истины некоторые «шибко грамотные «марксисты»» (пригревшиеся на сайте Коммунист.Ру и в р-р-революционном угаре пытающиеся «побороть не просто слова: «сталинизм», «троцкизм» и т.д., но и соответствующий стиль мышления», поскольку «Нет больше сталинизма и троцкизма…») считают примитивизмом.
Сегодня наше коммунистическое движение ведет борьбу в условиях сравнительно мирного развития капитализма. Оппортунизм, победивший в КПСС, обеспечил ему не только победу в контрреволюции, но и создал мощный задел для последующего закрепления. Достаточно взглянуть на заказные «социалистически-коммунистические» партии. Аналогично партиям ІІ Интернационала они обрастают жиром и не хотят думать о революции, о диктатуре пролетариата, о революционном воспитании масс. Вместо цельной революционной теории у них обрывки и противоречивые теоретические положения, оторванные от живой революционной борьбы и превратившиеся в обветшалые догмы. О теории Маркса они уже даже для виду перестали вспоминать. Вместо революционной политики у них дряблое филистерство и трезвенное политиканство, парламентская дипломатия и парламентские комбинации. Для виду, конечно, принимают грозные решения и лозунги, но без каких-либо элементов революционности. Вместо воспитания и обучения партии революционной тактике у них тщательный обход наболевших вопросов, их затушевывание и замазывание. Для виду они, конечно, не прочь поговорить о больных проблемах, но тем разговором всё и заканчивается.
Такова физиономия современных оппортунистических партий, их метод работы, их арсенал. Однако мало кто сомневается, что грядет новая полоса революционных схваток, и что оппортунистические методы оказываются недостаточны и бессильны перед всесилием капитала. Поэтому необходимо, как это в свое время сделали большевики, пересмотреть эти методы, изгнать вон филистерство, узколобие, политиканство, ренегатство, социал-пацифизм. Необходимо выковать новые виды оружия. Без такой предварительной работы нечего начинать решительные действия, ибо на деле это означает оказаться недостаточно вооруженным или просто безоружным перед лицом новых революционных битв. В свое время большевики успешно справились с этой задачей - они выковали свой метод борьбы. Тот метод, который обеспечил им много великих побед.
В чем основа и сущность этого метода? К чему сводятся его требования?
Во-первых, к установлению единства между теорией и практикой.
Во-вторых, к проверке политики партий не по их лозунгам и резолюциям, а по их делам, по их действиям.
В-третьих, к построению всей партийной работы на революционный лад, на воспитании и подготовке масс к революционной борьбе.
В-четвертых, к обучению и воспитанию партии на собственных ошибках, на самокритике.
Большевики ленинской партии блестяще сумели применить этот метод. Современному же коммунистическому движению необходимо вновь ему учиться. Необходимо восстановить утраченные навыки победного ленинского метода.
Как учит марксизм, теория есть опыт рабочего движения, взятый в его общем виде. Однако теория становится беспредметной, если она не связывается с практикой. В свою очередь практика слепнет, если она не освещает себе дорогу теорией. Но теория становится величайшей силой коммунистического движения, если складывается с его практикой. Тогда она дает движению уверенность, понимание внутренней связи происходящих событий, силу ориентировки в любых ситуациях. Одна лишь теория помогает практике понять не только настоящее, но и определить, куда и как движется развитие в будущем. И самое важное, только революционная теория - теория, ставящая революционные цели и, в силу этого, предполагающая революционные методы их достижения, способна сделать революционной практику. Именно поэтому Ленин не уставал повторять, что без революционной теории не может быть и революционного движения. Ибо отрыв или отказ от революционной теории лишает практику революционности.
Как раз это состояние характерно для нынешнего коммунистического движения и является решающей причиной всех - прошлых, настоящих, будущих неудач. В чем конкретно проявляется отрыв? Главное, в отходе от основополагающих положений марксизма, которые именно и составляют его революционную суть. Прежде всего, отказ от классовой точки зрения на борьбу. Марксизм научил видеть под покровом укоренившихся обычаев, политических интриг, мудреных законов, хитромудрых учений, классовую борьбу. Он определил, что задачей настоящей революционной коммунистической партии является не сочинение планов переустройства общества, не напевы капиталистам о необходимости улучшения положения трудящихся, не устройство заговоров, а организация «…классовой борьбы пролетариата и руководство этой борьбой, конечная цель которой - завоевание политической власти пролетариатом и организация социалистического общества» (В.И. Ленин, «Наша программа»).
