МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ
1. К вопросу об идеологической борьбе по поводу общественного развития.
К удовольствию диалектиков, вопрос о развитии общества многие века остаётся в центре идеологической борьбы.
Но самое забавное в том, что инициаторами полемики по этому вопросу, чаще всего, выступают именно те, кто на каждом коренном повороте истории, с лукавством "кошки, которая знает чье сало съела," исповедует идею незыблемости общества.
К одной из групп таких "кошек" относятся адвокаты всех исторических типов рабовладения. "Нельзя в одну и ту же реку войти дважды", резонно замечают они по поводу всего, что не затрагивает устройства общества, но, в то же время, именно они утверждают, что рабовладение естественная и справедливая социальная форма. "Певец" классического рабовладения, Аристотель, апологет христианского рабства, Фома Аквинский, основоположники буржуазного рабовладения, Вашингтон, Мальтус, Муссолин, Гитлер, Бакаса, авторы концепции "золотого миллиарда", не только теоретизировали, но и затратили немало сил и средств, чтобы их рабовладельческие пристрастия воплотились в жизнь.
Ко второй группе "кошек" относятся те, кто делает вид, что признают возможность изменения общественного устройства, НО только... с сохранением буржуазной формы частной собственности... как справедливой и потому тоже вечной. В подобных случаях математики шутят: "Тот же шар, но вид сбоку". Здесь спектр "авторитетов" простирается от Прудона и Бернштейна до юриста агрономических наук, Горбачева, и такого же доктора философии, Зюганова, известного изречением: "Россия исчерпала лимит на революции" и, кончая подпевалами "развитого социализма" и рыночного геноцида, Волкогоновым с Яковлевым, каждый из которых в своё время "доказали" окончательность "развитого социализма", в котором благоденствовали сами, мобилизовав для этого всю свою природную беспринципность, а затем с еще большей бессовестностью "доказали" вечность капитализма.
Ясно, что оба отряда этих "теоретиков" отличаются друг от друга не больше, чем откровенный рабовладелец от застенчивого и образуют как бы двуглавого идеологического орла, клюющего и в грудь, и в спину тех, кто стремится познать общество в его естественном виде, в каком оно существует и развивается НА САМОМ ДЕЛЕ.
При всей широте понятия "развитие общества", основным объектом идеологических наскоков со стороны "двуглавых мыслителей" является вопрос о скачкообразном характере этого процесса, т.е. о революции. Говоря о революции, идеологи рыночного рабовладения чаще всего делают вид, что не принимают идей революционного развития потому, что неприемлют насилия.
Между тем именно насилие позволило купцам Англии, Бельгии, Голландии, Испании, Италии, Португалии, Турции, Франции, Японии и в эпоху Великих "географических" открытий и несколько позже, под гром орудийной пальбы, создать классические рабовладельческие империи и сохранять их вплоть до середины семидесятых годов. Да и сегодня предприниматели США для аналогичных целей содержат пятнадцать атомных авианесущих флотов и многие тысячи ядерных бомб и боеголовок.
Иначе говоря, предположение, что предприниматели и их "адвокаты" выступают против революции потому что искренне преданы идеям пацифизма, дважды идиотично поскольку, во-первых, история буржуазных стран есть история кровавых аннексий, революций и мировых войн, а во-вторых, надо быть зеленоградским кретином, чтобы "не знать", что каждое массовое безоружное выступление трудящихся за улучшение своего материального положения без уничтожения буржуазных экономических отношений, каждое национальное восстание против иноземной буржуазии топились в крови.
В то же время буржуазия, никогда не сдерживавшая себя в применении насилия, всегда благосклонно относилась к тезису о мирном, парламентском пути свершения революции, за исключением тех случаев, когда это у кого-то действительно начинало получаться. Учитывая опыт Лумумбы, Альенде и Бишопа буржуазия знает, что через парламент отнять у неё власть можно... ПОКА ТОЛЬКО ТЕОРЕТИЧЕСКИ и поэтому поощряет думских шутов, которые парламентскими методами "борются" против криминально-демократической тирании в России.
Однако, к сожалению, и "парламентский", и "непарламентский" путь свершения коммунистической революции в России дело не близкое, ибо нынешний объем знаний представителей АВАНГАРДА пролетарского класса по коренным вопросам теории коммунистической революции объективно скромен. Положение изменится, если люди, назвавшиеся коммунистами, действительно начнут штурм вершин диалектико-материалистической методологии по вопросам революции, тем более, что кроме них эту работу никто делать не будет.
