Владимир Новак

Коммунист - олицетворение человечности

Данное заявление немало удивит добропорядочного современного обывателя. Ибо всей мощью буржуазной пропаганды в его голову глубоко вбито, что таковым может быть если не поп, то какой-нибудь демократический защитник каких-то прав и свобод. Однако разберемся в его сути. Как не покажется странным, но начать необходимо с напоминания, что мы есть люди, т.е. существа мыслящие. Именно это качество выделяет человека из животного мира, определяет его как собственно человека, позволяет ему активно воздействовать на свое бытие. Естественно, что в таком случае и вся жизнь людей должна бы строиться на этой основе.

Тем не менее, в реальном мире это далеко не так. Наиболее наглядный пример церковь, века борющаяся с человеческим разумом. И хотя сегодня она уже не сжигает людей за ум и знание, но и не сняла с него своей удушающей хватки. Здесь логично поставить вопрос, а можно ли тогда вообще относить церковное сословие к человеческому миру? Ведь оно не только отлучает человека от его решающего качества, но фактически уводит в мир животных, оставляя человеку лишь набор природных, т.е. животных, нужд и потребностей. О какой человечности или человеческой духовности, нравственности, морали можно говорить, ориентируясь на мир животных. Тем более некой образцовой, показательной. Разве что, быть образцом лицемерия и лживости. К примеру, когда патологические душители разума благословляют студентов на учение либо освящают космические корабли.

Однако гораздо губительнее для человеческого естества ныне заправляющий капитализм, который прямо перенес из природы в общество дарвиновскую борьбу за отдельное существование и выставляет это естественное состояние животных как венец человеческого развития. Или закон силы, бессердечие, индивидуализм, присущие капитализму могут быть признаны среди людей человеческими качествами? Но именно эти качества проповедует носитель капитализма - буржуазия, которая без зазрения совести возводит их на уровень человеческих, нравственных, морально оправданных. Борясь якобы за свободу и права человека, на деле она устанавливает свободу и право животного мира - свободу и право быть жестоким, свободу и право любить и видеть только себя, свободу и право эксплуатировать, обворовывать, унижать и даже убивать других людей, свободу и право делать беды людей источником собственного благополучия. Такие вот представления буржуазии о человечности, нравственности, морали и такое миропонимание она насаждает всему человечеству.

Однако это не случайное мировоззренческое заблуждение, с которым можно было бы бороться путем усовествлений и увещеваний отдельных нехороших буржуа быть честными, порядочными, добрыми и т.д. Что собственно и делают все буржуазные моралисты. Это объективный, естественный продукт буржуазных производственных отношений и буржуазных отношений собственности. Он определяется материальными условиями жизни буржуазного класса и возводится буржуазией в закон для всего общества. То есть такой порядок востребуется и порождается всем капиталистическим порядком жизни, он есть одно из основополагающих качеств этого порядка, его идеологическая подпорка. Потому никакие увещевания и поповские причитания здесь не помогут.

Не будем голословными. Основой утверждения капиталистического порядка является буржуазная частная собственность. Имена она устанавливает эксплуатацию одних людей другими, делит людей на рабов и рабовладельцев. Тем самым создает условия социального неравенства и несправедливости, порождает классовые антагонизмы, вносит ненависть, вражду, жестокость, эгоизм в отношения между людьми. Одновременно она разобщает людей, обособляет и противопоставляет их друг другу. Что наиболее существенно препятствует как общему развитию человечества, так и развитию человека в человеке. Человек есть существо общественное, а потому он только в обществе может развивать свою истинную природу. Индивидуалистический порядок капитализма прямо противоречит общественной природе человека и тем сковывает, задерживает, искажает его развитие. Все перечисленное отчуждает человека от человечного, лишает человека индивидуальности, извращает его суть. В обществе частной собственности человек не может проявить ни свою истинную самостоятельность, ни свою индивидуальность, поскольку в этом обществе самостоятельностью и индивидуальностью обладает капитал, а не человек, который обезличен. Потому и личностью в нем признается только буржуа, точнее буржуазный собственник, а свобода понимается лишь как свобода торгашества.