Именно от этих принципиальных теоретических революционных положений марксизма отказываются всякого рода соглашатели и оппортунисты. За примерами для подтверждения далеко ходить не надо - достаточно обратиться к партийным документам КПУ или КПРФ, где за избитым прикрытием боязни оттолкнуть от себя «широкие массы населения» (читай - мелко буржуазные слои), они скрывают свое классовое ренегатство. А ведь марксизм отчетливо указывает, что вне классовой борьбы социализм есть пустая фраза или наивное мечтание, что именно связь социализма с классовой борьбой превратила социалистические мечтания в социалистическую борьбу. Как возможно, отказавшись от этого, именовать себя коммунистами? Ведь, фактически, отказ от классового подхода означает отказ от действительной борьбы за социализм и возврат к утопическим мечтаниям. Не случайно потому такие “коммунисты” находят поддержку буржуазии, которой страшна революционная классовая борьба за социализм, но не социалистические мечтания.
На деле, бесклассовая позиция псевдокоммунистов ведет к раздроблению и мельчанию рабочего движения, потере им силы и политического значения. В свою очередь, отказ от самостоятельной классовой политической борьбы логично тянет за собой целый ряд других отказов в сторону соглашательства с буржуазией. Он порождает фетишизацию буржуазного парламентаризма и буржуазной легальности, когда соглашательские партии превозносят легальные методы борьбы и этой легальностью думают убить капитализм. В результате сегодня рабочее движение отдано на откуп либеральной буржуазии, а рабочий класс, являющийся передовым и ударным ядром движения, полностью находится под ее влиянием и безвольно тянется у нее на поводу под заунывное нытье «коммунистических» партий. Все это хорошо видно в последних избирательных баталиях на Украине.
Отрыв от марксизма разрушает и марксистский пролетарский интернационализм, приспосабливая коммунистическое движение к буржуазному национализму. Чтобы убедиться в правоте сказанного, достаточно привести лишь одно, незначительное по объему, но очень значительное по смыслу, заявление лидера КПУ Симоненко, который на 40-м съезде партии поставил основной её задачей борьбу «…за национальное освобождение от угнетателя-олигархата и компрадорской буржуазии». Видеть коммунистический смысл в этой абсурдной фразе может не просто далекий от марксизма, но абсолютно чуждый ему человек.
К слову сказать, сегодня все оппортунистические партии посыпают голову пеплом и всячески себя открещивают по поводу жертв, якобы террора большевиков и так называемых преступлений сталинского режима. Не лучшее ли это свидетельство их действительной классовой сути и отступничества от сути пролетарской, от самого права пролетариата на освобождение, от его права защищать свою свободу с оружием в руках против поднявших оружие на него? Рабочий человек никогда не признает такое лицемерие. Поскольку в его классовой среде, несмотря на все ухищрения новоявленных господ - переименования, установления памятников, перезахоронения, возведения в “святые” и прочее - Николай ІІ был, есть и останется Кровавым, а не “святым”, как для буржуазно-поповских последышей, Колчак - не выдающимся деятелем России, а вешателем, Деникин - не благородным полководцем, а душителем свободы. Иного и быть не может. В то же время, Сталин для него великий революционер, вождь и учитель, борец за освобождение трудового человека, меч, карающий его врагов. Подтверждением является то, что авторитет борцов революции в массах трудящихся (в отличие от новых угнетателей) неуклонно растет, а ее врагов падает. Пусть пока не очень ярко, но это дело времени. Поэтому не подлежит сомнению, что Ленинград вскоре опять станет Ленинградом, а Сталинград Сталинградом.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что только воссоединение марксистской теории с практикой коммунистов способно восстановить действительную революционность коммунистического движения и его силу, способно возродить подлинно революционную партию рабочего класса.
Сегодня, когда разгул оппортунизма не знает удержу, это положение для коммунистов приобретает особое, фактически, решающее значение, является насущнейшей задачей дня. Ибо оно создает предварительные условия их будущих побед. Основной проблемой здесь является очищение марксизма от всего наносного и чуждого ему. Буржуазные идеологи вкупе с оппортунистами опошлили и до неузнаваемости исказили все сущностные его положения, а посредством пропагандистских возможностей внедрили эти извращенные представления в сознание масс людей. Чтобы восстановить положение требуется большая и серьезная работа с привлечением всех коммунистических сил. Когда-то такую работу проделал Ленин, который очистил и вновь вывел на свет революционные мысли Маркса и Энгельса, также тогда искажаемые и опошляемые. В то же время Ленин не ограничился лишь их очищением, а развил дальше, дополнил новыми мыслями и положениями.
