Чтобы иметь право называться коммунистами
Буржуазное наступление на коммунизм и коммунистов ведется сегодня широким фронтом: от мелочных укусов политологических прохвостов до масштабных пропагандистских проектов в средствах массовой информации. Это не случайно, ибо капиталистическая рыночная организация экономики все более обнаруживает свою несостоятельность, а буржуазный класс изобличается в неспособности вести общество по пути прогресса. Действительность все нагляднее разоблачает жизненную чуждость этой системы общественных отношений для подавляющего числа людей, порождает в них отвращение и ненависть к рыночной экономике, расширяет фронт общественных сил, которые все активнее включаются в борьбу против засилья власти капитала, за социальный прогресс, человеческое достоинство, за переход от капитализма к социализму. Победа социалистов даже во Франции, достаточно яркая иллюстрация сказанному. В связи с этим экономико-социальная политика буржуазии сводится к стремлению с одной стороны, смягчить кризисные потрясения капитализма как системы, а с другой - спасти его от нарастающего мирового революционного процесса. При решении второй задачи наиболее важным орудием буржуазии являются оппортунизм в форме ревизионизма, реформизма и авантюризма в коммунистическом движении, которые, действуя в комплексе, развращают и обессиливают рабочих, учат их за пятачок продавать свое право на свободу, превращают в довольных рабов, отказывающихся от мысли об уничтожении рабства или провоцируют рабочих на неорганизованные, стихийные, анархичные, порой, погромные выступления без какой либо стратегии и конкретной цели.
Ленин писал:
«Это не течение, не направление; это теперь стало организованным орудием буржуазии внутри рабочего движения» (Ленин, «Д. Вайнкопу»), и потому их приверженцы, «…будучи слугами буржуазии, являются прямыми классовыми врагами пролетариата» (Ленин, «Крах 2-го Интернационала»). «Практически доказано, - писал далее Ленин, - что деятели внутри рабочего движения, принадлежащие к оппортунистическому направлению, - лучшие защитники буржуазии, чем сами буржуа. Без их руководства рабочими буржуазия не смогла бы держаться» (Ленин «2-й Конгресс Коммунистического Интернационала»).
С сожалением приходится отмечать, сегодня все эти направления идеологического разложения пролетарской массы настолько развились и обнаглели, настолько отработались идейно-политически, настолько сблизились с буржуазией и правительствами, настолько запутали основную массу молодежи, что собственно коммунистическое движение, как выражение цельной и самостоятельной системы миропонимания практически потерялось на фоне оппортунистической пропаганды и практики. Самые матерые извратители марксизма, как, к примеру, Симоненко или Зюганов, выставляют себя его единственными последователями и защитниками от… оппортунистов, на том лишь основании, что возглавляют партии, называющие себя коммунистическими. Большая беда в том, что этого оказывается достаточно, чтобы многие честные труженики шли за ними, слепо веря в их искренность, в их способность привести коммунистическое движение к победе. Оказалось несколько подзабыто, что классики марксизма предупреждали, что теоретическая победа марксизма заставляет его врагов переодеваться марксистами. Поэтому коммунисты должны сознательно учитывать основные принципиальные задачи борьбы с оппортунизмом и «левым» доктринерством, должны понимать, что только научно организованная борьба с этими элементами разложения является предварительным условием победы над капитализмом. Невозможно осуществить действительное сплочение рабочих без решительного разрыва коммунистов с оппортунистами. Без этого нельзя победить в революции, нельзя отстоять ее, нельзя выполнить задачи построения социализма.
Вместе с тем действительность, разоблачая все, что оппортунисты, ревизионисты, реформисты на деле предают и продают, что они проводят буржуазные идеи и влияние, что они на деле союзники и агенты буржуазии, учит трудящиеся массы распознавать их действительные политические интересы и наставляет на путь борьбы за социализм. Чтобы этот процесс шел быстрее, вернее и надежнее, необходимо усилить и упорядочить работу тем, кто сохранил верность марксистским взглядам, т.е. подлинно коммунистическим силам, которые имеются сегодня в Украине. К наиболее значимые из них на данный момент можно отнести ВКПБ, СКУ и РПУ(м-л), конкретной борьбой доказавшие и доказывающие свою последовательно марксистскую позицию. Есть ряд небольших регионально-местных групп. Естественно здесь на повестку дня напрямую выходит вопрос объединения всех их и превращения в единую последовательно коммунистическую силу страны. Сейчас много ведется разговоров о том. Пока большей частью на уровне лозунгов и призывов. Однако при этом нельзя не обратить внимание, что в роли наиболее активных «объединителей» зачастую выступают люди и организации весьма далекие от коммунизма, а чаще всего сторонники откровенно оппортунистических взглядов.
