Анатолий Редин

О событиях в Казахстане

35 лет Казахстан, как и другие советские республики, упорно пытается крутить колесо истории в обратную сторону. Вместо разумной, плановой, пропорциональной общественной собственности - рассадник олигархов и лавочников, вместо интернационализма и дружбы народов - разжигание национальной неприязни, вместо научного сознания - национализм, исламизм, патриархальщина и «золотой телец», вместо рациональной организации общественной жизни - стихия борьбы всех против всех.

Капиталистическое общество в целом существует в условиях вялотекущей гражданской войны, так как его экономический строй служит бесконечному обогащению, извращённой праздности и форменному безумию жалкой кучки олигархов. Обычный человек при капитализме - не более чем расходный материал для возрастания капитала. Все социальные и гуманитарные процессы при капитализме резко противоречат его экономическим законам, поэтому часто выглядят как издевательство над здравым смыслом.

Высшей точкой истории казахского народа является наше общее советское прошлое, победоносное строительство коммунизма в составе единого советского народа. Казахи в рамках СССР не только доразвили свою культуру до высокого уровня, но и преодолели узость национального мышления. Культура советских казахов была национальной по форме, но социалистической по содержанию. Однако после развала СССР предавшие дело коммунизма и советскую Родину руководители республики последовательно разрушали культуру, быт, самосознание советского Казахстана. Разрушали прежде всего через уничтожение промышленности, насаждение рыночных отношений, рыночного мышления, национализма и ислама. Пролетаризировав народ, отдав Казахстан на растерзание западным корпорациям, они назначили себя новыми баями.

Таким образом, Казахстан - богатая природными ресурсами страна, власть в которой была захвачена буржуазией в лице бывшего партийного руководителя Назарбаева. Он типичный либерал-антикоммунист, предатель и враг народа, который пробрался в руководство компартии с помощью андроповцев и горбачёвцев. Назарбаев - твёрдый сторонник капитализма и рыночных отношений, казахский националист. Он отдал богатство страны западным корпорациям, характер его режима следует считать чисто буржуазным, то есть компрадорским. Притом Казахстан находится под давлением четырёх крупных сил: трёх империалистов - США, РФ, Турции - и социалистической КНР. Правительство республики лавирует между ними, отдавая основное предпочтение США, олигархия которых в своё время прибрала к рукам казахскую нефтянку.

Казахстанский пролетариат изнывает под гнётом буржуазии, с каждым годом растёт недовольство, учащаются стихийные выступления. Классовая борьба в Казахстане часто протекает в открытых формах, развиты рабочее и протестное движения. Вместе с тем собственно коммунистическая борьба находится в глубоком кризисе, даже официальная компартия (по сути социал-демократическая) давно ликвидирована. Буржуазное государство нередко использует террористические методы для подавления левых элементов. При этом молодёжное движение заражено троцкизмом и абсолютно теоретически безграмотно.

После ухода Назарбаева с поста президента в 2019 году в стране установилось нечто вроде двоевластия между различными буржуазными кланами. Государственные институты в Казахстане незрелые, власть не привыкла считаться с народом, страдает феодальными замашками и азиатчиной. С 2015 года уровень жизни народа постоянно падает.

В этой обстановке в начале 2022 года один из буржуазных кланов, преследуя свои политические цели, спровоцировал народные выступления резким подъёмом цен, движущей силой которых стал люмпен-пролетариат. Вспыхнули протесты, которые быстро переросли в бунт населения против правительства с погромами и грабежами. Параллельно неизвестные буржуазные силы развязали вооружённую борьбу против правительства, используя диверсионные группы. Возможно, с провокационными целями, возможно, подготавливая путч.

Вместе с тем активизировалась прозападная «пятая колонна», которая пытается руководить всем движением, правда, судя по всему, безуспешно. Тут нюанс состоит в том, что англо-американская олигархия вряд ли придёт в восторг от свержения Токаева, так как его режим является гарантом их собственности в стране. С другой стороны, гегемония США увядает и их руководство отчаянно пытается везде сеять хаос, а Казахстан - это важное звено в проекте «Один пояс, один путь». Кроме того, почти полтора миллиона казахов проживает в Китае, а значит, гражданская война в Казахстане может вызвать волнения и в СУАР.