"Всякое начало трудно", заметил Маркс, обращаясь к читателю "Капитала". Современная "многопартийная" привычка удовлетворяться не истиной, а собственным мнением, усугубляет это обстоятельство, ибо, если современный читатель не находит в первых строках текста аксиом "своей веры", то ничтожна вероятность, что он дочитает его до конца. Другую трудность порождает синдром "диссертабельности", который заменил "учёным" из КПСС принцип научности. Руководствуясь сроками, отведёнными для написания диссертации, они стремились сразу взять "быка за рога" и делали предметом исследования только сам... предмет исследования, ограничивая свой методологический багаж философским МИНИМУМОМ.
Чтобы не повторять ошибок, канувшего в Лету коллектива академии общественных наук при ЦК КПСС, воспитавшего Полозкова и Зюганова, необходимо отказаться от высокомерного наскока на исследуемый материал и "не страшась усталости, карабкаться" к истине от самых общих начал к "сияющим высотам" научных выводов. Опережая обвинения оппонентов в непочтительном отношении к целой академии, предлагаю возможным критикам отыскать конструктивные следы от этой "академии" в мироздании, кроме помпезных зданий, которые она некогда занимала.
Методологическая ущербность научной "элиты" КПСС явилась тем компостом, на котором и вырос "перл" о "лимите на революцию в России". Некоторым столпам РУСО до сих пор не ясно, что они не первые, кто безуспешно пытался уговорить угнетённых не делать революцию. Но остепененным оппортунистам неведомо, что революции - это просто одно из объективных свойств... БЫТИЯ вообще. В связи с этим, хочется предложить читателям поразмышлять над проблемой доказательства того, что революция не является изобретением отдельных особо импульсивных или тщеславных персон, а совершенно рядовым явлением бытия.
2. Роль категорий "бытие" и "общее" в теории познания.
ЗАДОЛГО до возможного рождения Христа из Назарета, Аристотель из Афин, классик рабовладельческой научной философии, изучив теоретическое наследие своих предшественников сделал важные выводы. В отличии, например, от пифагорейцев, исходивших из небесполезного предположения о том, что началом всего являются пары ПРОТИВОРЕЧИЙ, Аристотель считал, что в основе мироздания лежат четыре рода причин (начал): сущность бытия; материя и субстрат; источник движения; цель движения. Примечательно, что в своей всемирно известной книге "Метафизика", Аристотель "первой причиной" называет "суть БЫТИЯ вещи".
Сегодня в распоряжении науки нет экземпляра Библии, который бы увидел свет раньше, чем "Метафизика" Аристотеля. Показательно, что в III веке до н.э. Аристотель, опиравшийся в своих трудах на значительный массив древних идей, не ссылался на Ветхий Завет, а "Библия" на широкоизвестного Аристотеля, но "Ветхий Завет", как и "Метафизика" Аристотеля, признает БЫТИЕ причиной всех начал и открывается книгой - "Бытие".
Из этого следует, что "редколлегия", утвердившая Библию голосованием, тоже, как и Аристотель, сочла разумным начать "благовест" с предельно ОБЩЕГО, на чем будет возведено все остальное здание веры, т.е., в данном случае, с БЫТИЯ бога. Ибо если нет "факта" бытия бога, то исчезает основа для существования религии. "Библия", не ссылаясь на Аристотеля, в свою основу заложила принцип главенства ОБЩЕГО над частным, идею многообразия форм как следствия бытия общего, т.е. бога, который является началом и, разумеется, концом всех начал для верующего.
Мудростью, по мнению Аристотеля, отмечен только тот, "кто в наибольшей мере обладает знанием ОБЩЕГО, ибо в некотором смысле он знает всё, подпадающее под общее. Но пожалуй, труднее всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий". Поэтому можно не удивляться, что классик буржуазной научной философии, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, не страдавший излишней скромностью, своё сочинение "Наука логики" почти как и пророки, открыл книгой: "Учение о бытии", второй параграф, которой был назван: "Общее деление бытия". Таким образом, Гегель, которого высоко ценили за мудрость Клаузевиц, Рикардо, Маркс, Ленин, считал, что постижение абсолютной идеи возможно не раньше постижения ОБЩЕГО даже в таком всеобщем деле как БЫТИЕ. "...Началом служит бытие...", утверждал Гегель.
В свете этого, поиск Гегелем "абсолютной идеи" выглядит, как успокоительная кость, брошенная клерикальным цензорам, лишь бы они перестали "тявкать". Уж кто-кто, а Гегель-то не мог не понимать, что у начала, если оно действительно начало, не может быть начала, тем более в виде идеи, какой бы абсолютной она не была. И если бы под бытием, как началом, Гегель понимал бытие идеи, то он так бы и сказал, поскольку был всегда филигранно точен при использовании категорий и не ввел бы дополнительное понятие "дух" в качестве "прародителя" абсолютной идеи.