К сожалению, сегодня такая работа серьезно не проводится. Даже весьма солидные и авторитетные теоретические издания коммунистов не берут на себя ответственность вести принципиальную последовательную борьбу за теоретическое очищение и развитие марксизма. Большей частью они представляют собой отстойники плюралистических разглагольствований. Не делается это и при проведении международных форумов коммунистов, которые сейчас более напоминают тетеревиные тока, где каждый слушает лишь себя и сам себе указ.
Будучи диалектически динамичной, марксистская наука развивается вместе с изменяющейся действительностью. Однако, в отличие от метафизически застойных буржуазных концепций, она не просто приспосабливает к ней свои генеральные положения и принципиальные выводы, а, опираясь на них, объективно анализирует новую действительность и тем вооружает передовые силы общества для новых свершений во имя прогресса. Главный вывод, вытекающий из ленинского анализа империализма, состоит в том, что империализм есть канун социалистической революции, есть последняя капиталистическая ступенька исторической лестницы, после которой следует ступенька, называемая социализмом. В то же время, хотя экономической сутью империализма, как и век назад, продолжает оставаться господство монополий, развитие капитализма привело к значительным системным его изменениям, сообразно с которыми изменяется и подход к вопросу о пролетарской революции, ее характере, объеме, глубине, ко всей схеме революции вообще.
Во-первых, поскольку империализм глобализовался и образовал всемирную систему порабощения и угнетения гигантского большинства населения земли несколькими «передовыми» странами, то к вопросу о революции надо подходить с точки зрения экономико-политического состояния всех стран, состояния всего мирового сообщества.
Во-вторых, поскольку капиталистическая глобализация свидетельствует, что вся мировая система хозяйствования созрела для социализма, то нужно говорить о наличии условий революции во всей мировой системе, как едином целом.
В-третьих, поскольку современный империализм представляет собой единую мировую систему, то социалистическую революцию надо рассматривать как результат развития противоречий в мировой системе капитализма.
В-четвертых, поскольку современный империализм образовывает единый мировой фронт капитала, то ему должен быть противопоставлен общий фронт коммунистического движения всех стран, как единая система национальных организаций.
В-пятых, поскольку империализму удалось победить социализм в СССР и восстановить цепь мирового империалистического фронта, то революция снова явится результатом разрыва в наиболее слабом ее месте.
Где продолжится революция в будущем? Безусловно, империалистическая цепь опять прорвется там, где она слабее. И не обязательно, где капитализм более развит, где больше развита промышленность, больше демократии и культуры. Может, в Латинской Америке? Тогда почему? Потому, что там перед народами стоит такой безжалостный и заслуживший всеобщую ненависть масс противник, как иноземный империализм, а освободительные движения есть мощнейший союзник движению революционному.
Сейчас некоторые коммунисты впадают в удрученное состояние, отмечая отсутствие по-настоящему революционного коммунистического движения. Однако если вспомнить историю, то и большевистская партия Ленина даже в начале 17-го года не имела того решающего значения, которое она приобрела потом. Дело в корне изменилось в условиях открытых революционных схваток, в период открытых столкновений классов, когда перед пролетариатом встали задачи, на которые не могли дать ответы погрязшие в оппортунизме партии ІІ-го Интернационала. Этот период поставил задачу о перестройке всей партийной работы на революционный лад, о воспитании рабочих в духе революционной борьбы за власть, о союзниках и т.д. и т.п.
Но такие задачи не могли быть разрешены силами партий, воспитанных в мирных условиях парламентаризма и пропитанных духом соглашательства, что изначально обрекало революционное движение на поражение. Естественно, пролетариат не мог примириться с таким положением. «Отсюда необходимость новой партии, партии боевой, партии революционной, достаточно смелой для того, чтобы повести пролетариев на борьбу за власть, достаточно опытной для того, чтобы разобраться в сложных условиях революционной обстановки, и достаточно гибкой для того, чтобы обойти все и всякие подводные камни на пути к цели». (И.В. Сталин, «Об основах ленинизма»). Таковой партией к этому периоду были большевики, заблаговременно подготовленные для революционных битв. Надо подчеркнуть, что именно принципиальное следование марксистской теории позволило им еще в мирных условиях предвидеть будущие классовые бои и готовиться к ним заранее. Поэтому их партия не только дала ответы на вопросы практики, но и возглавила все движение.