На это обстоятельство указывал еще Энгельс в письме Августу Бабелю:
«Нельзя позволить сбивать себя с толку криками об объединении. Как раз те, кто больше всего носится с этим лозунгом, и являются главными зачинщиками раздоров…Эти фанатики объединения - либо ограниченные люди, желающие смешать все и вся в неопределенную кашу, которой стоит только немного устояться, чтобы различные элементы, сваленные в общий котел, пришли в еще более острое противоречие между собой…; либо это - люди, желающие бессознательно… или сознательно фальсифицировать движение. Вот почему заядлые сектанты и величайшие склочники и прохвосты громче всех кричат о единстве. Ни от кого мы в течение нашей жизни не видали больших неприятностей и подвохов, чем от крикливых проповедников объединения…».
При этом Энгельс предупреждал, что от такого «единства» можно погибнуть. А вот как о том же говорит Ленин:
«История революционных эпох дает слишком, слишком много примеров гигантского вреда от скоропалительных и незрелых опытов «боевого единения», склеивающего для взаимных трений и горьких разочарований разнороднейшие элементы в комитетах трудового народа… Мы хотим воспользоваться уроком этой истории…. Мы никогда поэтому, не исключая самых революционных моментов, не откажемся от полной самостоятельности соц.-дем. партии, от полной непримиримости нашей идеологии».
Как видим, Ленин не только фиксирует проблему, но и устанавливает направление ее решения - безусловное сохранение коммунистами своей полной самостоятельности и своей марксистской, позиции. Только диалектико-материалистическое мировоззрение способно защитить коммунистическое движение от всех разлагающих и извращающих влияний, а значит обеспечить теснейшую сплоченность своих рядов. То есть путь развития и укрепления коммунистических организаций проходит через очищение их от оппортунизма, реформизма, ревизионизма. Поэтому вся нынешняя суета вокруг объединения, не обоснованная идеологически, представляет собой с одной стороны, «честную глупость» политически неграмотных людей, с другой - откровенно спланированную и целенаправленную акцию враждебных коммунистам сил по дезорганизации и ослаблению коммунистического движения.
К сожалению, несмотря на последовательную верность коммунистическим позициям, ни ВКПБ, ни СКУ не смогли стать центрами объединения коммунистов в полном смысле этого слова. Именно отсюда, от неудовлетворенности имеющимся состоянием коммунистического движения и желания его выправить, появление множества отдельных региональных организаций и новой партии - РПУ(м-л). Сейчас РПУ, используя уроки и учитывая ошибки ВКПБ и СКУ, которые свели марксизм к уровню формального начетничества и тем отгородили массы, как от марксизма, так и от себя, взяла ответственность по его оживлению и превращению в организующее ядро всех коммунистических сил. Этой цели служит газета партии «Рабочий класс», как решающий катализатор и организатор оздоровительно-объединительного процесса. Ее задача способствовать объединению коммунистов в единую партийную систему, слить их в единое сплоченное организованное целое, с совершенно четко обозначенными идеологическими границами, сделать их способными, сначала, приобрести реальный авторитет и понимание в рабочем движении и, только после этого, претендовать на организационное оформление своей роли политического авангарда рабочего класса.
