Жгучая тайна
рыночной интеллигенции
«Свинья под дубом»
Интересно, кого из современных писателей, поэтов и других волонтёров рынка литературно-художественной продукции читатель расставил бы попарно, как равноценных, рядом с советскими мастерами искусств, такими, например, как Горький, Новиков-Прибой, Фадеев, Серафимович, Шолохов, Николай Островский, Алексей Толстой, Пикуль, Маяковский, Блок, Мандельштам, Дога, Эйзенштейн, Шостакович, Арам Хачатурян, Свиридов, Петров, Плятт, Станиславский, Сергей Бондарчук, Александров, Ростоцкий, Герасимов, Юрий Сенкевич, Роберт Рождественский, Расул Гамзатов, Владимир Высоцкий, Юрий Бондарев, Марков, Галина Уланова, Георг Отс, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Лев Лещенко, София Ротару, Игорь Ильинский, Папанов, Эллина Быстрицкая, Толкунова, Ю.Гуляев, Глузский, Рыбников, Шульженко... Складывается впечатление, что даже наиболее покупаемые современные авторы, такие как Александра Маринина, Дарья Донцова, Устинова по уровню художественного мастерства не годятся на роль двойников даже по отношению к братьям Вайнерам, пока те числились в советских писателях.
Даже если учесть, что приспособленцы-антисоветчики, такие, например, как Евтушенко, Вознесенский, Иосиф Бродский, Плисецкая, Глазунов, Галина Вишневская, Говорухин, Смоктуновский, Герд, Эрнст Неизвестный, Василь Быков, Чингиз Айтматов, Распутин, Белов, Солженицын - личности сластолюбивые и недообразованные (в обществоведческом плане), то и в этом случае придется признать, что социализм помог исчерпывающим образом раскрыть и развить в них неординарный художественный дар, в том числе и дар перевоплощения, что очень пригодилось и при социализме, и позже, в рыночной экономике.
Поэтому даже такие столпы демократической культуры, как Вилли Токарев и Шафутинский, Круг и Сергей Пенкин, Маша Распутина и Борис Моисеев, «Ногу свело» и «Руки вверх», при сопоставлении с советскими антисоветчиками по уровню своего мастерства выглядят, как коврик с лебедями и русалками рядом с картинами Репина.
Естественно, что в дальнейшем в РФ нашествие «лебедей и русалок» будет нарастать, поскольку огромное количество иосифов бродских и чингизов айтматовых не состоятся в связи с ростом детской смертности и повсеместным снижением рождаемости на всём постсоветском пространстве. Сколько васильков быковых стали токсикоманами, сколько гангнусов ушло в торговлю. Нетрудно догадаться, какую палаческую роль по отношению к творческому потенциалу России, а не только по отношению к хоккею, сыграло массовое уничтожение демократами библиотек, превращение Дворцов пионеров в казино, восстановление массовой детской беспризорности. В этом, несомненно, заслуга всей рыночной демократии и лично Эрнста Неизвестного, Солженицына, Вознесенского, которые, живя по принципу: «Заставь дурака богу молиться...» так талантливо боролись против «диктатуры» КПСС, что не «заметили», как пришли к диктатуре террора.
Когда-то, в период фашистского нашествия на СССР, на стенах домов в Ленинграде вешали таблички: «Граждане, эта сторона улицы наиболее опасна при артобстреле». Теперь каждое утро из динамиков московского метро доносится: «Граждане, в связи с участившимися случаями терроризма…». И демократическая интеллигенция делает вид, что не видит в этих объявлениях действительную историческую оценку своей «победе».
Как же их опускали?