Вот что с людьми в таком обществе делает его фетиш - деньги. Словами Маркса:

«…деньги являются… всеобщим извращением индивидуальностей, которые они превращают в их противоположности и которым они придают свойства, противоречащие их действительным свойствам… Они превращают верность в измену, любовь в ненависть, ненависть в любовь, добродетель в порок, порок в добродетель, раба в господина, господина в раба, глупость в ум, ум в глупость». (Маркс, «Экономическо-философские рукописи 1844 года»).

То есть деньги представляют собой всеобщее смешение и подмену всех вещей, перетасовку и подмену всех природных и человеческих качеств, т.е. мир навыворот. Что именно так обстоит дело, подтверждает вся наша действительность. Истинные буржуазные «человечность», «духовность», «нравственность» наглядно отражаются в моральном уродстве ее «лучших» представителей - негодяев в политике, мошенников в экономике, лжецов в журналистике, извращенцев в искусстве, проходимцев в культуре, шарлатанов в науке и т.д. и т.п. Быт этой так называемой «элиты» есть воинствующая пошлость, вульгарная низменность и фарисейская фальшь, прикрываемые притворным лоском «добропорядочности» и «аристократической изысканности». А как бесстыдно она лицемерит и лжет со всех экранов и страниц, ханжески разглагольствуя о справедливости, гуманизме, чести, благородстве, патриотизме, правах человека, свободе, демократии. Но разве способен мало-мальски порядочный человек напоказ кичиться своим благополучием, когда миллионы соплеменников прозябают в нищете и бедствиях. Разве может он быть пассивным созерцателем их бед. Разве может он видеть верх, почти на уровне святости, благородства и великодушия в раздаче бесплатной миски похлебки в праздничный день.

Все сказанное не выдумка воспаленного воображения, а лишь констатация объективного, не надуманного и не сфальсифицированного, состояния реальной буржуазной повседневной действительности. Потому естественно и здесь задаться рядом вопросов. Насколько в таком обществе человек является человеком? Насколько правомерно выставлять буржуазию примером человечности, а ее духовность - вершиной моральности и нравственности? Наконец, насколько в таком случае подавляющему большинству небуржуазного человечества это все вообще нужно и не пора ли пресечь навязывание чуждых и претящих ему условий существования буржуазного класса. Ведь по большому счету буржуазный класс, как носитель приведенной «духовности», достоин не столько человеческого почтения, сколько презрения. Или, как минимум, жалости и сочувствия, ибо, по сути, он обделен всей полнотой подлинных человеческих чувств и проявлений жизни, поскольку ему недоступны ни настоящая дружба, ни любовь, ни уважение, ни даже радость свободного творчества. По сути, он просто духовно мертв, если всякая животная случка ему представляется любовью.

Однако пока относительно небольшой буржуазной части населения удается удерживать в обществе и свою частную собственность, и порождаемый ею порядок жизни, и свою насквозь порочную, бесчеловечную «духовность». Это вполне объяснимо. Ибо история всех доныне существовавших обществ двигалась в классовых противоположностях. И какие бы формы они ни принимали, эксплуатация одной части общества другою остается фактом, общим для всех минувших столетий. Поэтому неудивительно, что общественное сознание всех веков, несмотря на все разнообразие и все различия, движется в общих формах. На этой исторической основе буржуазия представление своих производственных отношений и отношений собственности, а вместе с тем и морально-нравственные нормы, выдает за якобы вечные законы природы и разума. Пугая обывателя, к примеру, тем, что уничтожение классовой собственности якобы ведет к уничтожению самого производства. В то же время история идей свидетельствует, что духовное производство преобразуется вместе с материальным, что рука об руку с разложением старых условий жизни идет и разложение старых идей. Сегодня разложение буржуазных идей, вслед за материальным развитием общества, достигло своего предела и на повестку дня становится их полная замена новыми, прогрессивными и человечными идеями. Буржуазия уже исчерпала себя, израсходовала и применила на практике весь запас идей, каким располагала, вплоть до самых последних выводов. Ее господство идет к концу. Буржуазная действительность, при которой, словами Лукреция, «кровью сограждан себе состояния копят и жадно множат богатства свои…», потопила все нормальные человеческие чувства в ледяной воде эгоистического расчета.

Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место всех существующих свобод одну бессовестную свободу купли-продажи.

Она лишила священного ореола все роды человеческой деятельности. Даже те, которые считаются почетными и на которые смотрят с благоговейным трепетом. Врача, учителя, поэта, артиста, ученого она превратила в своих платных наемных работников.

С семейных отношений она сорвала трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям. Современная буржуазная семья основывается на капитале, на деньгах и не надо далеко ходить, чтобы увидеть всю ее гнусность. Хотя бы при решении наследственных вопросов, когда в ход идут не только не знающие меры взаимные упреки, но яд и пуля. Буржуазные разглагольствования о семье, о нежных отношениях между родителями и детьми внушают отвращение своим лицемерием и ханжеством.

Из сказанного прямо вытекает, что в буржуазном обществе положение человека по сути не только не является, но объективно быть не может, человеческим, а буржуазная мораль и нравственность с человеческой точки зрения аморальны и безнравственны. Вытекает также то, что существующее состояние общества не явилось человеку неким чудесным образом. Оно создано им самим в силу обстоятельств навязанных ему природой и историей. То есть оно есть плод его жизнедеятельности и является не чем-то вечным, незыблемым, но исторически вынужденным и преходящим. В связи с тем и частная собственность, являющаяся лишь промежуточным этапом общественного развития, выступает не как неизбежное отчуждение человека от человечного, а как его самоотчуждение - отчуждение созданное самим человеком. Значит, во власти человека же такое положение устранить. Поэтому, коммунизм, упраздняющий частную собственность, есть подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека. Он есть, как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства достигнутого развития, возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному. Есть подлинное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком.

Объективно идущая концентрация и централизация населения, развитие коммуникационных средств вызывает оживление и усиление не только имущих, но и неимущих классов. Трудящиеся массы начинают чувствовать себя как самостоятельный класс. Это способствует их отделению от буржуазии и выработке собственных, свойственных им и их жизненным условиям понятий и идей, они начинают понимать противоположность своих интересов и интересов буржуазии. Выше говорилось, что вместе с условиями жизни людей, с их общественным бытием меняются и их представления, взгляды, понятия. Что уже в недрах старого общества вызревают элементы общества нового. Так сегодня утверждается коммунистическое мировоззрение, коммунистические идеи, мораль, нравственность, духовность. Идеи более прогрессивные, благородные, человечные. Идеи, присущие подавляющему числу землян. Коммунизм самым решительным образом порывает с унаследованными от прошлого отношениями собственности, а потому естественно, что в ходе своего развития он самым решительным образом порывает и с идеями, унаследованными от прошлого.

В то же время, уничтожением частной собственности он предоставляет каждому человеку необходимый общественный простор для его насущных жизненных проявлений. Самое важное в том, что коммунизм вводит людей в условия действительно человеческие. Если прежние общества были навязаны человеку природой и историей, то с момента, когда люди начинают сознательно творить свою историю и все прежние силы, доселе господствующие над историей, поступают под их контроль, т.е. имеют те последствия, которых люди желают, начинается собственно человеческая история человечества. «Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» (Ф.Энгельс, «Анти-Дюринг»). Открытие этого пути было положено Великой Октябрьской Социалистической революцией, которая, безусловно, является самым выдающимся событием во всей истории человечества. Кем в таком случае являются коммунисты, проложившие и прокладывающие человечеству этот путь в человечность. Ответ однозначен, истинными людьми.

Теперь о коммунистической духовности, морали, нравственности. Они основываются на том, что ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ ДРУГ, ТОВАРИЩ И БРАТ. По убеждению коммунистов это есть самое общее выражение, формула ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. Даже самые закоренелые приверженцы капитализма уже не отваживаются ее открыто оспаривать. Ибо противостоящее ей капиталистическое - человек человеку волк, давно не принимается большинством человечества. Здесь надо отметить наиболее существенное проявление лживости, лицемерия, двуличия буржуазной морали - несоответствие слов и дел. Когда на словах зовут любить ближнего, а на деле создают условия для вражды и ненависти между людьми. В свою очередь коммунисты не просто провозглашают свои нравственные принципы, но претворяют их в жизни. То есть у них слова не расходятся с делом, а подтверждаются делом.