Иначе говоря, несмотря на всю загадочность категорий "дух" и "высший разум", категория "абсолютная идея" даже в идеалистической диалектике Гегеля могла возникнуть не раньше признания бытия вообще, как общего начала всех следствий, в том числе и "абсолютной идеи".
Тем "загадочнее", что в некоторых кратких философских словарях советского периода нет определения категориям ОБЩЕЕ и БЫТИЕ. Ремесленники от философии (типа Волкогонова) совершили примитивную, но "долгоиграющую" идеологическую диверсию. Не раскрывая содержания коренных категорий философии ОБЩЕЕ и БЫТИЕ, они предложили своим читателям сразу заняться зазубриванием содержания категории - ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ.
Между тем, категория ОБЩЕЕ, в диалектическом материализме, принята не для обозначения всего сразу, но для обозначения того, что, во-первых, свойственно всем без исключения явлениям мироздания, (а всем явлениям свойственны, например, качество, количество, противоположенность и т.д.), а во-вторых, того, что свойственно системам явлений, что выделяет их и позволяет мыслителю, столкнувшемуся с любой частностью, отнести её к какому-либо классу явлений. Например, кит и мышь - млекопитающие. Овёс и бамбук - злаки. Рабовладелец, предприниматель и клоп - паразиты. Иными словами, если мы хотим постичь что-то частное, то необходимо иметь представление об общем, частью которого является исследуемое частное.
БЫТИЕ - это слово, принятое для обозначения ВСЕХ частностей СРАЗУ безусловно НАЛИЧЕСТВУЮЩИХ в рамках ВСЕХ СВОИХ внутренних и внешних связей, НЕЗАВИСИМО от того, знает об этом кто-нибудь или нет. БЫТИЕ есть общее первичное свойство, присущее всем объективно наличествующим частностям. Бытие любой частности противопоставлено всему остальному бытию и уже одного этого достаточно для того, чтобы понять, что общее давлеет над частным.
Наиболее важной характеристикой БЫТИЯ вообще является то, что оно есть ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. Если признать бытие бога, тогда тем более придется признать, что бог существует абсолютно независимо от человеческого сознания. Однако тот многотысячный пантеон богов, которым молились и молятся верующие во всем мире, и та жуткая поножовщина, которая сопутствует ВСЕЙ религиозной истории человечества, свидетельствует как раз об обратном, что "бога", независимого от человеческого сознания нет, а вот наличие некоторых других объективных реальностей никто пока не отрицает.
В частности, практически нет такого направления материалистической или идеалистической философии, которое, решая свои проблемы, смогло бы миновать НЕОБХОДИМОСТЬ определить свое отношение к ПРОСТРАНСТВУ, ВРЕМЕНИ и МАТЕРИИ как к краеугольным объективным частностям бытия.
3. Содержание и место категорий "пространство", "время" и "материя" в теории скачка.
А. ПРОСТРАНСТВО - это философская категория, принятая для обозначения объективной реальности в виде абсолютного ПОКОЯ, совершенно независящего от нашего сознания, не имеющего иных свойств, кроме абсолютно непрерывной протяженности от "-" до "+" бесконечности. А поскольку пространство ЦЕЛОСТНО и БЕСКОНЕЧНО, постольку ему совершенно некуда перемещаться и оно единственно, во всем мироздании, неподвижная объективная реальность. Именно это свойство пространства, во-первых, заставляет нас передвигаться, ибо никакая точка пространства не приблизиться к вам сама (потому-то и Магомет всегда сам ходил к горе), а во-вторых, это свойство пространства позволяет "назначить" ЛЮБУЮ произвольно взятую точку пространства, точкой отсчёта, на чём, собственно, и зиждется вся, например, аналитическая геометрия.
Пространство монолитно, т.е. объективно не состоит из каких бы то ни было "корпускул". Оно дискретно только в нашем воображении. Оно не тождественно объёму. Любая мыслимая единица объема, какой бы значительной она нам не казалась , по отношению к пространству является идеальной геометрической точкой, размерами которой можно всегда пренебречь, если речь идет действительно о пространстве. В любом уголке пространства материальное тело, поле, луч способны менять свой объём - сжиматься или расширяться, искривляться или вытягиваться, но это никак не влияет на бесконечное пространство.
"Знатокам" теории относительности следует знать, что Эйнштейн не оставил каких-либо следов, позволяющих говорить о его знакомстве с ФИЛОСОФСКИМИ трудами на тему пространства. Его "пространство" практически тождественно объему, хотя и достаточно великому. Может быть по этой причине, обращаясь к простодушным потомкам, Эйнштейн увековечил себя на фотографии с высунутым языком. Попутно заметим, что опыты Эйнштейна, по обнаружению кривизны "пространства" (огибание светом тел с б-о-о-льшой массой), можно было бы поставить в любой деревне, не обращая свой взор в сторону далёкой планеты, а наблюдая за скачками колеса телеги по неровностям дороги, чтобы сделать вывод об "искривлении" пространства, чем и занимались в момент досуга крепостные крестьяне из повести Гоголя, наблюдая вихляющее колесо телеги, которое могло бы доехать до Москвы, но не до Казани, по причине искривления, если говорить языком Эйнштейна, российского дорожного пространства.