Чтобы ответить на вопрос, как случилось такое резкое и низкое опущение социально-художественного уровня значительной части российской художественной интеллигенции (причем, Шнур, Маша Распутина, Гарик Сукачёв, Эдвард Радзинский и хор Турецкого далеко не самые худшие образцы современных художественных интеллигенции РФ), почему, например, сравнительно неплохой советский поэт Войнович опустился до уровня солдата Чонкина, а советский бытописатель Аксёнов до «Московской саги» (столь же многозначительное, сколь и бездарное подражание то ли Голсуорси, то ли Рыбакову), достаточно обратиться к авторитетному в среде рыночной интеллигенции Фрейду и понять, что, в период своего полового созревания, «пятидесятники» и «шестидесятники» умудрились через замочные скважины «железного занавеса» присмотреться к западной, кстати, монополии на порнографию, и подслушать «голос свободы» о технике секса, гомосекса и других сексопатологий в странах рыночной демократии. Кстати, оказавшись на Западе, Эрнст Неизвестный, в своём ПЕРВОМ же интервью сообщил нетерпеливым радиослушателям, что собирается создать серию скульптур… гермафродитов… Сейчас во всём мире признали то, что было известно только советским мужчинам: российские девушки самые красивые в мире. Но Эрнста тянуло к гермафродитам. Как известно, со вкусами не спорят. Что там советские шахтеры и доярки, инженеры-новаторы и первопроходцы-космонавты? Внутренний мир рационального мыслителя и, одновременно, романтика, наивного ребёнка и несгибаемого воина требовали от скульптора напряжения собственных мозгов над загадками души ближних своих! А с гермафродитами просто: чем уродливее, тем правдоподобнее. Так что, «Лепи Емеля, твоя неделя» одним «Черным квадратом» больше, одним меньше…
Примерно так же, черно, глядел на свет и Шемякин. Мир не видел ни одной его скульптуры, про которую кто-нибудь сказал: «Красиво!». Дальтонику не дано видеть реальную красоту мира. Поэтому и Шемякину больше всего удались не «Добродетели», он к ним резцом вообще не прикасался, а «Пороки». Но и здесь, несомненно, воплощен все тот же шемякин «суд» над пороками - торжество болезненного любопытства.
То есть, когда диссиденты разглагольствовали «за свободу», не расшифровывая, однако, о свободе чего они ведут речь, то, прежде всего, имелась в виду свобода инстинктов и рефлексов, необремененных мыслью, а главное, жажда переключить мышление молодёжи с естественной для них мысли о социальном прогрессе на сексуальную революцию, в западном понимании этого явления. К этому выводу невозможно не прийти, особенно, если вспомнить, чем отличались улицы, например, обновленной Горбачевым демократической Москвы 1991 г. от Москвы, например, 1980 г., недостроившей коммунизм. Даже не колбасными завалами, не вещевыми рынками, даже не обилием «игорных клубов», как сейчас, а изобилием, засильем точек продажи порнографии, не говоря уже о телевидении. Как говорили классики - сбылась мечта идиота.
Примерно по такой же методологии строят воспитательную молодёжную политику и современные СМИ. Достаточно «прогуляться» в любой из дней по каналам современного российского рыночного телевидения, и вы увидите, что демократическая «культурная революция» продолжается «швыдко», болезненно-сексуально, пропагандируя всё большее количество морально-психологических уродств.
Можно, конечно, погрузиться в недавнюю историю и говорить очевидные вещи о тлетворном влиянии иезуитски «правдивых» телепроектов Парфенова, Киселёва, Сорокиной, Шустера, Познера или о беспрецедентной, по своим подробностям, телепостановке расстрела митинга у Останкинского ТЦ, расстрела из танковых пушек здания Дома Советов вместе с его защитниками в 1993 году и, логично вытекающих из этого зрелища, телепередачах, например, с мест захвата в заложники зрителей «Норд-Оста», школьников в Беслане, о подрыве жилых домов, вагонов метро в Москве, о пространных телерепортажах об авиационных таранах в Нью-Йорке, возродивших военную истерию в США, о демократических бомбёжках Белграда графитовыми, а Багдада и Эль-Фалуджи, соответственно, самонаводящимися и фосфорными бомбами.
Однако достаточно вспомнить содержание передач ближайших недель, чтобы понять, что дело сеятелей всего западного, болезненно-цивилизованного на нашем информационном поле: А.Н. Яковлева, Егора Яковлева, Попцова, Познера, Листьева, Митковой, Доренко, Киселёва, Швыдкого, Сванидзе - продолжается.
Так, например, 30 октября 2005 г., на Родине ВЛКСМ, по одному из каналов ТВ шла ПОДРОБНАЯ передача о … людоедстве в демократической РФ и некоторых его кулинарных аспектах, а в то же самое время на канале СТС шла в очередной раз пошловато-туповатая передача, задуманная по принципу «апож» (так её поименовал один из ведущих), в которой участникам программы (а её участниками, как правило, являются творцы современного искусства, которые выражают на лице, что пришли на смену Шостаковичу, Свиридову…), нужно было показать своё умение петь песни, сначала нормально, а потом задом наперёд. Причем сколько бы раз это действо не повторилось, все участники «ржут» по немецко-солдатски, буквально рыгогочут, что типично для аудитории, воспитанной на миниатюрах Жванецкого и Хазанова. А в это же самое время, на ТНТ, на котором систематически выводят некую Собчак, шла (в очень теплом, пропагандистском ключе) передача с фрагментами скотоложства, видимо развивающими тему под общим названием «Дом-2». Поэтому, естественно, что в блок новостей разных каналов в этот день попали многочисленные сообщения об «одиночных» проявлениях расизма в РФ.