Как видим, в начале 17-го года у большевиков не было, и быть не могло, готовой политической армии, а создали они ее в ходе борьбы и столкновений классов с апреля по октябрь. Политическая армия не то, что армия военная, когда генералы приступают к боям, имея уже готовую армию. Партия создает свою армию в ходе самой борьбы, в ходе классовых столкновений, по мере того, как массы убеждаются на собственном опыте в правильности ее политики. Опираясь на стихийный подъем масс, возглавив и руководя движением, партия формирует ту массовую политическую армию, которая способна сокрушить буржуазный класс. Важнейшим условием подготовки такой армии для решающих битв, является изоляция соглашательских партий, как наиболее опасной социальной опоры врагов революции в период революционной развязки. Не изолировав такие партии, совершить революцию невозможно. В этом состоит основное стратегическое правило социалистической революции. То есть, главные усилия коммунистов в период подготовки к открытым боям, должны быть направлены на изоляцию этих партий, на отрыв от них широких масс трудящихся.
Как конкретно должна осуществляться такая изоляция, в какой форме? Несомненно, что и сегодня подобная изоляция должна проводиться, как она проводилась большевиками в 1917-м: под лозунгом «Вся власть Советам».
В чем состоит непреходящая значимость этого лозунга? Прежде всего, в том, что Советы являют собой принципиально новый организационный аппарат общественно-государственного управления, возводящийся на массовой, непосредственной и прямой демократии, т.е. являются наиболее демократическими в условиях существования классов организациями. По сравнению с буржуазным парламентаризмом это огромный шаг вперед на пути развития демократии, дающий такую тесную, неразрывную, легко проверяемую и возобновляемую связь с абсолютным большинством народа, которая в буржуазной государственной системе невозможна. Советы являются организациями самих трудящихся масс, т.е. делают постоянной и единственной основой всей политической жизни общества именно те массы населения, которые в самых демократических буржуазных республиках, формально будучи равноправными, на деле тысячами приемов и уловок отстраняются от участия в политической жизни, от пользования демократическими правами и свободами. В то же время Советы не просто привлекают эти массы к участию в демократии, подобно буржуазному «демократическому» хождению к избирательным урнам, но развязывают и активно применяют их энергию, инициативу, творческие способности, направляют их на борьбу за освобождение и устройство нового общественного строя.
Таким образом, Советы являются наиболее массовыми и наиболее революционными организациями трудящихся масс, наиболее мощными органами революционной борьбы масс, способными сломить всесилие капитала, разбить, разрушить и заменить чиновничью государственную систему буржуазии. Они являются именно тем аппаратом, посредством которого авангард революции может поднимать, воспитывать, обучать, вести за собой всю гигантскую массу угнетенных классов. То есть Советы являются той единственной политической формой, в рамках которой только возможно освобождение трудящихся, победа революции и победа социализма. Если бы революционное творчество трудящихся не создало Советы, то революция для пролетарских масс стала бы делом безнадежным. Неслучайно поэтому первейшими шагами буржуазной контрреволюции было разрушение советской организации власти, ради чего она даже наплевала на свой хваленый «демократизм» и демонстративно-показательно, на виду всего мира, расстреляла ее остатки из танковых пушек средь яркого солнечного дня 4 октября 1993 г. в самом центре столицы России. Но… дала при том и хороший урок классового воспитания.
В то же время, в ходе борьбы за Советы в массах, прежде всего, рабочих, активно формируется
социалистическое сознание, признание необходимости и неизбежности переустройства всего уклада жизни;
понимание роли рабочего класса, как той решающей силы, которая единственно способна победить капитализм;
осознание себя рабочими в роли класса, ведущего политическую борьбу за власть;
понимание авангардной и ударной роли рабочего класса во всем освободительном движении трудящихся масс;
союзничество и взаимодействие с другими общественными силами;
интернациональное содружество угнетенных классов.
Вот почему большевики ухватились тогда за Советы. С одной стороны, как за основное организационное звено, способное обеспечить организацию революции и создание условий для ее развития, с другой - как за тот оселок, на котором проверяется подлинная революционность практики каждой партии, т.е. проводится размежевание революционных сил с псевдореволюционными и отрыв последних от масс. Именно по тем же причинам, вопрос о Советах и сегодня должен стоять во главе всей борьбы революционных коммунистов. Решение его становится действительной основой и исходным пунктом современного революционного коммунистического процесса, коренной задачей революционного коммунистического движения.
