О высшем образовании
Для молодых людей становится всё более очевидным, что буржуазное государство в некотором смысле пытается ограничить доступ к высшему образованию.
Эта проблема тесно связана с автоматизацией производства и той формой, в которой происходит научно-технический прогресс при капитализме. Уже не раз мы слышали из уст буржуазных глашатаев, что сейчас слишком много людей с высшим образованием и не хватает людей рабочих специальностей. Спрашивается, почему в 21 веке человек должен отдавать предпочтение тяжёлому, монотонному труду, который можно заменить машинами?
Дело в том, что механизация и автоматизация производства в условиях господства рыночных отношений проводится исключительно в интересах прибыльности, в тех рамках, которые не угрожают господству капитализма и не доводят безработицу до угрожающих размеров.
Механизацией и автоматизацией управляет не общество, а слепые законы рынка. Если капиталисту дешевле нанять мигрантов и использовать самый примитивный ручной труд, чем внедрять и обслуживать робототехнику, то он так и поступает. Ему безразличны общественные интересы и потребности развития.
Труд при капитализме осуществляется через куплю-продажу товара «рабочая сила», а целью производства является не удовлетворение постоянно растущих потребностей общества, а прибыль.
Кроме того, в некоторых сферах производства внедрять машины вместо людей просто опасно для капитализма, ибо это приведёт к росту производительности, падению цен и усугубляет кризис перепроизводства. Отсюда целая череда сомнительных экологических законов, которые искусственно вздувают издержки производства, подстёгивая высокие цены и разоряя мелкий и средний капитал.
Либералы заостряют внимание только на том, что в начале технологического внедрения машины дают прирост прибыли за счёт роста производительности и разорения конкурентов. Однако они закрывают глаза на то, что вызванный автоматизацией рост безработицы снижает цену рабочей силы и приводит к откату от безлюдного производства вплоть до использования ручного труда. Типичный пример - службы комплектования, которые ещё в 20 веке активно автоматизировалось, а теперь вернулись к потогонно-конвейерным порядкам с широким использованием примитивного ручного труда.
Казалось бы, внедряй машины, увеличивай производительность труда и расширяй объем и номенклатуру производства до бесконечности. Но это при капитализме невозможно, потому что производство жёстко ограничено платёжеспособным спросом пролетариата, рынком сбыта. Однако либералы отрицают противоречия капиталистического способа производства и всё списывают на «неправильный народ», который не хочет переучиваться, или на «неправильное государство», которое не переучивает «неправильный народ».
Вместе с тем нельзя не отметить, что высшее образование при капитализме часто ориентировано на специальности, овладев которыми, человек не участвует в общественном производстве. В капиталистических странах весьма значительная часть трудоспособного населения не только не производит общественного продукта и национального дохода, но и вообще не участвует в общественно полезном труде. Большое количество рабочей силы расходуется без всякой пользы для общества. Так, огромные непроизводительные затраты труда связаны с конкуренцией, безудержной спекуляцией, неимоверно раздутой сферой рекламы. Сюда относятся пиар, менеджмент, маркетинг и прочие специальности.
В обществе первой фазы коммунизма (при социализме) будет сделано всё возможное для повышения научно-технического уровня трудящихся, а тяжёлый, отупляющий труд будет автоматизирован исходя из потребностей развития общества. Как это, например, уже делается в КНДР.
Ким Чен Ын поставил цель:
«Повышение уровня знаний всего народа до уровня научно-технических кадров имеет важное значение для превращения всех членов общества в трудящихся на интеллектуальном уровне интеллигенции, обладающих объемом знаний выпускника вуза, в полноправных участников научно-технического прогресса».
А какие цели ставит в сфере образования народа капиталистическое общество? Обслуживать корыстные интересы олигархии и громоздкую систему капиталистического рабства.