А 19 ноября 2005 г. (спасибо академику Лихачеву, Солженицыну, Швыдкому, Алексию II за их работу по уничтожению коммунистической культуры) на РенТВ был вновь показан фильм ужасов, богато сдобренный темой людоедства, но уже американского. Да как! Пальчики интеллигентские оближешь. Абсолютно натуралистично были показаны сцены поедания мозга у ещё живого человека, а в финале фильма - угощение ребенка этим же, но уже зажаренным мозгом.
А уже 24 ноября 2005 г. была показана передача о российских детях, замученных и распятых верующими в сатану. Более того, совершенно «случайно», и здесь велась речь о поедании человечины, особенно головного мозга и питии крови. Обо всём этом подробно, с чувством, с толком, расстановкой и со вкусом рассказывал завороженным тележурналистам молодой сатанист, выпускник местной психбольницы.
Трогательно выглядел коротенький эпизод передачи, в котором люди в черных рясах, практически таких же, как и у сатанистов (да и ликом больно черны), вещали, что вера в сатанинские ритуалы - плохая, а вера в распятие живого человека на кресте - хорошая, правильная.
Думаю, многие подростки ещё долго будут находиться под впечатлением от этой передачи, поскольку, с точки зрения качества доводов против сатанизма, передача была, естественно, бездарной и беспомощной. Но именно таков замысел и метод современного демократического телевидения: о самом сатанизме говорить много, кадры давать выразительные, о садизме и жертвах - смачно, а критику сатанизма дать кратко, поверхностно, блёкло и ненаучно. Точно так, в бытность работником ЦК и шефом советского телевидения, А.Н. Яковлев организовывал передачи о капитализме. О его витринном блеске - много и взахлеб, избирательно и красочно, а о нищете и гадостности рыночной демократии - говорить обязательно коротенько и блёкло, невразумительно и даже глупо, как обычно это делал академик Арбатов.
Тем не менее, в РФ пропаганда сатанизма под видом антипропаганды сатанизма, как и вообще всех видов религиозности, следовательно, «вахабизма», только набирает обороты, в темпе рыночных преобразований. А на цивилизованном Западе это уже давнишний (со времен «правильных» костров инквизиции), неотъемлемый элемент культуры, как «хелоуин» в США.
Стоит ли, поэтому, удивляться, что уже несколько десятилетий подряд, ежегодно мы получаем информацию из школ США о многочисленных случаях расстрела детьми своих сверстников и воспитателей. Чуть реже это происходит в Европе, а в РФ, в которую демократы стараются насадить все, «как у них», эта традиция всё никак не укоренится.
Иначе говоря, телепрограммы «всего цивилизованного мира» и РФ, уже принятой в рыночное сообщество (за что всегда боролись правозащитники в СССР), чем дальше, тем чаще пропагандируют людоедство и переваривание личности до такой консистенции, когда внутренний мир индивидуумов, ИСЧЕРПЫВАЮЩИМ образом, охватывается тоненькими пособиями по маркетологии.
«Интересная» наблюдается закономерность, чем больше телевидение говорит о достижениях в области свободы слова, чем активнее рыночная телеакадемия награждает наёмных тележурналистов, тем масштабнее эпидемии туберкулеза, СПИДа, детских отравлений, наркомании, безграмотности среди молодежи, тем быстрее идет вымирание страны, растет угроза воздушных таранов по Москве, тем шире гражданская война на Северном Кавказе, тем мощнее поток молодых россиян и «эсенговцев» в тюрьмы, тем больше молодых матерей, выбрасывающих на помойку новорождённых или продающих их, тем выше частота заказных убийств бизнесменов, губернаторов и казней в РФ на почве расового идиотизма.
Чем же отвечает на наступление фашизма российская рыночная интеллигенция, особенно телевизионная? В лучшем случае, заразительной формой констатации ужасных ФАКТОВ, вечерами юмора и нокаутов, кровавыми боями без правил, кулинарными передачами и индо-бразильскими сериалами: «Моя любимая няня», «Секс в большом городе», «Не родись счастливой» и, естественно, нескончаемыми, как сама рыночная преступность, «Улицами разбитых фонарей». Подобный «джентельменский» репертуарный набор, предлагаемый во время эпидемии социальной чумы в РФ, доказывает, что армию рыночной телеинтеллигенции не беспокоит ни одна слезинка ребенка из школы в Беслане.