Попытка приписать пространству какие-то свойства кроме протяженности, сделать пространство содержательным, в конечном итоге и привели Эйнштейна к абсурдной попытке искать Бога в пространстве чистых математических уравнений, которые всегда сводятся к многообещающему выражению: бог = богу и, следовательно, О = О.
Б. ВРЕМЯ - философская категория, принята для обозначения объективной реальности в виде абсолютно чистого ДВИЖЕНИЯ независящего от нашего сознания, более чистого, чем движение идеальной точки в кинематике. Время выступает в виде всеобщей необратимой поступательности, характеризующейся непрерывностью и протяженностью от минус вечности до текущего момента. Время для метафизика загадочно именно тем, что оно конечно и в то же время бесконечно. Но как бы бесконечно не прирастало время, он остается всего навсего временем и никогда ни во что не переродится. Время, в любой количественной определенности не меняет своих свойств, не совершает качественных скачков и, следовательно, время есть нескончаемое движение, никогда не возникавшее и не способное исчезнуть, свободное от какого бы то ни было многообразия, синхронно "текущее" для всех точек пространства, не способное отразить что бы то ни было. Время не влияет непосредственно на происходящие процессы, но отражается во всем сущем, как в относительно покоящемся, так и в относительно движущемся.
Время, как и пространство, целостно. Оно приобретает дискретность только в нашем сознании.
Время как объективная реальность безразлично к тому, как и кто его измеряет. Время и пространство связаны между собой таким образом, что любые, сколь угодно удаленные друг от друга материальные "точки" пространства, независимо от их скорости, находятся в одном и том же моменте времени, абсолютно индифферентном к тому, к какому "другому" измерению Вы, субъекты, его относите и что вам кажется, когда вы движетесь к источнику света или от него.
Время охватывает своим движением всё бесконечное пространство, а пространство движется только во времени, стареет не старея, как не может состарится сама бесконечность. Существование "точек" пространства в одном и том же времени не означает, что если для вас ещё не наступило завтра, то пространство существует только сегодня, а за пределами "сегодня" пространства нет. Пространство существует вообще, сразу, всегда и везде, независимо от времени и только поэтому мы можем планировать свои перемещения в неуничтожимом и вездесущем пространстве.
Если один человек в метро уже поднялся на движущемся эскалаторе до середины маршрута, а второй догоняет его по этому же эскалатору пешком, то, когда они поравняются у выхода с эскалатора, для второго субъекта это и будет как бы путешествие в будущее, позволяющее убедится, что наше движение в пространстве есть движение в наличествующее будущее, поскольку оно имеет БЕСКОНЕЧНОЕ прошлое.
Если вы будете нестись в пространстве со скоростью в миллионы раз превышающей скорость света, вы будете убеждаться лишь в том, что в каждую секунду вы преодолеваете расстояние в миллион раз большее, чем если бы двигались со скоростью света. И ничего более. Вы будете убеждаться лишь в том, что пространство готово и к тому, чтобы вы двигались в нем со скоростью и в миллиарды раз большей. Будет ли при этом ваше сердце биться быстрее или медленнее, как будут вращаться ваши электроны в вашем теле, это ваше личное дело и пространство, и время к этому безразличны. От того, что из полета вы вернетесь помолодевшим, на что надеяться легкомысленно, пространству и времени от этого ни холодно и ни жарко.
Мистическое отношение к времени, порождено непониманием диалектики "прошлое-будущее". Полезные ископаемые, заложенные природой в землю в далёком прошлом, "вдруг" открываются нам в настоящем и дают понять, что нас ожидает в будущем, потому, что будущее человечества становится возможным ровно в той мере, в какой оно осваивает ресурсы, созданные в прошлом. Нам кажется, что мы страшно прогрессивны и заглядываем в далёкое будущее, когда говорим об использовании возобновляемых источников энергии, не принимая во внимание, что мы лишь, наконец, удосужились открыть в бытии свойство, которое было в нем ВСЕГДА, но которое НАМ откроется только "завтра". Известие о вспышке "сверхновой" звезды на самом деле есть лишь НАШЕ запоздалое озарение светом, рожденным миллионы лет тому назад. Смешно подумать, какую бездну времени реально просуществовал первый закон Ньютона, прежде чем тот открыл его для... себя.