Согласно ленинской теории, основной закон революции состоит в том, что недостаточно, чтобы угнетенные массы осознали невозможность жить по-старому и потребовали перемен, а необходимо, чтобы угнетатели не могли жить и управлять по-старому. Поэтому для победы революции надо, чтобы большинство рабочих поняло необходимость революционного изменения политического устройства общества и было готово идти ради этого до конца, и, одновременно, чтобы правящие классы переживали кризис. То есть, революция невозможна без общенационального, затрагивающего и угнетаемых и угнетателей, кризиса. Имеется в виду не кризис, вызванный некоей профессиональной непригодностью буржуазии, например, нынешней украинской, к управлению обществом, а непригодностью тех буржуазных методов, которыми она управляет, но которые уже не приемлются общественной массой. Такой кризис, с одной стороны, значительно обессиливает буржуазию, которая бросает все и начинает заниматься собой, погрязая в собственных конфликтах и разборках. С другой стороны, он вовлекает в политику все население страны, втягивает в схватку даже самые отсталые массы, к которым буржуазия вынуждена обращаться за помощью в решении собственных проблем, но которые она же и революционизирует по мере разоблачения лживости своих лозунгов и обещаний.
При имеющемся подготовленном, грамотном и решительном авангарде трудящихся - рабочем классе, - ведомом революционной партией, вопрос революции в подобных условиях становится только делом техники. Сегодня как раз отсутствие такого авангарда позволяет буржуазии, невзирая на все и всякие кризисы, держать власть и открыто измываться над собственным народом. Все это - и кризис в правящем классе, и классовую беспомощность трудящихся масс, и отсутствие революционного авангарда, и соглашательство партий, именующих себя коммунистическими, наглядно демонстрируют нынешние оранжевые “революции”. Отсюда вытекают и задачи коммунистического движения.
Прежде всего, это задача восстановления классового и революционного характера коммунистических организаций и партий, задача перестройки всей партийной работы на революционный лад. Революционного не в призывах к восстанию и штурму Кремля или Банковой, а в восстановлении в партийной практике революционности марксистской теории, в восстановлении нацеленности на революционные преобразования общества. Именно эта задача вновь встала перед коммунистами и является решающей в данный момент. Только революционная партия способна привнести в рабочие массы революционное социалистическое сознание, последовательно внедриться в них, разъяснить и добиться понимания ими сути идей социализма, целей и способов борьбы, роли и места в ней рабочего класса, т.е. придать стихийному возмущению рабочих капиталистическими порядками характер сознательной и организованной борьбы с капитализмом и классом капиталистов. Такая партия делается своеобразным приводным ремнем всего рабочего движения, соединяющим и заставляющим двигаться сначала передовые, прогрессивные, а затем и абсолютно все силы класса в едином направлении и ритме.
Марксистское учение о партии превосходно представлено в работах Сталина и вряд ли возможно там что-либо существенное добавить или убавить. Вместе с тем особо выделим ряд моментов.
Первый. Было бы маниловщиной думать, что когда-либо весь или почти весь класс способен подняться до уровня сознательности и активности своей передовой части. Исходя из этого, партия не должна допустить, чтобы такое различие стало разрывом. Подобный разрыв замкнет партию в себе, превратит ее в секту, лишит доверия во всей рабочей массе. Поэтому партия обязана быть не только передовой частью класса, но и быть теснейше связанной всеми своими корнями с беспартийными массами. Без такой связи партия не сможет руководить классом и стать решающей силой революции.
В то же время, партия не есть единственная организация рабочего класса. Но, поскольку все эти организации обслуживают один класс, класс пролетариев, то партия, как высшая форма его классового объединения, может и должна стать той центральной организацией, которая побудит все остальные организации проводить в жизни единую, общую, согласованную линию. Чтобы успешно решать такие задачи, партия должна обладать полным доверием масс, которое приобретается через ее правильную теорию, правильную политику, преданность рабочему классу, через связь с массами рабочего класса, умение убеждать в правильности своих действий. Для этого надо вобрать в себя все лучшие элементы рабочего класса, их опыт, их революционность, их беззаветную преданность делу пролетариата. С другой стороны, партия обязана поднимать все более и более обширные слои до передового уровня, совлекая тем их с пути тред-юнионизма и превращая в самостоятельную политическую силу.
Второй. Партия должна быть не только суммой частных групп и отдельных партийных организаций, но и единой системой этих организаций - с высшими и низшими органами руководства, с подчинением меньшинства большинству, с решениями обязательными для всех членов. Несомненно, что в современном мире глобализованного капитализма коммунисты обязаны иметь и адекватную современности единую глобальную организационную структуру. Усилению интернационализации капитала должно быть противопоставлено усиление интернационализации пролетариата, усиление интернационализации коммунистического движения.