Не остались сидеть без дела в Казахстане и пантюркисты, которые задействовали криминальные элементы для активного участия в событиях.

Короче говоря, все буржуазные прохвосты пытаются ловить рыбку в мутной воде казахского кризиса.

Однако сущность ситуации состоит в том, что перед нами антиправительственный бунт, революционная ситуация, но главное - что она свелась к внутриклановой борьбе казахской буржуазии. Попытки внешних сил закулисно влиять на ситуацию не выглядят решающими.

Руководство буржуазной РФ, неверно оценивая ситуацию как попытку «цветной революции» и преследуя цель установления пророссийского правительства в Казахстане, ввела миротворческий контингент ОДКБ для участия, с одной стороны, в, по сути, полицейской операции по подавлению бунта, с другой стороны, оказывая поддержку клану Токаева.

До этого Путин решил договориться с США о том, что территория бывшего СССР и Восточная Европа - это сфера интересов РФ, поэтому отправка солдат в Казахстан стала своего рода демонстрацией серьёзности намерений РФ в отношении региона.

Введение российских войск под видом миротворцев ОДКБ в стратегической перспективе грозит ростом казахского национализма. Более того, тактические цели буржуазной РФ, скорее всего, также окажутся недостигнутыми. Токаев будет разжигать национализм и впоследствии выдавит буржуазную РФ из страны, опираясь на поддержку западной олигархии - главного держателя казахской собственности. Иными словами, казахский клан решит за счёт буржуазной РФ исход борьбы со своими конкурентами, а Путин выставит Россию региональным жандармом.

Позицию записных буржуазных «патриотов» и официальной российской пропаганды о том, что госдеп разыгрывает сценарий «цветной революции» в Казахстане, можно считать несостоятельной. Да, США, как и все другие силы, пытаются реализовать какие-то свои интересы, но суть ситуации в данном случае не в этом.

Позиция Компартии Греции, РКРП, ОКП и других левых о полной солидарности с волнениями глупая. Во-первых, в Казахстане не было никакого перерастания экономических требований в политические. Фактор цен стал поводом, последней каплей, переполнившей чашу терпения. Народный гнев изначально был направлен против правительства, действующего буржуазного режима. Во-вторых, возникновение революционной ситуации в Казахстане есть объективное следствие капитализма. Требования протестующих, конечно, абсолютно справедливы, но какие у этого движения перспективы? Говорят о возврате к конституции 1993 года, говорят о возврате к власти каких-то изгнанных буржуазных чиновников. Разве это решение? Вспыхнувший бунт - это печальное следствие отсутствия в Казахстане дееспособной коммунистической партии, хоть какого-то влияния марксизма на сознание трудящихся. Максимум - пар выйдет в свисток, а одни буржуазные лица сменятся другими. Приветствовать бунт и солидаризироваться с ним - значит расписаться в хвостизме. Единственное требование, которое следует твёрдо поддерживать, - это полная свобода коммунистической деятельности. Однако протестующие о нём, в силу ничтожности марксистской пропаганды в стране, и не помышляют.

Даже если бы казахский бунт победил буржуазные кланы и правительство, поддержанное ОДКБ, то власть в стране, скорее всего, «упала» бы в руки националистов, которые продадут Казахстан не Западу и Китаю, а «родной» Турции. Вот и вся политическая перспектива этого движения.

Мы долгие годы разъясняем всем нашим сторонникам и читателям, что всякое народное движение, протест и вообще любая активность трудящихся в плане перспективы коммунизма неизбежно помножается на ноль, если отсутствует организующая и направляющая роль марксистской партии. Без марксизма созидательность народа обусловлена его мелкобуржуазным сознанием, а значит, не способна вывести общество из пут капитализма. Важные тактические достижения, конечно, возможны и без марксизма, но они уже давно не играют решающей роли.