Новое - это лишь очередное сочетание элементов ВЕЧНОГО, созданных фантастически давно. Будущее существует ТОЛЬКО в виде смены ФОРМ неуничтожимого бытия и то, что мы успеваем зафиксировать в своем сознании сам процесс смены форм свидетельствует о том, что эта смена охватила не только какой-то объем, но и какой то отрезок времени, хотя само время индифферентно к тому, происходит что-либо, пока оно, ВРЕМЯ, "течет". В мироздании нет явлений, время жизни которого равно нулю. Только сознание индивида способно породить этот самый "ноль времени", поскольку именно индивид часто ощущает СЕБЯ началом всех начал, что в системе координат обычно и обозначается НУЛЕМ.
Важно понять, что пространство всегда готово к тому, чтобы для какого-то частного явления наступило своё неповторимое завтра, но не для пространства, поскольку оно не зависит от течения времени. Время "течёт" само по себе, охватывая всё пространство. Всё пространство движется во времени и в то же время пребывает в абсолютной вечной неизменности, которой позавидуют все породы гранита.
В силу этих диалектических сложностей, всё ещё не освоенных массознанием, "новые русские" воспринимают свою пустопорожнюю суету в пространстве и во времени как прогресс, двигаясь, на самом деле, лишь к преждевременной кончине, как это получилось (не надо пугаться рыночной правды), например, у Листьева, который в жизни ценил многое, в том числе и деньги, и женщин, но только не время своей одной единственной жизни.
В. МАТЕРИЯ - категория, принятая для обозначения объективной реальности в виде БЕСКОНЕЧНОГО множества КОНЕЧНОГО, движущегося в пространстве и во времени, способного из бесконечного множества своих элементов образовывать бесконечное же множество их сочетаний и группировок, которые, в свою очередь, порождают бесконечное множество разнородных объектов макро и микромира, данных нам в ощущения.
Трудность дефиниции материи состоит в том, что это предельно общая категория, "общее" которой придумать невозможно.
Материя, в отличие от пространства и времени, бесконечно дискретна, разнообразно и подвижна. Сложность процесса постижения сущности материи обусловлена тем, что её невозможно остановить, чтобы идентифицировать с одним из уже более или менее познанных материальных объектов, с протоном или с Плутоном. Материя, позволяя субъектам пощупать свои отдельные проявления (от Луны до пылинки), остается неуловимой, с точки зрения тривиального мышления: "А из чего сделана материя?". Обывателя мало успокаивает ответ, что материя "сделана" из... материи и, что все, что мы ощущаем, помимо пространства и времени, "сделано" из материи.
Слово "материя" обозначает "вещный" элемент мироздания, до определённого предела данный нам в ощущение и, в то же время, бесконечно ажурный, "матрёшкоподобный", когда в каждой "последней" элементарной частице содержится БЕСКОНЕЧНОЕ множество не менее дискретных "матрёшек". Материю можно познавать последовательно, переходя от одного её уровня к другому, во всем многообразии каждого уровня, но никогда нельзя достичь последнего уровня и именно это особенно раздражает демократов.
В материи нет ничего мистического и в то же время она неуловима для тех, кто пытается найти ПЕРВУЮ монолитную частицу, абсолютно однородную и при любой, сколь угодно высокой степени расщепления, не меняющую своих свойств. Демократу не дано понять, что после каждого очередного открытия "дефекта массы", "позволяющего" объявить материю исчезающей, материалист услужливо-садистски подсунет ему для очередного расщепления, но не один, а несколько всевозможных "мезонов", "безонов" и т.п., в цепной прогрессии.
Таким образом, из трёх основных элементов мироздания только материя, будучи такой же объективной реальностью, как пространство и время, имеет особую, отличную от них природу, которая позволяет материи порождать бесконечно многообразные ФОРМЫ своего существования и движения. Материя ИЗМЕНЯЕТСЯ, т.е. РАЗВИВАЕТСЯ, а время не позволяет ей ни секунды топтаться на месте, вынуждая всех, не желающих двигаться, дряхлеть.
Как объективные реальности, пространство, время и материя - разнородные явления, они есть ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ и только в этом своём свойстве, они допускают их обособление в СОЗНАНИИ. Но поскольку материя существует в пространстве и она сама объемна, то, в наиболее поверхностных умах, её объёмность отождествляется с самим пространством. Материя занимает пространство, но это вовсе не означает, что она и есть пространство. Пространство содержать в себе материю, но это не означает что пространство материально.
Материальна и, в то же время, пространственна, незыблема в факте своего БЫТИЯ и изменчива в своих формах - только сама материя.
Таким образом, если пространство неизменно, а время монотонно и бессодержательно "текуче", то ничего другого не остается, как утверждать, что всё многообразие и изменчивость форм, окружающего нас мира, есть имманентное свойство самой материи и только материи.
