Как оно и ожидалось,
«борцы за демократию» возродили институт рабства и организовали невольничий рынок
Российские обыватели, имеющие, пока ещё, доходы в рыночной демократической РФ, обменяв рубли на доллары и, озолотив российские турфирмы, иногда, если повезет, осуществляют розовую мечту детства, едут посмотреть на Америку. Их не смущает, что очень трудно получить визу, что американские чиновники дотошно образом изучат, что делал их дедушка в 1917 году. Для них главное получить шанс сфоткаться на фоне статуи Свободы, потом ещё раз сфоткаться у такой точно статуи в Лос-Вегасе, а потом вернуться домой и делать вид, что они познали Америку, убедились, что это, практически, рай, даже в районе Брайтон-Бич. Правда, они не любят говорить и, даже, думать о причине, которая заставила их вернутся из царства свободы в РФ. Беседуя с такими россиянами, слышишь «я в Америке была целую неделю, теперь я все про Америку знаю».
В связи с чем и захотелось написать несколько слов относительно рабства в истории и в нынешней практике всех капиталистических стран, в том числе и Америки.
Для анализа явления - а именно, фактов существования в рамках капиталистических в целом отношений рабства, для нас важны следующие базовые тезисы:
- капитализм, равно как и любая другая формация, основанная на анархии производства, не может развиваться равномерно,
- любая эксплуататорская общественно-экономическая формация содержит в себе черты предыдущих формаций,
- эксплуатирующий класс в силу самого характера эксплуатации не остановится ни перед чем ради максимизации дохода.
Начнем с того, что рабовладение в США было отменено в 1865 г., в Бразилии - в 1888 г., а Германии в 1945 году, а кровавый процесс освобождение 96 процентов населения колониально зависимых стран, т.е. рабовладений Англии, Франции, Испании, Португалии, Бельгии продолжался с 1960 по 1975 год. Получается, что мировое сообщество просуществовало без европейской колониальной системы только десять лет: с 1975 г. до 1985, когда началась рыночная реформа в СССР и, следовательно, возрождение мировой рабовладельческой системы, но под эгидой США. Сегодня немного найдется стран Азии и Африки, где бы морпехи США не пытались бы установить господство американских монополий.
Что такое капиталистическая демократическая эксплуатация вообще? Это одна из форм присвоения человека человеком, а поскольку конкретный товар «рабочая сила» в каждом конкретном случае неотделим от человека, постольку присвоение этого товара есть присвоение и человека. Просто, классическое рабовладение это делает в наиболее варварской и откровенной форме. Поэтому рабство как таковое никоим образом не нарушает самую общую экономическую закономерность капитализма - присвоение чужого труда. Другое дело, что условия его существования в классических формах сузились, а эксплуатация перешла в другие формы и повысила свою эффективность. Поэтому мы, в условиях наиразвитейших капиталистических стран, где много лет господствуют самые раскапиталистические отношения, а рабство законодательно запрещено, то и дело видим это самое рабство, то там, то тут. Нелегальная торговля иммигрантами, проститутками, детьми, многочисленные формы долгового рабства (например, в Латинской Америке, которая вовсю клепает машины для европейских автоконцернов, собирает двигатели для американских авиалайнеров, которая основательно застроена добывающими и перерабатывающими заводами, уже второй век безуспешно борются с системой пеонажа1).
90% мексиканских мигрантов неквалифицированны даже по мексиканским стандартам. Средний срок обучения у мексиканцев от 25 лет и старше составлял 6,3 года, а у мексиканских нелегальных рабочих в США - только 6,2 года. Поскольку у многих мигрантов нет вообще никаких (даже поддельных) документов, они вынуждены искать рабочие места на теневом рынке труда. Страх ставит нелегальных рабочих-мигрантов в полную зависимость от их нанимателей. В 1995 г. в США рассматривалось дело о «потогонном» предприятии в Эль Монте (Калифорния), владельцы которого использовали труд не имеющих документов тайцев и латиноамериканцев за зарплату менее 1 долл. в час в то время, как минимальная почасовая оплата труда в США составляет 4,25 долл. В 1995 г. «New York Times» писала, что подобные «потогонные» фабрики открыто действуют в самом Нью-Йорке - там их насчитывается около 2 тыс., на каждом из которых работает не менее 20 и не более 50 человек.