Трудно сказать, думает ли хоть один тележурналист над тем, что действительно необходимо сделать, чтобы БЕЗУСЛОВНО избавить детей от грядущих трагедий в бесланском стиле. Но то, что они не говорят об этом вслух, можно объяснить не только их некомпетентностью, но и страхом.
Все помнят, что случилось с Димой Холодовым, когда он проник в тайну чьего-то бизнеса, или с Листьевым, когда тот решил узнать, куда идут прибыли от рекламы на его канале. Недавно, например, Газманов, пропел нечто, не отвечающее интересам рекламодателей, и этот клип не крутит ни один из каналов, ни одна из телепрограмм - поборниц свободы слова.
О чём думает интеллигенция, когда наступает фашизм?
Современные ведущие журналисты СТС и ТНТ, «Новой газеты», «Жизни», «Мира новостей», «Спид-инфо», несомненно, осведомлены о конгениальной находке кинорежиссера Ромма в его фильме «Обыкновенный фашизм». Как известно, в этом произведении Ромм обращает внимание зрителей на одну ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, особенно ярко проявившуюся в начале тридцатых годов прошлого века. Тогда в Европе и Америке, как и сегодня в РФ, открыто наступал фашизм. Муссолини, Гитлер, Мозли, Маннергейм абсолютно откровенно излагали свои нацистские программы. Чернорубашечники, штурмовики, громили магазины, прежде всего, иудеев. Куклуксклановцы жгли афроамериканцев и труды классиков марксизма, но подавляющая масса «просвещенной» демократической общественности (за исключением Чарли Чаплина, Гарсия Лорки, Юлиуса Фучика) занималась такой же «художественной» пошлятиной, как и ТНТ, РенТВ, СТС последние пятнадцать лет.
Ромм, к сожалению, лишь обратил внимание зрителей на это органическое свойство рыночной культурки. Он просто задал своему зрителю вопрос, почему возможна пошлость в искусстве в условиях наступления ФАШИЗМА? Но не ответил на него. Человек, не сведущий в марксистской теории надстройки, он, видимо, полагал, что торжество пошлости в условиях рыночной демократии, досадная случайность. Но, фактически Ромм в конце 60-х годов уже призвал жителей Советского Союза, особенно евреев, не уподобляться обывателям 30-х годов, не забывать о роли пошлости в становлении фашизма и роли СССР в деле его разгрома. Однако тогда Ромма не поняли, ни молодой член Союза писателей СССР Жванецкий, ни выпускник «калинарного» техникума Хазанов, ни два придурка из «Городка».
Ромм не вполне понимал роль предпринимателей всего мира в становлении и победе фашизма в Италии, Веймарской Германии, Финляндии, Австрии, Венгрии, Румынии, Югославии, в республиках Прибалтики. Он не понял, что и в Германии, и в современной РФ, и в Израиле ВСЁ делается подавляющим большинством журналистов и художников только на основе платного заказа, и потому господство пошлости не может быть случайным. Изощренно поданные мерзости являются отражением социального заказа «рекламодателей», т.е. крупных предпринимателей и, одновременно, выражением действительного уровня эстетических и этических потребностей, как рыночного стада, так и их художественных и экономических пастырей.
Почему же огромное количество современных российских певцов, артистов, писателей, художников, журналистов, частенько влачащих довольно постыдное для творческой личности существование, тем не менее, достаточно остервенело, а местами по-иезуитски искренно, защищают идеологию рыночной экономики, породившей монополии, олигархитет, и, следовательно, финансовую основу нацизма, расизма, цинично отвергая всё «совковое», обеспечившее ПОБЕДУ над фашизмом образца 30-40-х годов?
Во-первых, потому, что ими тоже правит внутренний царь-страх, порожденный угрозой голода и вообще нищенства. Они уже понимают, что переход от состояния сытости в состояние перманентного голода в рыночной экономике происходит молниеносно и по решению хозяина.
В сознании большинства современных рыночных «художников» уже органично царит синдром «мистера Икс». Тот эмоционально презирал общество богатых, но лишь потому, что шуту трудно в него попасть. Практически все шелкопёры и фигляры несказанно страдают от отсутствия больших денег. Мечтают о положении хорошенькой содержанки. И нет такого мерзостного проекта, на реализацию которого современный работник пера и подиума не пойдёт ради получения приличного (по его меркам) гонорара.