4. Значение категорий "качество" и "количество" для понимания природы скачка.
В своей противоположности и триединстве, взаимообусловленности и взаимосвязях "святая" троица: ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ и МАТЕРИЯ, обозначается словом БЫТИЕ. При такой постановке вопроса, нет никакой нужды конструировать бога, как источника всего сущего, а наоборот есть возможность объяснять все проявления окружающего нас мира следствием триединого БЫТИЯ пространства, времени и материи, как вечных и бесконечных предпосылок саморазвития ФОРМ бытия.
Такова, не требующая доказательств, аксиома диалектико-материалистической философии.
А поскольку ВСЯ материя находится в непрерывном движении, постольку она порождает бесконечное число "соударений", т.е. сочетаний своих элементов в бесконечном пространстве и времени. Поэтому материя ни на мгновение не остаётся неизменной и, следовательно, в любой последующий момент времени материя не равна самой себе и является нам в своей новой неповторимой ОПРЕДЕЛЁННОСТИ. Однако, на каждое взаимодействие единиц материи уходит какое-то время и предыдущая определённость формы некоторое время сохраняется. Поэтому на каждом отрезке времени и в каждой точке пространства определённость бытия конкретна, особенна и фиксированна.
Поэт советуют: "Не думай о секундах свысока". Действительно, для человека с ограниченными умственными задатками к отражению, секунда выглядит смехотворно малой единицей времени. И поэтому, если сказать, что в течении одной секунды в мироздании происходит БЕСКОНЕЧНОЕ множество изменений, то демократ в это никогда не поверит. Между тем, если взять секунду в минус миллиардной степени, то и в этот промежуток времени в БЕСКОНЕЧНОМ пространстве неизбежно происходит БЕСКОНЕЧНОЕ множество актов смены форм определённости.
Иными словами, время для философа и время для демократа - это "две большие разницы".
Для обозначения факта пребывания отдельных единиц материи в состоянии РАЗНОЙ определенности, принята категория КАЧЕСТВО. Познающий субъект, к числу качественно разнородных предметов, относит те, которые являются противоположными по своей СУЩНОСТИ. Материальная природа, ОБЩАЯ для всех вещей, тел и частиц является фундаментом для периодического совпадения их свойств, что порождает эффект КОЛИЧЕСТВА.
Иначе говоря, совпадение КАЧЕСТВ конкретных материальных образований, их ОДИНАКОВОСТЬ в существенном, позволяет применять категорию КОЛИЧЕСТВО. Поэтому качество всегда имеет и некоторую количественную определенность. Количественные изменения происходят только в рамках уже определенного качества.
Таким образом, в пределах вопроса о познаваемости мира, качество первично, количество вторично. Если бы в природе не существовало качества, то говорить о количестве было бы невозможно. Поэтому один из известных законов философии правильнее трактовать не как закон перехода количественных изменений в качественные, а как закон взаимосвязи качественных и количественных изменений.
"Определение КОЛИЧЕСТВА, - писал Гегель, - обычно приводят раньше определения КАЧЕСТВА, и притом это делается, в большинстве случаев, без какого-либо обоснования. Мы уже показали, что началом служит бытие, как таковое, значит качественное бытие. Из сравнения качества с количеством легко увидеть что по своей природе качество есть первое. Ибо количество есть качество, ставшее уже отрицательным; величина есть определенность, которая больше не едина с бытием, а уже отличная от него, она снятая, ставшее безразличным качество. Она включает в себя изменчивость бытия не изменяя самой вещи, бытия, определением которого она служит; качественная определённость едина со своим бытием, она не выходит за его пределы и не находится внутри его, а есть его непосредственная ограниченность. Поэтому качество как НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ определенность есть первая определённость, и с него надо начинать".
И далее: "МЕРА есть ОТНОШЕНИЕ, но не отношение вообще, а определенное отношение качества и количества друг к другу", т.е. как первичное к вторичному, как непосредственное к снятому, как бытие к атрибуту.
Таким образом, не существует количества вообще. Существует лишь количество ЧЕГО-ТО. Однако качество сохраняет само себя только до определенного предела количества. Предел количества, т.е. верхняя и нижняя количественные границы, при котором объект ещё сохраняет своё качество, свою сущность, называется МЕРОЙ. За пределами меры исчезает прежнее качество объекта, его определённость и возникает... новое качество. Бытие приобретает новую определенность.
Момент выхода количественных изменений за пределы меры, т.е. исчезновение старого качества, обозначается категорией СКАЧОК. Иначе говоря, СКАЧКОМ называется такой момент развития материи, когда процесс отрицания старого качества новым - завершился. Протяженность скачка во времени не является определяющей характеристикой, хотя обывателя больше всего как раз и интересует вопрос: "Доживу ли Я до светлого будущего всего человечества. Если нет, то занимайтесь политикой сами!".