Основным условием для многообразия форм эксплуатации является неравномерность экономического развития. «...Капитализм не был бы капитализмом, ибо и неравномерность развития, и полуголодный уровень жизни масс есть коренные, неизбежные условия и предпосылки этого способа производства.» - писал В.И.Ленин в работе «Империализм как высшая стадия капитализма». Многообразие условий рано или поздно создают локально такие условия, когда рабский труд, непроизводительный в целом, начинает быть мало того, что производительным, но и невероятно эффективным. Английский марксист Д.Уоддис, специализировавшийся на вопросах колониализма и постколониального империализма2 подробно исследует эти условия и способы, которыми империализм сохраняет условия для замедленного и регрессивного развития не только в рамках классической колониальной системы, но и после формального «национального освобождения». Да и сами новообразовавшиеся государства национальной буржуазии, не могут и не заинтересованы в искоренении капиталистической анархии производства. Закономерностью является то, что капитализм в значительной степени СОХРАНЯЕТ и приспособляет в своих целях докапиталистические способы эксплуатации в частных случаях, постольку, поскольку это предоставляет конкурентные преимущества. Зачем платить за рабочую силу, если можно получить БЕСПЛАТНУЮ рабочую силу, согнав в рамках феодальной повинности крестьян на ремонт дороги? В таком случае нет никакого смысла уничтожать сословные привилегии и вообще, надо беречь местных феодалов как зеницу ока. С рабовладельцами та же ситуация - бурские республики, романтизированные либеральными адептами капитализма как «борцы за свободу», яростно защищали, в том числе, и рабство, которое процветало в хозяйстве Трансвааля и районе Оранжевой реки. При этом бурские республики были нормальными буржуазными государствами. Просто в тех условиях раб был выгоден. Да, классические рабы не могут эффективно работать на заводе, но в Трансваале не было особых заводов, зато мотыгой надо было работать много - а для этого и раб сгодится. Неравномерность развития, ЗАКОНОМЕРНО сохраняющая область применимости рабства, создает объективную предпосылку для рабства. Работорговцы из ИГИЛ3 - это нормальные капиталисты, которые торгуют востребованным в хозяйстве товаром, а рабовладельцы - это такие же нормальные капиталисты, которые сумели максимизировать рабочий день до 24 часов в сутки и заключить бессрочный контракт без права одностороннего разрыва со стороны работника. При капитализме это не противоестественно, это закономерная часть его - когда кладешь плитку на стену, всегда приходится часть плитки подрезать, чтобы по размеру подошла. Вот локальные случаи рабства - это такой «обрезанный» капитализм, абсолютно необходимый там, где условия игры на рынке не позволяют иначе иметь максимальную прибыль.
Чернокожий раб выжил после наказания. США, Луизиана, 1863 год.
Субъективной же предпосылкой докапиталистических форм является полная и абсолютная бессовестность класса эксплуататоров, т.е. отсутствие любых мыслимых субъективных ограничений для обогащения. В отличие от распространяемых романтиками капитализма представлений, что рабовладелец - это психически ненормальный или очень отставший в социальном развитии человек, рабовладелец является полной психической и социальной нормой, рационально сравнивающий дебет с кредитом и делающий из этого вывод о том, что купить раба-рикшу дешевле, чем машину, а секс-рабыню - чем каждый день покупать проститутку. Попадая в условия капитализма, где рабы относительно дороги из-за общей дороговизны рабсилы, он будет вполне стандартным буржуа - что мы можем видеть на многочисленных примерах быстро «цивилизовавшихся» африканских царьков и арабских шейхов.
Современный невольничий рынок в Мосуле. Продажа рабынь «борцами с США» из ИГИЛ.
