Новое письмо о марксистском образовании/самообразовании
Редакция получила новое письмо от читателя, заинтересованного в качественном, деятельном освоении марксизма:
Кратко о себе: Начал читать "Капитал", остановился, ибо долго разбираюсь, потом, естественно, понимаю и соглашаюсь. При этом решительно ничего толком не запоминаю. Потом читал В.Подгузова, наткнулся на совет изучить Гегеля, скачал, но решил сначала дочитать В.Подгузова. Дочитал до совета связаться с активом журнала для того, чтобы позаниматься по программе клуба "Любомудрие". Иного способа связаться с активом не нашел, поэтому пытаюсь найти контакт здесь. Я 1975 года рождения. Считаю СССР лучшим достижением человечества. Хочу участвовать в его реинкарнации в более лучшем виде. Сагитирован В.Подгузовым на учебу. Надеюсь успеть и обучиться и даже застать новый СССР.
Уважаемый Сергей, здравствуйте. Это прекрасно, что вы, не застав СССР в сознательном возрасте (развал СССР Андропов организовал уже в 1983 году, когда вам было всего 8 лет), решили тщательно разобраться в причинах своей неудовлетворенности капитализмом и занять активную позицию в деле преобразования общества на основе науки. Думаю, что ваш жизненный опыт в соединении с марксизмом принесёт большую пользу современным пролетариям умственного и физического труда.
В чем основной порок системы политического обучения, господствовавшей в СССР? В отрыве лекционно-семинарской формы обучения от реальной жизни, практики пропаганды и агитации, от участия начинающих марксистов в сознательном, грамотном переустройстве общества. Для слушателей высших партийных школ, вечерних Университетов марксизма-ленинизма, Военно-политических училищ и Академии Ленина была разработана система зубрёжки широкого набора дисциплин, кое-каких первоисточников, но из программ были полностью изъяты труды Сталина, главного строителя СССР, а на экзаменах, практически, проверялась и оценивалась, прежде всего, память студента, в пределах памяти самого профессора. Когда же слушатель, получив диплом педагога, выходил к аудитории, то он дисциплинированно воспроизводил схему «зубрильного» метода догматизации марксизма. Ни одна партийная школа, ни одно политическое училище и военно-политическая академия, ни одна кафедра марксизма-ленинизма в 1991 году не приняли участия в защите КПСС и СССР, поскольку к тому времени в КПСС практически не осталось марксистов. Всё это доказывает, что запоминание, даже обширного набора цитат из трудов классиков, абсолютно не спасает дело и не формирует диалектико-материалистическое мировоззрение.
В нашей организации апробируется иной путь подготовки марксиста в полном смысле этого слова, хотя пока наша методика должного, тем более целостного, общепризнанного теоретического и практического закрепления ещё не получила. Но мы «ввязались в бой». Многие наши товарищи ведут и интенсивный теоретический поиск и педагогическую «обкатку» одновременно.
Думаю, Сергей, вы понимаете, что известные вам теоретики не в одночасье стали Марксом, Энгельсом и Лениным. Их гениальность есть продукт МНОГОЛЕТНЕГО, непрерывного, терпеливого и напряженного самообразования и самовоспитания на базе добросовестного осмысления реальностей монархии и капитализма, в которых они формировались, и благодаря повторному прочтению лучших и худших образцов теоретического наследия человечества, благодаря творческому, критическому их переосмыслению.
Почему мы рекомендуем начинать свой путь в марксизм хотя бы с самого поверхностного ОЗНАКОМЛЕНИЯ с «Наукой логики» Гегеля? Потому, что с этого начинал Маркс и, по его словам, все его дальнейшие успехи в теории были предопределены знанием, критическим переосмыслением гегелевской диалектики и созданием диаматики. Т.е. Маркс дважды обратился к Гегелю. Сначала - как старательный студент, усвоивший, понявший содержание трудов Гегеля, сущность его учения об идеалистической диалектике, а второй раз - как принципиальный учёный, фактически перевернувший диалектику, создавший диаматику, поставивший её на службу не угнетателям, а угнетенным пролетариям физического и умственного труда. Так что, Сергей, если желать серьёзных результатов в развитии мировоззрения, путь к этому лежит и через количество терпеливо прочитанных страниц из «Науки логики», через два его предисловия и введение. Труды Гегеля - неплохие «тренажеры» по развитию логики. В ЦК КПСС практически не было членов, которые были бы текстуально знакомы с «Наукой логики». Нет признаков того, что, например, Хрущёв, Андропов, Горбачев или Ельцин хоть раз держали в руках «Науку логики». Оттуда и растут «ноги алогизма» большинства решений ЦК КПСС после 1953 года.
Биографы Ленина указывают, что Ленин к трудам Маркса обратился трижды. Сначала в 16 лет, с целью ознакомления с «Капиталом», затем вернулся к изучению «Капитала» в 18 лет, дело пошло быстрее, а к 20 годам Ленин уже прочел и освоил третий том «Капитала» в оригинале и вел занятия в рабочих и студенческих кружках по содержанию этого тома, что способствовало росту его авторитета как сильнейшего марксиста в России. Троцкисты в своих мемуарах часто высмеивали Сталина за то, что, вместо горячих политических споров с ними, он в ссылке проводил много зимних дней у окошка, читая труды Маркса и Ленина.
