Владимир Новак

Вставай, просвещайся, рабочий народ!

Довольно кровь сосать, вампиры,
Тюрьмой, налогом, нищетой!
У вас - вся власть, все блага мира,
А наше право - звук пустой!
Мы жизнь построим по-иному -
И вот наш лозунг боевой:
Вся власть - народу трудовому,
А дармоедов всех долой!

Эжен Потье, Интернационал

Глядя на волну митингов и прочих акций народного протеста, прокатывающуюся сегодня по всем континентам и странам мира, сразу обращаешь внимание на пестроту и многоликость их участников. Если взять для конкретности Россию и Украину, то тут часто в полном согласии стоят вместе и либеральный демократ, и ура-революционер, и насквозь продажный журналист, и скандальная телеведущая, и старушка с пустой кастрюлей, и шахтер с каской, и сельский богатей, и его же батрак, даже миллионер с бомжем. Конечно, внешне выглядит весьма впечатляюще, как якобы всенародное движение против несправедливостей жизни, объединившее в общем порыве буквально все слои населения. В то же время неизбежно становится вопрос, а что полезного это все может принести простым людям. Если, к примеру, взять недавний помаранчевый майдан на Украине, то кроме разочарования и дальнейшего ухудшения жизни он им ничего не дал. Поэтому разве не странно, по крайней мере, что сегодня люди опять идут на майданы, где с тех же трибун их зовут в бой те же «вожди», что и все предыдущие годы капиталистических переустройств. Снова на трибунах мелькают те же лица, снова они обещают все и всем. То же самое происходило и 5, и 10, и 15 лет назад. И что, за это время жизнь простых людей улучшилась?

Конечно же, нет. Пополнили свои счета только олигархи, банкиры и чиновники. Количество долларовых миллиардеров только за последние годы утроилось. Зато из карманов трудящихся предприниматели и чиновники продолжают вытягивать последние крохи: урезание зарплат, рост цен и тарифов, расширение платности образования и медицинских услуг. И это притом, что на каждом шагу и в каждом товаре только и делают, что пытаются нас обобрать. Неужели можно всерьез надеяться, что четвертое, после трех предыдущих провальных, явление Тимошенко во власть улучшит положение страны?

А возьмем сегодняшнюю Россию. Вот бывший ельцинский премьер «трогательно» изображает озабоченность бедами простого люда и вновь рвется его «облагодетельствовать». Вот бывший министр и губернатор гневно взывает «восстановить» демократию, а некая фаворитка нынешнего же режима машет ручонками, призывая этот режим к честности и порядочности. И т.д. и т.п. Как будто не эти люди стояли у истоков того положения, которое установлено сегодня в стране. Разве не они были идеологами и творцами тех отношений, которые сегодня господствуют в обществе? Ведь именно они еще совсем недавно с таких же трибун звали подобные же толпы громить «тоталитарный» режим и строить «цивилизованный», «демократический», европейский порядок жизни. Или разве не их выкормыши заправляют сейчас во всех наших республиках? Тогда наш народ, по неопытности, по неграмотности, по доверчивости, в наивной надежде на некую манну небесную их поддержал и… теперь имеет то, что имеет, но насколько надо оболваниться человеку, чтобы сегодня, когда социальная лживость, политическое жульничество, экономическая импотенция этих предводителей наглядно выявили себя в бедах всех наших народов, вновь идти на майданы по их призыву, где те же вожди-предводители, теперь уже в качестве якобы оппозиционеров и борцов за справедливость, вновь стоят на трибунах и поучают обездоленных ими же, их замыслами и деяниями, массы людей, как жить дальше. При этом нельзя не обращать внимания на то, что на митинги «народные» радетели не приходят пешком и не приезжают в трамваях, а прибывают и убывают в дорогих лимузинах, не из холодных и полуразрушенных квартир с пачкой макарон на кухне, а из фешенебельных замков и поместий, с собственными бассейнами, поварами и иными капблагостями. И именно здесь, как в капле воды, отражается вся их извращенная и корыстная суть, весь их подлинный жизненный интерес и движущий стимул. Отражается и их подлая гнусность, ибо свое благополучие они выстроили на бедах, за счет бед, миллионов обманутых ими людей. И вот теперь, ради всё того же личного корыстного интереса, и ничего иного, они нагло, невзирая на уже не раз доказанную в предыдущие годы собственную никчемность, вновь предлагают себя в качестве руководителей уже некоего «нового» будущего теперь-то уже, наконец, якобы подлинно «цивилизованного» общества с поистине настоящей «демократией». А люди, даже вполне сознавая происходящее, все-таки идут, гонимые бытовыми бедами, в слепой надежде на улучшение жизни, просто из потребности хоть как-то выразить свой протест существующим порядкам, они снова и снова выходят на майданы, снова и снова слушают лживые слова и пустые обещания политических проходимцев, обманщиков, банкротов, снова и снова наивно надеются на лучшее. В итоге лишь продлевая благополучие своих поработителей и собственные бедствования.