Объективной материальной основой, создающей возможность практического воплощения принципов коммунистической духовности и нравственности является осуществление РАВЕНСТВА людей. Такого равенства, которое представляет не уравниловку в области личных потребностей и быта, а равное освобождение всех трудящихся от эксплуатации, равную отмену для всех частной собственности на средства производства, равную обязанность всех трудиться по своим способностям. Это есть настоящий человеческий порядок жизни равных и свободных людей.

На таком фундаменте строилась жизнь людей в СССР, формировалась личность нового, советского человека, формировалась новая, советская общность людей. Людей совместно познающих мир и совместно созидающих собственное бытие. Ярчайшими проявлениями чего стали, недоступные для буржуазных отношений и для самого буржуазного понимания, их товарищество, взаимопомощь, сердечность, великодушие, жизнелюбие, оптимизм, энтузиазм, устремленность в будущее. А их патриотизм, преданность и любовь к своей советской Родине испытал враг на полях сражений. Еще подчеркнем, в советском обществе были не просто провозглашены, но созданы, прежде всего, отменой частной собственности, такие отношения между людьми, которые позволили в полной мере раскрыться именно настоящим исконно человеческим качествам людей, позволили людям быть собственно людьми, позволили им жить и трудиться по-человечески. Поэтому советская система родила Стахановых и Королевых, Матросовых и Гагариных, Жуковых и Курчатовых, Черкасовых и Орловых, Станиславских и Бондарчуков…, в противопоставление буржуазным - Березовским и Ходорковским, Путиным и Тимошенкам, Жириновским и Черновецким, Чубайсам и Лазаренкам, Якубовичам и Макаревичам, Лолитам и Поплавским, Митковым и Познерам… Непременно надо отметить тот характерный факт, что если при советской системе к жизни вызывался творческий талант человека, например, Пугачевой или Табакова, то возврат к капитализму раскрыл их пошлость и низменность.

Поэтому исторический пример СССР, когда были востребованы, а потому и торжествовали коллективизм, дружба, товарищество, взаимопомощь, самопожертвование и т.д., нагляднейшее доказательство не только экономического превосходства советского строя, позволившего за несколько лет вывести отсталую страну к вершинам современного производства, но и его духовности, нравственности, морали. Во многом благодаря примеру СССР человечеству стало яснее, что эгоизм, праздность, жестокость и злоба не могут быть человеческими качествами, что они противоречат человеческому естеству, претят человеку, мешают его созидательной деятельности и препятствуют благополучию. Не может также признаваться человеческим стремление одних людей паразитировать на труде других, эксплуатировать других. Напротив, таковыми, безусловно, являются доброта, труд, дружба, взаимопомощь, которые соответствуют коллективистскому духу человека, его природной разумной и общественной сущности.

Человек только в обществе может развить свою истинную природу, а потому общество должно быть человеческим. В этом направлении ведут борьбу коммунисты. И опять вопросы - что может быть благороднее и нравственнее, чем сделать каждого человека человеком, позволить ему раскрыть все свои способности, сделать его личностью, свободной и равноправной. А разве не нравственно освободить человечество от рабства или вырвать его из мракобесия и нести ему знания. Как раз эти цели ставят себе коммунисты и именно на достижение этих целей направляют свои усилия. Все это, безусловно, позволяет определить коммунистов - носителей и созидателей коммунистического общественного порядка и нравственности, олицетворением человечности, благородства и высочайшей истинно человеческой духовности. Отсюда и глубокая справедливость требования Ленина к партии коммунистов - «коммунисты должны вести дело так, чтобы рабочие им верили, чтобы в партии они видели ум, честь и совесть нашей эпохи!».

Декабрь 2009
Написать
автору письмо
Ещё статьи
этого автора
Ещё статьи
на эту тему
Первая страница
этого выпуска


Поделиться в соцсетях

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
№1(26) 2010
Новости
К читателям
Свежий выпуск
Архив
Библиотека
Музыка
Видео
Ссылки
Контакты
Живой журнал
RSS-лента