Третий. Борьба с оппортунизмом. Она должна быть беспощадной и вестись беспрестанно как с оппортунистическими организациями псевдокоммунистов, так и с оппортунистическими элементами в собственных рядах. Опыт марксизма учит, что суть борьбы с первыми, серьезность опасности которых возрастает по мере продвижения революции к развязке, состоит в изоляции этих организаций от масс, в их отрыве от масс путем разоблачения фальши и гнилости их политической практики, их нацеленности сводить все дело к соглашению с буржуазией, их антиреволюционной деятельности, прикрываемой пышными лозунгами. Для чего всегда надо доискиваться классовой реальности, сопоставляя со словами дела, а не довольствоваться шарлатанскими фразами. С другой стороны, оппортунистические элементы, находящиеся внутри партии, вносят в нее дух разложения, колебаний, неуверенности, они источник фракционности, дезорганизации и распада. Поэтому борьба с такими элементами, изгнание их из партии, есть важнейшее предварительное условие успешности борьбы с капитализмом. Подчеркнем, что попытки решить вопрос без преодоления оппортунистических элементов путем идейной борьбы внутри партии, путем изживания этих элементов из партии, есть гнилой и опасный путь, грозящий обречь партию на хроническую слабость и паралич. «Партия укрепляется тем, что очищает себя от оппортунистических элементов».
Четвертый. Отношение партии к своим ошибкам - важнейший показатель ее серьезности. Не скрывать ошибки и затушевывать больные вопросы, не прикрывать недочеты фальшивым благополучием и оптимизмом, что отупляет живую мысль и тормозит дело революционного воспитания партии и масс, а открыто признать ошибку, вскрыть ее причину, проанализировать обстановку ее породившую, обсудить средства исправления - вот признаки серьезной партии, ее серьезного отношения к поставленным перед собой целям и обязанностям, к ее отношению к своему классу и трудящимся массам. Некоторые недальновидно паникуют, что вскрытие собственных ошибок и самокритика опасны для партии, ибо могут быть использованы противником против партии. Ленин же считал, что надо не смущаться щипкам противников, что коммунисты достаточно опытны и сильны, чтобы, вопреки злорадствованиям и кривляньям врагов, продолжать свою работу беспощадного разоблачения собственных минусов, которые непременно будут превзойдены ростом рабочего движения. Чем вернее коммунисты разберутся в недостатках и решительнее их выправят, тем быстрее придут к победе.
Ценнейшей составляющей общей сокровищницы марксизма является ленинская наука о руководстве революционной борьбой, ленинская стратегия и тактика борьбы. И хотя некоторые сомневаются в ее актуальности, утверждая, как, к примеру, редакция Коммунист.Ру, что «по бескрайним просторам бывшего СССР разгуливают лишь одежды призраков. Пустые формы прошлых лет», сектантское мышление которых «вертится в порочном круге штампов прошлой эпохи», позволим себе рассмотреть вопрос на основе позиции именно этих «штампов». Тем более, что мнящие себя марксистами парвеню никакой разумной альтернативы им, кроме звонкого крика, не предложили.
Согласно ленинской науке стратегия представляет собой общий план ведения борьбы, имеющий целью довести борьбу до конца и выиграть войну. На практике стратегия выступает как определение направления главного удара на данном этапе, разработка общего плана борьбы и неуклонное проведение принятого плана через все затруднения и осложнения на пути к цели.
Тактика же есть часть стратегии, ей подчиненная и ее обслуживающая, которая имеет целью выиграть те или иные отдельные сражения, успешно провести те или иные кампании, те или иные бои и выступления, соответствующие конкретной обстановке в период данного этапа. Путем правильного использования всех имеющихся форм борьбы и организации она позволяет добиться максимума результатов при данном соотношении сил. Если стратегический план остается без изменения на весь данный период, то тактика может меняться множество раз. В частности, она меняется в зависимости от приливов и отливов коммунистического движения, его подъема или упадка. Движение поднимается в гору - формы борьбы становятся революционными: политические забастовки, политические демонстрации, бойкоты парламента, общая политическая стачка… Отлив, отступление, упадок движения - формы борьбы меняются: вместо бойкота участие в парламенте, вместо открытых внепарламентских выступлений парламентская работа, вместо политических забастовок частичные экономические забастовки и даже просто затишье, массовые революционные организации заменяются культурно-просветительными, кооперативными, прочими подзаконными организациями. Задача тактического руководства - выдвижение на первый план именно тех форм борьбы и организации, которые более всего соответствуют имеющимся условиям, обеспечение их правильного использования.