Трагедия казахстанской ситуации заключается не в специфике развития событий, не в типичном собственно для Казахстана, а в типичном для всех капиталистических стран - в непонимании основной массой возмущённого народа, что причиной всех их бед является капитализм, а конкретнее: частные отношения собственности и деньги. Большинство протестующих недовольны как раз отсутствием денег, высокими ценами, несправедливым распределением, уверены, что чем больше денег, тем ближе благополучие и счастье. Иезуитская суть капитализма состоит в том, что избавление от одного буржуазного правительства приводит к установлению другого буржуазного правительства, а система общественной организации, основанная на частной собственности, деньгах и рынке, остаётся неизменной, как и причины всех трагедий и бед трудящихся. Вот и сейчас подавивший бунт и путч Токаев развернул критику назарбаевской олигархии, обещается послабление тирании и гнёта магнатов. Но многие не понимают, что это как мёртвому припарки, людоедская суть капитализма не изменится. Через некоторое время пыль уляжется и всё вернётся на круги своя.

Дьявольская сущность денег заключается в том, что под благовидным прикрытием удобства обмена и удобства распределения скрывается наиболее мерзкий тип отношений между людьми. Капиталисты вынуждают всех людей продаваться за деньги, мечтать о деньгах, идти по головам ради денег, воровать и убивать, соблазняясь лёгкими деньгами. Капиталисты ради роста своего денежного богатства превращают общественное производство в процедуру извлечения прибыли. Им безразлично, сколько чего производится, сколько чего нужно произвести, имеет ли народ доступ к благам, им главное - получить барыш. Все кризисы, все войны, все межнациональные конфликты являются следствием господства денежных отношений. Казахские, американские и европейские олигархи стравливают казахский и русский народы, чтобы направить гнев трудящихся в ложное русло. Тогда как наша сила в единстве, в единстве всех трудящихся. Но это единство может утвердиться исторически только на основе уничтожения денежных отношений между людьми, на основе преодоления частных отношений собственности. Так, как это реализовывалось в сталинский период СССР.

Все богатства должны стать общественными, все должны трудиться на благо народа и Родины, частный интерес должен быть сдан на свалку истории вместе с олигархами и мелкими лавочниками. Частная собственность и деньги противопоставляют людей, превращают их в конкурентов и врагов, тогда как цели и задачи общественного производства требуют теснейшей кооперации, плановости, пропорциональности, товарищества и дружбы.

Антикоммунисты строят свои проповеди на недостатках планового распределения на первой фазе коммунизма, перекладывая с больной головы на здоровую. Какие бы ни были недостатки на определённых стадиях и этапах строительства коммунизма, это не идёт ни в какое сравнение с капиталистической системой распределения, в которой жалкая кучка олигархов жирует за счёт народных масс. Они воспевают мелкие буржуазные страны, население которых якобы благополучно живёт, умалчивая, что это страны-рантье, которые кормятся за счёт эксплуатации и угнетения бедных народов и целых континентов.

Казахстанским коммунистам предстоит тяжёлая работа по просвещению и пропаганде, чтобы превратить пролетария-бунтаря, пролетария-погромщика в сознательного борца за коммунизм. Громившие свои города казахи сегодня усвоили урок, что бессмысленным насилием и малой кровью можно от буржуазного правительства добиться локальных уступок. И это, как ни странно, в стратегической перспективе играет на руку капитализму. Поэтому важно вести разъяснительную работу о целях любого народного движения, что возмущение необходимо направлять в конструктивное русло борьбы за коммунизм. А ключевым фактором здесь является наличие марксистской партии, которая бы могла повести за собой людей, взять власть, свергнуть иго капитала и установить диктатуру работающего класса. Казахстанским товарищам необходимо тесно сплотиться с нами, изучать теорию научного централизма, выстраивать свою работу в русле формирования кадрового потенциала Партии Научного Централизма. Мы все бывшие советские люди, братья и должны работать сообща.

Январь 2022
Написать
автору письмо
Ещё статьи
этого автора
Ещё статьи
на эту тему
Первая страница
этого выпуска


Поделиться в соцсетях

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
№1 (71) 2022
Новости
К читателям
Свежий выпуск
Архив
Библиотека
Музыка
Видео
Наши товарищи
Ссылки
Контакты
Живой журнал
RSS-лента