Забегая вперед заметим, что поскольку пространство и время не способно изменить свою определенность, т.е. превратится в "непространство" или в "невремя", постольку в сознании может найти свое отражение только скачек в развитии материи, материальных систем. Следовательно, происходящие время от времени перевороты в сознании являются или следствием отражения действительного скачка в развитии материи, или сознание открывает ВПЕРВЫЕ ДЛЯ СЕБЯ давно уже существующее явление материального мира.
Однако сознание, как показала практика, все-таки способно, ПРИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЯХ, породить образ, не имеющий прецедентов в бытии. Например. Алкоголики, на определенной стадии пития, твердо убеждены, что по ним бегают именно зелененькие чертики, что не замечают трезвые санитары. Каждый истинный христианин знает, что никакого Ра, Зевса или, тем более, Венеры, никогда в действительности не существовало. Но ведь "глупые" язычники, создавшие геометрию и основы триганометрии, тысячелетиями верили в существовании этих богов. Чтобы искоренить подобные заблуждения, педагогичные католики, например, вынуждены были сжигать язычников, объявляя их химеры происками дьявола. Твердая убежденность современных верующих в отсутствии Зевса, хорошее предзнаменование.
Таким образом, для скачка характерен лишь факт НЕОБРАТИМОГО перехода материальных и идеальных образований из одной определённости в другую.
Процесс количественных изменений, не сопровождающихся сменой качества, принято называть ЭВОЛЮЦИЕЙ. Процесс, в рамках которого завершается отрицание старого качества новым, тем более применительно к обществу, обозначается словом РЕВОЛЮЦИЯ.
Черепаха, например, может менять количественные показатели своей массы, плавучести, живучести, длины шеи и т.п., но при этом оставаться черепахой. Т.е. эволюция ведет к "рихтовке" вида, но не к перерождению в принципиально новое создание.
Вода может бесконечное количество раз сменить свою количественную определенность, побывать в газообразном и кристаллообразном состоянии, но о скачке можно будет говорить только тогда, если... Снегурочка весной вдруг не сможет растаять. Это предположение не так уж сказочно, если учесть, что человек на 80% сам состоит из воды, а весной не тает. Вода, организована в человеческом организме таким образом, что можно говорить о качественном скачке в развитии форм существования воды, как основного количественного компонента существа, имеющего непринципиальное сходство с миром биологических существ, но принципиально иную социальную сущность. В кристалогидратах вода тоже составляет основную массу, но проявляют себя кристалогидраты, как абсолютно сухие предметы.
А поскольку сущность людей и сущность вещей противоположны, то и скачки в развитии системы вещей и системы людей, т.е. общества, существенно различны.
Скачки в развитии систем вещей происходят без участия субъективного фактора, а скачки в развитии общества происходят при обязательном участии субъективного фактора. И хотя в ходе социального скачка биологическое содержание людей не претерпевает почти никаких изменений, его социальная сущность, т.е. содержание его связей, отношений с другими индивидами, меняется коренным образом, что и позволяет говорить о состоявшейся социальной революции.
5. Соотношение категорий "эволюция" и "революция" в теории скачка.
Оппортунисты всегда пытались ПРОТИВОПОСТАВИТЬ революцию и эволюцию, "доказывая", что революция это плохо, а эволюция это хорошо. К сожалению, многими так и не понято, что эволюция - это лишь форма рутинного развития материального образования, в том числе и общества, ведущая к скачку, т.е. к РЕВОЛЮЦИИ.
Вывод о неизбежности наступления всемирной эпохи пролетарских революций был сделан как раз после того, как была проанализирована тенденция эволюции домонополистического рынка.
Как известно развитие есть продукт единства и борьбы противоположностей, одна из которых является ведущей. В ходе эволюции ведомая противоположность, под воздействием ведущей, претерпевает такие количественные изменения, что переходит в новое качество и превращается в ведущую, меняя сущность системы на противоположную.
Революция есть момент отрицания ведущего значения устаревшей противоположности и установление объективного господства противостоящей ей противоположности, свойства которой выпестованы эволюцией. Поэтому нельзя придумать ничего более смешного, чем спор о том, какому типу развития люди должны отдавать предпочтение - эволюционному или революционному.
Всякая эволюция ведет к такому количественному изменению в противоположностях, образующих целое, которое приводит к коренному изменению их определённости, т.е. качества, а это изменение и называется скачком, т.е. революцией. Поэтому весьма показательно, что и ведущие предприниматели "запада", и зюгановцы, в своих программах, признают концепцию "устойчивого развития", из контекста которой следует, что для сохранения сегодняшнего положения вещей в мире необходимо ОСТАНОВИТЬ количественный прирост населения, сократить величину вреда, наносимого природе рыночным предпринимательством и буржуазной формой потребления.