Тем не менее, ситуация небезнадежна, и во власти масс трудящихся ее изменить. Марксизм учит, что люди всегда будут оставаться жертвами обмана, если в происходящих событиях не научатся находить интерес тех или иных классов, не научатся видеть под покровом укоренившихся обычаев, политических интриг, мудреных законов, хитросплетенных учений - классовую борьбу, борьбу между всяческими видами имущих классов с массой неимущих, с рабочим классом, который стоит во главе всех неимущих. С этой позиции наши нынешние майданы, ведомые буржуазией и возводимые ею в некие «освободительные» «революции», несомненно, являют собой откровенно буржуазные движения. Даже имея по внешности «общенародный» характер, в существе своем они остаются буржуазными, выгодными и угодными главным образом буржуазии. Вся история свидетельствует, что, доверяясь подобным движениям, трудящийся человек всегда оказывается одураченным. Вспомним помаранчевый майдан на Украине.

Разве простым людям нужно такое движение, которое работает только на богатеев? Разве нужно движение, в котором голос простого человека вообще не слышен? Прежде всего, не слышен самый главный голос современного общества - рабочих, трудом которых это общество живет. Или голоса каких-то собчачек с каспаровыми важнее? Конечно же, нет. Но ведь так будет всегда, пока в движение входят богатеи, пока в нем верховодят богатеи, поэтому главное, что должен уяснить всякий пролетарский участник майдана - нужен союз не с богатеями, а для борьбы с ними. И если уж идти на майданы, раз такой прием борьбы набрал силу и популярность в наше время, то своей организацией, со своими требованиями и предложениями. Задача состоит в том, чтобы изменить ситуацию на майданах, чтобы трудящиеся сражались не за интересы буржуазии или ее отдельных кланов, а за свои собственные, чтобы трудящиеся не разделялись и не ослаблялись враждой, когда идут друг на друга, кто за тимошенок, кто за януковичей, а кто и вообще за каких-то «клычков». Каким образом? Марксизм отвечает: через сплочение пролетарской массы рабочим классом, через добровольный союз рабочих и бедноты для борьбы со всеми, кто живет чужим трудом.

Как бы не старалась буржуазная пропаганда «доказать», что рабочий класс сегодня ушел с политической арены и никогда не поднимется на борьбу; как бы не казалось оболваненному этой пропагандой обывателю, что рабочий класс вообще «исчез», растворившись в общей массе населения; как бы не пыжилась буржуазно-демократическая интеллигенция и прочая либеральная публика выставить себя главной движущей и руководящей силой современного процесса общественного развития, но «отменить» историческую роль рабочего класса не дано никому. Дело здесь не в том, что являет собой тот или иной рабочий, и в чем он видит свою цель, а в том, что такое рабочий класс на самом деле и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать. Объективно вынужден, так как его цель и его историческое дело предуказываются его собственным жизненным положением, равно как и всей организацией современного капиталистического общества. Да, объединение рабочих в класс, в политическую партию постоянно разрушается конкуренцией между самими рабочими, террором буржуазной пропаганды, заказными ставленниками буржуазии и «искренними» невеждами, но, несмотря на все это, оно возникает снова и снова, становясь каждый раз сильнее и крепче. То позорное экономическое и социальное положение, в котором находятся рабочие, на которых гнет капитала отражается всего сильнее, неудержимо толкает их вперед и заставляет бороться за свое освобождение. То есть, пролетариат непосредственно вынужден к возмущению против бесчеловечности капитализма, против не поддающейся никакому приукрашиванию, абсолютной нужды, этого практического выражения капиталистической действительности. Вместе с тем, капитал собирает рабочих большими массами в крупных городах, сплачивает и дисциплинирует их, обучает совместным действиям. Таким образом, самые условия жизни толкают рабочих на борьбу, делают их способными к борьбе, создают из них могучую силу. Даже если сегодня их сила себя не проявляет в полной мере, это отнюдь не означает, что она не существует и, тем более, не означает, что так будет всегда. Ведь рабочие на каждом шагу сталкиваются лицом к лицу со своим главным врагом - классом капиталистов, ведут с ним постоянную борьбу и эта борьба делает их все последовательнее, решительнее, могущественнее. В этой борьбе, они неизбежно становятся социалистами, приходят к осознанию необходимости полного переустройства всего общества, полного уничтожения всякой нищеты и всякого угнетения. К осознанию того, что гнетет их капитал и что борьбу надо вести со всем классом буржуазии. Главное, к осознанию того, что никакое прочное улучшение их положения не может быть добыто для них другими, но что они сами должны добыть его, прежде всего посредством завоевания политической власти. А, став социалистами, они с беззаветной отвагой борются против всего, что стоит им поперек пути. Отсюда, само положение рабочего класса в общей системе капиталистических отношений делает его до конца последовательным борцом с капитализмом, делает передовым борцом за освобождение трудового народа. Именно это его положение выделяет рабочий класс из всей пролетарской массы, определяет ключевой движущей силой революционного процесса преобразования общества. Так что настоящая классово-революционная борьба нашего рабочего класса, который пока находится лишь в стадии восстановления после ревизионистских искажений КПСС и в ходе борьбы с оппортунистическими извращениями КПРФ-КПУ, еще только разворачивается. При этом его становлению способствует и сама буржуазия, которая в собственных междоусобных битвах, преследуя собственные интересы, вынуждена обращаться к рабочим за помощью и вовлекать их таким образом в активное политическое движение. Передавая тем самым ему элементы своего образования, т.е. вооружая против самой себя. Последний пример этому мы видели совсем недавно, когда Путин, теряющий былую силу, для своей поддержки начал политизировать рабочих.