Стоит добавить, что сам факт запрещения работорговли в США и борьба с рабством в 19 веке был вызван отнюдь не моральными соображениями и даже не неэффективностью рабства - путем «борьбы с работорговлей» империалистические державы, в первую очередь, пытались исключить демпинг цен на рабочую силу в «молодых» буржуазных государствах (например, странах Латинской Америки, сельское хозяйство которых было в значительной степени основано на рабском труде) и установить некоторые «правила игры», в которой они будут гарантированными победителями. При этом в собственных колониях страны-борцы с рабством достаточно широко и расточительно использовали рабов вплоть до настоящего времени и продолжают это делать и сейчас, в ряде случаев юридически оформляя его как «наемный труд». При отсутствии всякой реальной возможности реализовать право на личную юридическую свободу в выборе хозяина (хотя бы в силу ли невежества или нищеты пролетария) граница между наемным рабством и классическим стирается полностью. Только конкуренция между капиталистами, взаимная подозрительность, боязнь, что обрушится хрупкая система поддержания рынка труда в капиталистическом мире на выгодном для основных игроков уровне позволяют нам иметь юридическое запрещение на рабовладение в законодательствах буржуазных государств.
То, что не требуется никаких рабовладельческих и феодальных пережитков, чтобы классическое рабство сосуществовало с рабством наемным, привычным европейцу, доказывает широкое распространение рабства в Европе, где давно, казалось, покончили с колониализмом и феодализмом. Канал «Russia Today» со ссылкой на правозащитную организацию А21 обнародовал данные о более чем 120 тысячах украинцев, которые с 1991 года попали в те или иные формы рабства4. Причем указываемые организацией тенденции в сторону увеличения доли «трудового рабства» в противовес сексуальному - это характерный показатель, что капитализм не уничтожает экономические условия рабовладения, но воспроизводит их как одну из форм реализации рыночной экономики, и эти формы отнюдь не готовы отмирать.
Условия эти будут отмирать только в том случае, когда на базе обобществления средств производства и планирования хозяйства будет уничтожен сам институт частной собственности - в том числе и на рабочую силу.
1. Пеонаж (от испанского peоn - зависимый крестьянин, батрак, буквально «пеший», «не имеющий лошади») - форма эксплуатации непосредственных производителей (преимущественно крестьян), основанная на превращении их в наследственных должников, находящихся в кабальной зависимости от помещика или предпринимателя. Система пеонажа продолжает еще сохраняться в отдельных странах Латинской Америки, даже являясь незаконной. Исторически встречались разные формы задолженности: землевладельцы иногда уплачивали налоги за крестьян, требуя отработки до внесения платы; иногда на чернорабочих возлагались обязанности по осуществлению перевозок, как в случае с китайскими иммигрантами в США 19-го столетия, когда они работали без оплаты до тех пор, пока расходы по их доставке не считались покрытыми. Подавляющее большинство таких рабочих никогда не было способно отработать первоначальный или последующий долг, который переходил на их потомков. Маркс характеризовал пеонаж как скрытую форму рабства, указывая что «посредством ссуд, которые должны быть отработаны и обязательства по которым переходят из поколения в поколение, не только отдельный рабочий, но и вся его семья становится фактически собственностью другого лица и его семьи» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 179).
2. Д.Уоддис «Новые теории революции», или его же «Африка. Причины взрыва».
3. Экстремисты из группировки «Исламское государство» официально вводят рабство. Об этом сообщает англоязычный сетевой журнал боевиков Dabiq. В рабов превращены езиды жители захваченных джихадистами поселений на северо-западе Ирака. Боевики утверждают, что рабство является возрождением древней традиции использования женщин в качестве военной добычи. Согласно данным ООН, экстремисты захватили в езидских деревнях несколько тысяч человек. По сообщениям западных и арабских СМИ, на контролируемых исламистами территориях процветает торговля людьми. Один их крупнейших невольничьих рынков организован в Мосуле.
4. Оригинал статьи: http://russian.rt.com/article/55055#ixzz3GkATsKZL. По словам юриста киевского отделения организации «А21» В. Ушаковой, «помимо внешнего рабства, на Украине есть ещё и внутреннее. Огромное количество людей боятся обращаться за помощью, чтобы не стать жертвами стереотипов и избежать осуждения… Если говорить о разделении на мужчин и женщин, то за последние пару лет статистика изменилась таким образом, что ежегодно 56% всех жертв, обратившихся за помощью, - это мужчины, пострадавшие от трудовой эксплуатации… Если же брать разделение по регионам, то для юга Украины очень характерно использование людей в принудительной проституции - это преимущественно Одесская и Николаевская области. Также эксплуатируют людей в сельском хозяйстве. Для Киева более характерна трудовая эксплуатация и принудительная проституция.»