Что касается Ленина, то он, благодаря глубокому пониманию «Капитала» Маркса, уже в свои 23 года издаёт абсолютно гениальный, провидческий труд: «К так называемому вопросу о рынках». А в возрасте 40 лет, предвидя бурное развитие событий, Ленин ещё раз возвращается к трудам Аристотеля и Гегеля, чтобы с высоты своего практического опыта ещё точнее понять «Науку логики» Гегеля, диалектические «серпантины» движения его мысли от формы к сущности, а от неё - к практике безусловных побед, что и составляет главное в «Философских тетрадях» Ленина. Так что и нам, современным, не грех парочку раз сесть за «Науку логики» Гегеля, за «Философские тетради» Ленина, если хотим не только бороться, но и побеждать.
Как правило, движение к марксизму начинается при возникновении поверхностного недовольства капитализмом. Одни приобретают отвращение к капитализму «с младых ногтей» на уровне чувств, другие - только пройдя несколько «кругов ада» капитализма. Но многим современным молодым людям всё ещё кажется, что главное в жизни - деньги и, если научиться их «зарабатывать», неважно чем, мошенничеством, майнингом, простым воровством, движением по карьере, убийством конкурентов, игрой на бирже или в казино, то жизнь превратится в непрерывные именины. Причем часто на кон ставится и сама жизнь. Поэтому при капитализме уровень бытовых самоубийств и убийств существенно выше, чем при социализме, т.е. на низшей, примитивной фазе строительства коммунизма.
Почему в КПСС со временем сформировались такие фигуры, как, например, Ельцин или его охвостье, Гайдар? Потому, что они никогда не испытывали отрицательных эмоций ни к капитализму, ни к выпивке, ни к деньгам. Карьера в комсомоле и партии давала деньги и власть. Деньги и власть позволяли пить всё больше и таким «кумунистам» без марксизма в голове, «кумунизьм» был абсолютно не нужен. Так что думаю, Сергей, что ваше негативное отношение к капитализму должно помочь вам, в отличие от многих бывших партбилетчиков, сделать марксизм-ленинизм вашим органическим мировоззрением и методом мышления.
Редколлегия «Прорыва» всё чаще получает доказательства того, что некоторые люди в очень раннем возрасте умудряются адекватно отразить в своём сознании уродства капиталистического бытия и, не «обжигаясь», не тратя времени жизни на охоту за миллиардами долларов, пытаются освоить путь вывода всего общества из клоаки рыночных отношений между людьми. Многие наши читатели пытаются найти ответы в марксизме, поскольку опыт СССР до 1953 года и даже брежневский период истории СССР, опыт КНР, КНДР, Вьетнама, Кубы, Никарагуа, Венесуэлы доказывает, что возможен принципиально иной путь развития человечества, всё более свободный от острой денежной зависимости людей и от тирании олигархов.
Естественно, многим хочется освоить марксизм как можно скорее, чтобы компетентно перейти к практике. Поэтому каждый задумывается над вопросом: а как этого добиться? Практика же и показала, что хороших успехов и высоких темпов в освоении марксизма достигают те наши товарищи, которые, параллельно с напряженным изучением фундаментальных вопросов теории марксизма, участвуют в дискуссиях, возникающих вокруг публикаций сторонников «Прорыва», вокруг наиболее острых политических проблем внутреннего и всемирного масштаба. Т.е. необходимо не просто страницу за страницей усваивать теоретическое наследие марксизма-ленинизма, но и учить себя марксизму в практике обличения оппортунизма, критики политики и экономики капитализма.
Помимо этого, необходимо учесть, что, встав на путь освоения марксизма, придется часто бороться с элементарной усталостью, в том числе и моральной, от проблем, порожденных трудностями возраста, быта и производственной деятельности. Но эти препятствия тем меньше тормозят процесс освоения марксизма, чем полнее человек сознаёт свою личную роль в деле преобразования мира по объективным законам и чем дальше он продвигается по пути познания научных истин. Разумеется, понимание невозможно без запоминания информации, но информацию, которая действительно понята, очень трудно забыть. Поэтому в становлении марксиста решающую роль играет именно борьба за понимание сущности прочитанного, его связи с практикой, а не нацеленность на запоминание. И тот факт, что вы, Сергей, размышляете над проблемой до тех пор, пока она перестает восприниматься вами как непознанная, - лучшее, что может быть в характере исследователя.
Но нужно иметь в виду ещё и то, что учение Маркса о капитале невозможно считать усвоенным раньше, чем проработаны хотя бы первые два тома «Капитала». А для того чтобы понять значение учения Маркса о капитале для использования динамики развития факторов отрицания капитализма и построения коммунизма, необходимо основательно изучить основные положения работы Ленина «К так называемому вопросу о рынках», развивающей учение Маркса о приоритетах и пропорциях расширенного воспроизводства общественных производительных сил, без чего вообще невозможно построение коммунизма в условиях ускорения научно-технического прогресса.
Так что, Сергей, мы все желаем вам успеха и всегда готовы на начальном отрезке пути оказать вам посильную методическую помощь.
С уважением, В.Подгузов.