Сегодня буржуазные СМИ, особо их цепные прихвостни - профашистские организации, вопят о неком подстрекательстве со стороны «левых» к революциям и изменениям общественного порядка. Но ведь очевидный факт, что классовая борьба идет непрерывно и присуща всем без исключения странам капитализма. Эта борьба не выдумана и не спровоцирована кем-то, и здесь нет никакого подстрекательства, т.к. это борьба огромного большинства людей за собственную благополучную жизнь и человеческое достоинство, против рабства, неравенства, несправедливости. Закончиться она может лишь установлением такого порядка в обществе, когда эти требования, не какие-то сверхъестественные, а простые человеческие, справедливые и абсолютно законные, будут осуществлены. Никак иначе. Вместе с тем и настоящие революции не делаются по заказу, а вырастают лишь тогда, когда миллионы людей приходят к выводу, что так дальше жить нельзя. С этой позиции подстрекатели как раз те, кто роскошествует в праздности тогда, когда подавляющее большинство народа бедствует и едва сводит концы с концами. Даже сейчас, в 21-м веке, капитализм постоянно убивает людей. Речь не о беспрерывных войнах, больших и малых, за «веру» и «демократию», за «права человека», «свободу» и т.д. и т.п., без которых современный капитализм уже просто немыслим, но «обычным» голодом, холодом, болезнями, плохим жильем, каторжным трудом. Разве всякие палатки для обогрева так называемых «бомжей», представляемые буржуазной пропагандой едва ли не пределом гуманизма, не есть издевательство над человеком, над всеми своими согражданами, которых имущие негодяи сначала обобрали до нитки, лишили жилища, выгнали на улицу, а потом «милостиво» обогрели, «одарили» куском хлеба, и… опять выбросили на улицу. Сколько только за эту зиму погибло людей? И не где-то в диких дебрях, а в богатой, «благословенной» и «цивилизованной» Европе. Точного количества мы не узнаем, т.к. только по Украине после балоговских «корректировок» число замерзших разве что не перешло ноль и не пошло в минус. Такие вот «благодеяния» по-буржуазному. Так кто есть подстрекатель?

Главной слабостью всех нынешних майданных и прочих протестных движений трудящихся является отсутствие в них самого самостоятельного, самого решительного, самого действенного, участия рабочего класса; только самостоятельный выход рабочих на все и всякие протестные акции придаст им последовательно демократический, последовательно решительный, последовательно революционный, последовательно победоносный характер. Ибо только рабочий класс может по-настоящему объединить пролетарскую массу и повести ее на уничтожение капитализма. Ни крупная, ни мелкая, ни либерально-интеллигентская буржуазия не могут сплотить вокруг себя на сколько-нибудь длительный период массы трудящихся и эксплуатируемых. Такое сплочение может и должен осуществить, своей организованностью, дисциплинированностью, бескомпромиссностью по отношению ко всем угнетателям и ко всякой несправедливости, рабочий класс. Не менее важно указать, что ни крупная, ни мелкая, ни либерально-интеллигентская буржуазия в принципе неспособны осуществить самый главный лозунг, фактически фетиш, своей современной политики - демократию. Если, конечно, понимать демократию в ее сущностном смысле - как народовластие, свобода и равенство людей, поэтому все их майданные воззвания о демократии и правах человека на деле лукавое лицемерие и беспардонная ложь.