Может показаться странным, но часть представителей богемы, смачно плюнувшей в советскую историю, являются (по сообщениям прессы) детьми или внуками видных советских граждан, а то и работников ГПУ-КГБ: Гайдар, Никонов, Галина Вишневская, Новодворская, Венедиктов… Природу не обманешь. Она тоже порой хочет отдохнуть. Но страх перед голодной смертью в условиях демократического рынка заставляет их, презрев кровные узы, быть правее папы римского, чтобы выжить.
Во-вторых, потоки мерзости затопили телевидение ещё и потому, что у художников с рыночной ориентацией не может быть совести по определению. Совесть и конкуренция, т.е. целенаправленная борьба за полное банкротство, а то и уничтожение ближнего - несовместимы. Вспомните, как повели себя соратники Киселева по НТВ, когда им предложили приемлемые условия? Они продали своего вождюка. Как себя повел сам Киселёв по отношению к заслуженной ехидне от журналистики Телень, когда стал редактором «Московских новостей»? Он не потерпел рядом со своей персоной никого ехиднее себя. Он её просто выгнал.
Житейски грамотные люди знают, как трудно вообще, а, тем более, людям с высоким самомнением, признать свои ошибки и публично покаяться, например, в гражданской трусости. Недаром покаяние в христианстве считается столь значительным подвигом, что за одно это бог прощает нечестивцам их прегрешения. Но многие рядовые и среднепроплаченные пропагандисты рыночной экономики, полной мерой испытавшие прелести зависимости от воли работодателей, пережившие не один пинок под тазовые кости (а потому вылетевшие из «Известий» в «Новые известия», из «Намедни» в «Ньюсвик», из НТВ в «Московские новости»), уже не находят в себе совести даже для внутреннего покаяния. Т.е., поскольку покаяние требует некоторого ума, мужества и, хотя бы, искренней веры в христианские догмы, а у современных дуротрубов рыночной экономики всё это уже вытравлено, постольку они не могут порвать ни со своим золотым крючком, ни с иллюзией интеллектуального вождизма. Сознавая собственную порочность, воспитанники, образно говоря, журфака МГУ, пытаются «занюхать» её передачами о, якобы, естественной порочности окружающего мира. Им кажется, что чужими пороками легче всего и самооправдать, и прокормить себя.
В-третьих, наиболее очевидное объяснение мировоззренческой нечистоплотности современной информационной и художественной богемы состоит ещё и в том, что подобным образом может вести себя только человек сластолюбивый, но лишенный очевидных талантов. Обуянный манией величия и, одновременно, снедаемый сознанием миниатюрности своих талантов, он никогда не упустит возможность побыть «халифом на час», т.е. Коротичем или Сорокиной, Беллой Курковой или Юрием Власовым, Александром Яковлевым или Валерией Новодворской, пнуть Сталина или Маркса. Их, как наркоманов, захватывает сиюминутность и сознание того, что второго сеанса безнаказанного «кайфа» не будет. Раздавленные страхом, жадностью, тщеславием, они торопятся, пока дают, сыграть роль «инженеров душ человеческих», «серых кардиналов», «советников его превосходительства», гоня от себя по ночам кошмар понимания собственной марионеточности.
Иными словами, если человек пуглив, бессовестен, тщеславен, агрессивен по отношению к слабым, но усидчив, то существует большая возможность стать сиюминутно популярным рыночным журналистом или известным рыночным политологом, создать захватывающие передачи о людоедах, скотоложцах, перебежчиках, садистах, репортажи с мест массовых трагедий и получить «Тэффи», «бочку варенья и ящик печенья», естественно, в у.е.
Поспешайте!
Однако, социологические опросы, проводимые последние пять лет в среде студентов государственных и коммерческих вузов Москвы, показывают, что двадцатилетние студенты, т.е. сверстники «перестройки», в подавляющем большинстве, а в некоторых аудиториях в 100%-м составе, знают и относятся, например, к Марксу, Ленину, Сталину, Дзержинскому положительно, но АБСОЛЮТНО не ведают, кто такие Коротич, Егор Яковлев, Александр Николаевич Яковлев, Войнович, Бурбулис, Максимов, Абрам Терц, Буковский, Гордиевский, Калугин, Шумейко, Невзоров, Белла Куркова и не испытывают к ним ни малейшего чувства благодарности, даже за возможность смотреть современное, свободное от научной мысли и совести, демократическое рыночное телевидение.
Что там греческие трагедии! Что там Лета! Вот уж образец сизифова труда борцов за рыночную демократию и неблагодарности их «воспитанников».
Так что, Историю обманешь?
Она дама разборчивая. И это вселяет оптимизм.