Обострение борьбы оппортунизма с коммунистами внутри коммунистического движения есть совершенно неизбежный результат существующей экономической и политической обстановки. Это свойственно всем странам, поскольку везде буржуазия старается так или иначе обмануть рабочий класс, развратить рабочее движение буржуазными идеями. Рост и расширение коммунистического движения неизбежно привлекает в него известное количество мелкобуржуазных элементов, развращенных буржуазной идеологией на уровне инстинктов и постоянно впадающих в нее снова и снова при решении практических задач, что, в свою очередь, непременно ведет к появлению людей, групп, течений отличающихся противоречивым, нетвердым, колеблющимся отношением к социализму, свойственным мелкой буржуазии и приносящим большой вред делу освобождения пролетариата от тирании. Поэтому привлечение новых сторонников, втягивание новых слоев трудящейся массы в рабочие организации неизбежно сопровождается шатаниями организации в области теории и практики, повторением старых ошибок, временным возвратом к устарелым взглядам и устарелым приемам и т.д. Понятно, что на обучение молодых партийцев необходимо тратить силы и время, не жалея эти ресурсы. Но суть состоит не в простом повторении прописных и, т.н. «общеизвестных» истин, что, в общем-то, умеют делать современные партийные секретари (формализм в идеологической работе и является важной причиной осечек ВКПБ и СКУ), а в том, чтобы научиться терпеливо и доходчиво разъяснить все то, что разучились понимать и объяснять ещё в КПСС. Необходимо научить современных коммунистов самообучению и обучению на основе актуальных примеров постоянно и быстро меняющейся действительности. Используя все противоречия в общественной жизни, всякую слабость классового противника и промежуточных слоев, расширять и развивать арену борьбы. То есть надо уметь грамотно применять марксистскую науку в практике. Поэтому систематическое повторение и разъяснение марксистских положений, так называемых «общеизвестных» истин Сталин называл одним из лучших средств марксистского воспитания. При этом оно необходимо не только для дореволюционного периода, но и для достаточно длительного периода послереволюционного.
Коммунисты, действительно, освоившие теорию марксизма, не «мечтатели» о том, что с революцией и заменой частной собственности на общественную все порождаемые капитализмом проблемы, различия, противоречия, предрассудки будут уничтожены сразу, повсюду и до конца. Это длительный процесс активного и целенаправленного созидания будущего. Упразднение частной собственности уничтожит деление общества на классы, положит конец эксплуатации одной части общества другой, создаст условия, когда все богатства и производительные силы будут использоваться не в интересах одного класса, но в интересах всего общества. Однако остаются люди, воспитанные в капитализме. Приходят и новые поколения. Поэтому важнейшей задачей коммунистов является воспитание, обучение, подготовка новых людей, людей всесторонне развитых и всесторонне подготовленных, людей коммунистического будущего. Сделать это возможно исключительно на основе марксистского воспитания, т.е. систематического повторения и разъяснения так называемых «общеизвестных» истин.
Ленин определял, что пролетариат становится непобедимой силой тогда, когда идейное объединение его принципами марксизма закрепляется материальным единством организации, сплачивающей миллионы трудящихся в армию рабочего класса. То есть в основе сплочения лежат принципы марксизма. Почему? Потому что марксизм не выдумка мечтателей, а выражение объективного хода развития человеческого общества. Марксизм исходит из того, что производство, а вслед за производством обмен его продуктов, составляет основу всякого общественного строя, что распределение продуктов, а вместе с ним и разделение общества на классы, определяется тем, что и как производится, и как эти продукты производства обмениваются. Там где буржуазные ученые видят отношение вещей, марксизм вскрывает отношения между людьми. Отсюда выводится, что все причины общественных движений надо искать не в головах людей, а в экономических отношениях.
Марксизм также раскрыл сущность современного капиталистического хозяйства, объяснив каким образом наем рабочего, купля рабочей силы, прикрывает порабощение миллионов неимущего народа кучке капиталистов и хозяев. Вместе с тем марксизм, связав преобразовательные стремления с борьбой определенного класса, превратил социалистические мечтания в социалистическую борьбу. До марксизма теории социалистов, не слитые с борьбой рабочих, оставались лишь утопиями, добрыми пожеланиями, не влияющими на действительную жизнь. Соединившись с марксизмом благодаря компетентным партийцам, классовая борьба пролетариев превращается в сознательную борьбу рабочего класса за свое освобождение от эксплуатации со стороны имущих классов. Марксизм научно обосновал, что капитализм рушится не потому, что кто-то хочет захватить власть, а потому что его подмывает и подрывает история, что социализм конечная цель и необходимый результат развития производительных сил. Социализм и коммунизм не чья-то выдумка, а есть объективное следствие развития производства и сопутствующих ему концентрации и централизации капитала, возникновения мирового рынка, принимающих все более разрушительный и всеобщий характер экономических кризисов, формирования пролетариата и вытекающей отсюда классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией. Вместе с тем, марксизм есть теоретическое выражение позиций пролетариата в этой борьбе и теоретическое обобщение условий его освобождения, он наметил путь, по которому должно идти к освобождению. Ленин развил дальше эту науку, разработав теорию и тактику пролетарской революции вообще и диктатуры пролетариата в особенности. Он разъяснил, что основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата, ибо только диктатура пролетариата в состоянии освободить трудящихся от гнета капитала, от лжи, фальши, лицемерия буржуазной демократии для богатых и установить демократию для бедных.