Такой подход к организации борьбы прекрасно был реализован в практике большевиков начала ХХ века. Этот исторический опыт, безусловно, остается актуальным для современного коммунистического движения и непременно должен быть использован сегодня. Попробуем применить его к нашему времени хотя бы схематично, поскольку проделать такую работу в полном объеме, представить возможный вариант общего плана по силам лишь коллективным усилиям партии.
Исходя из имеющейся ситуации, стратегической задачей современного этапа борьбы коммунистов является ниспровержение буржуазии и переход власти к пролетариату. Основной силой этапа является рабочий класс, который должен присоединить к себе массу крестьянства и полупролетарских элементов населения, чтобы совместными усилиями сломить сопротивление буржуазии и парализовать ее союзников. Для решения этой задачи логично выделяются три главных направления деятельности коммунистов.
Первое. Решение основного вопроса революции - вопроса о власти. Ранее уже говорилось о значимости Советов для революции. Не будем повторяться, но отметим, что именно они являются единственной политической формой, позволяющей обеспечить освобождение трудящихся, победу революции и дальнейшее созидание социализма. Ибо только Советы являются, как органами могущими организовать революцию, так и органами будущей пролетарской власти. Отсюда, одной из решающих задач современных коммунистов является борьба за Советы. И на уровне теории, и на уровне пропаганды, и, что наиболее важно, на уровне практической реализации Советов прямо сейчас, незамедлительно и решительно. На деле это разъяснение сути Советов и Советской власти в массах трудового народа, прежде всего, в массах рабочего класса, для восстановления понимания ими политической важности Советов.
С другой стороны, целенаправленная работа по формированию и организации деятельности Советов на существующих предприятиях и учреждениях. Для начала, с целью установления рабочего контроля над производством и распределением, проведения учета труда и продуктов. В последующем, превращать Советы в действенные органы рабочего самоуправления. Не в пристройки и не в дополнения к структурам буржуазии, а в непосредственные органы собственного контроля и управления трудящихся. Сперва на предприятии и учреждении, а затем, через последовательное объединение Советов предприятий территории, в органы местного и общегосударственного управления. Таким образом, суть данного направления заключается в проведении линии от лозунга «Даешь Советы!», до лозунга «Вся власть Советам!».
При реализации этого направления надо с максимальной эффективностью использовать не только возможности предоставляемые буржуазной «демократией», что, безусловно, очень важно, но, и, главным образом, усиливающееся ныне стремление масс к демократии. Если верно организовать работу, не пассивно довольствоваться имеющимися уже отвоеванными правами, а активно добиваться их дальнейшего развития, то можно достичь ряда выгод. Прежде всего, само расширение и углубление демократических прав и свобод. Для рабочего класса нет пути вперед, к социализму, кроме как через демократию, через политическую свободу. Поэтому, ради достижения конечной цели, он всегда стремится к полному и последовательному осуществлению демократизма. Как бы ни изгалялась буржуазия, но именно рабочий класс не на словах, а на деле, есть передовой и последовательный борец за демократию. Конкретным примером тому являются Советы, как непосредственные и всеобъемлющие, т.е. наиболее демократические, организации масс. Одновременно, борьба рабочих за демократию лучше всего разоблачит «демократическую» лживость буржуазии и всех ее приспешников, будет способствовать изоляции оппортунистов от широких масс населения.
Второе. Аксиомой марксизма является, что социализм только тогда станет силой, когда он станет целью политической борьбы рабочего класса. Ибо только политическое движение неизбежно приведет рабочих к сознанию того, что у них нет выхода вне социализма, что необходимо полное переустройство всего общества, полное уничтожение всякой нищеты и всякого угнетения. Отсюда задача коммунистов - придать борьбе рабочих политический характер. Решение задачи обеспечивается тем, что то позорное экономическое положение, в котором находится рабочий при капитализме, неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за освобождение. Поэтому его не надо увлекать радужными перспективами, а достаточно простого выяснения ему его истинного положения, политико-экономического выяснения того строя, который гнетет его, выяснения необходимости и неизбежности классового антагонизма при этом строе. Именно положение в общей системе капиталистических отношений делает рабочего единственным до конца последовательным, стойким, бескомпромиссным борцом.