Иными словами, наиболее дальновидные буржуа и их прихвостни стали понимать, что если не сокращать население планеты, то глобальная социальная революция неизбежна, поскольку всё большему количеству людей становится очевидно, что капиталистическая РЫНОЧНАЯ экономика ведет мир к биокатастрофе, точно так, как она привела мир к первой и второй мировым войнам.
Понимая это, последовательные идеологи рабовладения и капитализма требуют от государства проведения такой политики, которая не позволяла бы классу собственников перешагнуть определённую меру монополизации капитала, за которой исчезает сам капитализм, перерождается в глобальный монархизм, в диктатуру одного монополиста. Поэтому, в ведущих рыночных странах рядом с ЛОЗУНГОМ о свободе предпринимательства действует ЮРИДИЧЕСКИЙ закон об ограничении размеров индивидуального капитала, т.е. антимонопольный закон. Если бы этого юридического закона не было, то в каждой рыночной стране ЕСТЕСТВЕННАЯ эволюция капитализма привела бы к такой степени монополизма, которая не снилась и египетским фараонам. Тогда ложь о демократическом капитализма стала бы очевидной даже художественной интеллигенции. Но наличие названного закона и неподкупность государственных чиновников сдерживает (до поры до времени) стяжательский пыл предпринимателей и, тем самым, продлевает существование системы наёмного рабства, известной больше под названием...демократический капитализм.
Почему же, всё-таки, слово "революция" вызывает уныние не только у современных рабовладельцев-предпринимателей, но и у значительной части руководства КПРФ? Неужели им не хочется качественного преобразования общества на таких основаниях, когда бы ущербные люди, типа Чубайса или Новодворской, не могли реализовать свои разрушительные потенции?
В неживой материи революции происходят объективно. Процесс скачка рефлексируется в окружающем материальном мире и непосредственно, и опосредованно, через перемещение объектов и волнообразное распространение бесконечного множества непосредственных "соударений", вызывающих соответствующую объективную реакцию во всех уголках мироздания. Материальный мир не может ВЫБИРАТЬ : реагировать на событие или не реагировать, реагировать так или эдак. В неодухотворенной природе реакция мира на событие реализуется только так, как... реализуется и ни как иначе. Холодно и конкретно.
В человеческом обществе, пожалуй только в городском транспорте взаимодействие людей осуществляется по образцу неживой материи - локтями и прочими местами. Специфика подлинно человеческих взаимодействий (отношений) состоит в том, что они осуществляются только после того, как мозг индивидов, так или иначе, переработав поступившую информацию, примет решение, выработает волевой импульс и даст команду на действие. Причём для самого принципа человеческого взаимодействия содержание команды безразлично.
Главное, что любое взаимодействие в обществе осуществляется только после того, как ОБЪЕКТИВНЫЕ предпосылки, порождающие НЕОБХОДИМОСТЬ взаимодействия людей, будут отражены мозгом и продукты этого отражения вынудят человека ДЕЙСТВОВАТЬ строго определённым образом и воздействовать на остальных индивидов, вынуждая их реагировать уже не только на объективные обстоятельства, но и на уже действующего субъекта. А поскольку на всех предыдущих этапах своего развития общество мало заботилось об искоренении невежества и всегда спокойно смотрело на изобилие безграмотных, не умеющих даже считать и писать, что особенно характерно для современного "цивилизованного" Запада, постольку ясно, что в сознании подавляющей массы современных людей, особенно носителей дипломов об окончании технических и художественных вузов, не содержится ничего такого, что соответствовало бы объективным законам развития общества как материи специфического вида.
Таким образом, если спросить, почему руководство зюгановской партии отрицательно относится к идее революции, т.е. к идее качественного скачка в развитии общества, то напрашивается только один ответ - так продиктовало людям их сознание. Им всё равно, от кого получать ордена и с кем пить шампанское, с Горбачёвым, Ельциным или Клинтоном. Главное, чтобы даром.
Между сознанием Березовского и Подберёзкина меньше разницы, чем между шумом листвы двух берёз. Их поведение - органический продукты рыночной мимикрии. Но почему же Зюганова, на деле порвавшего с марксизмом-ленинизмом, отрицающего естественный и неизбежный характер революции, до сих пор поддерживают рядовые зюгановцы, многократно ограбленные и обманутые?
Ничем, кроме как обществоведческим НЕВЕЖЕСТВОМ сотен тысяч зюгановцев, это объяснить невозможно. Они, правда, частенько утверждают, что Зюганов осуществляет дьявольски хитрую тактику, недоступную для среднего ума. И все бы хорошо, если бы не ежегодное сокращение численности россиян на полтора миллиона человек.