Диктатура неизбежно нужна пролетариату в интересах полного уничтожения всякой эксплуатации, т.е. в интересах подавляющего большинства народа. При этом диктатура предполагает и означает сознание той истины, что свергнуть буржуазию может только пролетарская масса, а вести за собой массы против буржуазии может только рабочий класс, который является передовым представителем всего эксплуатируемого населения, ибо, в силу своего объективного, экономического положения, с одной стороны, правильно выражает интересы всей массы трудящихся и эксплуатируемых, с другой, есть самим капитализмом организованная, массовая, сплоченная, обученная совместным действиям и дисциплине сила. В то же время само положение рабочего в общей системе капиталистических отношений делает его единственно последовательным до конца и решительным борцом против власти капитала. Потому только этот класс есть наиболее организованная часть возмущенного народа, способный вести за собой всю массу населения, могущий объединить, сплотить, увлечь трудящиеся массы, подчинить их общепролетарской дисциплине и направить все антикапиталистические проявления к единой цели освобождения от гнета капитала и дальше к защите и построению коммунистического общества. Естественно, что без собственной партии, соединяющей рабочее движение с социализмом через марксизм, успешно вести такую борьбу невозможно. У рабочего класса в борьбе за власть нет иного оружия, кроме организации. Он делается силой лишь с того момента, когда образует собственную партию, самостоятельную, противостоящую всем иным партиям, образованным имущими классами. Только такая партия становится авангардом рабочего класса в деле завоевания власти (диктатуры), когда она еще не завоевана, для укрепления и расширения власти (диктатуры), когда она уже завоевана.
Здесь особо необходима ясность понимания того, что диктатура будет не нужна только тогда, когда исчезнут классы, а классы не исчезнут пока диктатура рабочего класса не приведет народы к полному коммунизму. Если представить определяющие принципы марксизма в общем виде, то они выражены в следующем высказывании Маркса:
«Для нас дело идет не об изменении частной собственности, а об ее уничтожении, не о затушевывании классовых противоречий, а об уничтожении классов, не об улучшении существующего общества, а об основании нового общества…» (Маркс и Энгельс, «Обращение Центрального Комитета к Союзу коммунистов»).
Какую бы вражду и ненависть не вызывал к себе марксизм у буржуазии, к каким бы ухищрениям она со всеми своими приспешниками не прибегала, чтобы его опорочить, выхолостить, обезопасить для себя, марксистское учение всесильно потому, что оно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой защитой буржуазного гнета, верно. Оно полно и стройно отражает объективную действительность. Именно эта объективность позволяет правильно понимать современные условия общественного развития и задачи революционной борьбы, а значит вести победную борьбу с капитализмом за освобождение людей от рабства, за их благополучие, за экономический и социальный прогресс. Потому именно марксизм может быть той единственной основой, которая возможна и необходима для объединения и сплочения подлинных коммунистов-революционеров, имеющих целью не простое участие в борьбе, а победу в ней. В свою очередь все, не соединенные с марксизмом, объединительные мотивы, если не делают победу невозможной вообще, то оттягивают ее время, т.е. продлевают жизнь капитализма. Опыт победоносной Великой Октябрьской Социалистической революции и последующего этапа социалистического развития СССР блестяще доказал справедливость марксистских положений и показал, что диктатура пролетариата является важнейшим условием для победы над буржуазией и для последующего социалистического созидания. В свою очередь отход от марксизма после смерти Сталина, переход от классовой диктатуры к фактически бесклассовой общенародности привел социализм в СССР к поражению.