В то же время рабочий класс, являясь передовым представителем всего эксплуатируемого населения, способен подталкивать все остальные демократические и политически оппозиционные элементы на бесповоротный разрыв со всем политическим и социальным строем современного общества. Вот почему необходимо особое выделение и обособление рабочего класса, как авангарда, руководителя и основной ударной силы всего освободительного движения. Руководящим началом внутри класса и орудием для его политической борьбы является собственная политическая партия рабочего класса. Которая, для успешного выполнения своей миссии, должна заслужить такой моральный и политический авторитет в рабочих массах, чтобы они принимали ее руководство, чтобы верили ей и добровольно вверяли свою судьбу, чтобы были готовы идти с ней до конца. Добиться этого партия может, прежде всего, своей последовательно пролетарской политикой и преданностью рабочему классу. Для чего она должна уметь точно определять мнение и настроение класса, правильно выражать то, что масса сознает. Уметь, помогая массам на собственном опыте распознать правильность своих действий, активно подводить эти массы к своим позициям, поднимать их до уровня сознания партии.
Особое значение здесь приобретает готовность к внепарламентским формам борьбы и умение их организовывать. Главный порок оппортунистов заключается не в том, что они используют парламентские формы борьбы, а в том, что они переоценивают значение этих форм, считают их единственными формами борьбы. Ибо когда наступает время открытых схваток, то они оказываются неспособными к соответствующим действиям. История коммунистического движения показывает, что парламентская борьба является лишь школой и подспорьем для организации внепарламентской борьбы, что основные вопросы решаются силой, непосредственной борьбой масс. Не это ли подтверждают даже оранжевые «революции» самой буржуазии.
Третье. Хорошо известно ленинское определение, что исторически побеждает тот класс, который может вести за собой массу населения. То есть, от того удастся ли рабочему классу повести за собой революционное крестьянство и присоединить массу полупролетариев определяется судьба и исход революции. Ибо если крестьянство пойдет за крестьянской буржуазией и крестьянскими оппортунистами, то революция обречена на поражение. Поэтому коммунисты обязаны уметь привлечь к себе даже наименее пролетарские слои трудящихся, наладить воздействие на них, подчинить общей дисциплине, уметь достигать соглашения с ними, убеждать колеблющихся, использовать нейтральных, воспитывать отставших. Целью должна быть не борьба с ними, а их привлечение к общей борьбе.
Четвертое в продолжение третьего. Капитализм характерен тем, что окружен массой чрезвычайно пестрых переходных типов - от пролетария к полупролетарию, от полупролетария к крестьянину и т.д., что внутри самого пролетариата имеется деление - более или менее развитые слои, землячества, профессиональные и т.д. Отсюда неизбежно проистекает необходимость прибегать к лавированию, соглашательству, компромиссам с разными группами пролетариев, с разными партиями рабочих и даже мелких хозяйчиков. С другой стороны, участвуя сегодня в политической жизни страны, депутаты-коммунисты довольно часто голосуют за предложения внесенные другими, в том числе буржуазными, партиями. По сути, это есть совместное выступление. Однако: «Все дело в том, чтобы уметь применять эту тактику в целях повышения, а не понижения общего уровня пролетарской сознательности, революционности, способности к борьбе и к победе» (В.И. Ленин, «Детская болезнь “левизны” в коммунизме»). То есть, подобная тактика допустима лишь в том случае, если выгода для коммунистического движения или для исторического развития страны к социализму, неоспорима и требует того, чтобы ее добиваться. Но всегда при категоричном условии, что тем самым не ставится под вопрос пролетарский классовый характер партии и, совершенно понятно, что коммунисты есть независимая партия, временно находящаяся в союзе с радикалами или демократами и совершенно отличная от них, что результат совместного решения их не может удовлетворить, а есть лишь один из достигнутых этапов, новая база для дальнейшей борьбы, что коммунисты не плетутся в хвосте буржуазии, а выступают как принципиально отличная от нее, самостоятельная партия. Таким образом они обеспечат себе уважение и при ближайшем революционном подъеме, которые теперь часто и регулярно повторяются, будут готовы к решительным действиям.
В заключение зададимся вопросом: есть ли сейчас коммунистические организации, отвечающие приведенным марксистским требованиям? Безусловно. Однако наиболее структурированной, теоретически грамотной и практически закаленной сегодня представляется РКРП-РПК. Возникшая в годы контрреволюционного шабаша как одна из многих групп коммунистического сопротивления, эта партия в последующем сумела не только сохранить свою революционно-марксистскую сущность, но и закрепить ее в своей практике. В отличие от иных организаций марксистской направленности, которые запутались в сложностях борьбы и превратились либо в секты, либо в демагогические клубы ура-революционеров. Поэтому сегодня РКРП-РПК вполне достойна взять на себя руководство единым коммунистическим движением нашей страны.