Буржуазия, невзирая на обильно расточаемые заверения в «любви» к демократизму, фактически боится полной демократизации политического и общественного строя. Поскольку такая демократизация отдаст имеющийся строй в руки трудящихся, что, в свою очередь, неизбежно приведет к ниспровержению буржуазии и упразднению частной собственности, т.е. уничтожит ее господство. Поэтому буржуазный демократизм никогда не будет полным и всегда ограничивается лишь заменой у власти одной эксплуататорской группы другой эксплуататорской группой, в конечном итоге приводящей власть в соответствие с имеющейся экономикой. В свою очередь, только рабочий класс может быть, - и, по своему классовому положению, не может не быть - последовательным до конца демократом. Ибо он знает, что нет другого пути к социализму, кроме как через демократизм, через политическую свободу. Поэтому он стремится к полному и последовательному осуществлению демократизма ради достижения конечной цели, своего освобождения и социализма. Словами Ленина:

«Без политической свободы немыслимо ни полное развитие производительных сил в современном буржуазном обществе, ни широкая, открытая и свободная классовая борьба, ни политическое просвещение, воспитание и сплочение масс пролетариата. Вот почему сознательный пролетариат всегда ставит своей задачей решительную борьбу за полную политическую свободу, за демократическую революцию» («Демократические задачи революционного пролетариата»).

Говоря о мелкой буржуазии, которая сегодня фактически заправляет в майданных «революциях», надо помнить, что она двулична по самой своей природе, и, тяготея, с одной стороны, к пролетариату и к демократизму, она, с другой стороны, тяготеет к реакционным силам, пытается задержать историю, способна поддаться на заигрывания властей, идти на сделки с ними и продавать свой оппозиционный и революционный пыл за их подачки. Во всех своих битвах она вынуждена обращаться к пролетариату, призывать его на помощь, опираться на его силу, но всегда лишь для решения собственных, мелочных, корыстных задач. Еще Маркс отмечал, что мелкая буржуазия, далекая от мысли произвести переворот в обществе в интересах трудящихся, стремится лишь упрочить свое положение в своих собственных интересах, стремится к такому изменению общественных порядков, которое сделало бы для нее по возможности более сносным и удобным существующее общество. Именно такое движение мы имеем сегодня. Однако оно ни в коем случае не может удовлетворить пролетарскую массу, выход для которой не в частичном штопанье гибнущего режима, а в устранении имущих классов от господства, в завоевании государственной власти, в концентрации производительных сил в своих руках, поэтому борьба будет продолжаться, неизбежно выходя из-под контроля буржуазии и переходя на социалистический путь. По мере того, как трудящиеся массы все более будут осознавать, что вне социализма для них выхода нет. В ином случае ожидать каких-то серьезных улучшений своего положения трудовому народу не приходится. Разве что получить очередную пустяшную подачку, как-то установление веб-камер на избирательных участках.

Особо важным условием достижения конечной победы является соединение протестных движений с революционной теорией марксизма. При отсутствии этой связи или при отказе от теоретических положений марксизма пролетарское движение мельчает и необходимо впадает в буржуазность. В этом случае оно не может рассчитывать на серьезные победы, и обречено плестись в хвосте буржуазии, оставаться игрушкой в ее руках. Примером сегодня может быть Греция, уже несколько лет представляющая собой один беспрерывно клокочущий майдан. А результат? Даже реализуя руководящую и ведущую роль рабочего класса, греческие коммунисты никак не могут привести его к победе. Ибо просто не ставят перед ним классово-революционные цели, как это определено марксизмом, фактически ими охолощена суть марксистского учения, без чего невозможно настоящее победоносное пролетарское движение. Поэтому вся нынешняя, безусловно, самоотверженная и героическая борьба греческих трудящихся, в конечном итоге, выливается, и впредь будет выливаться лишь в смены буржуазных правительств и ухудшение положения трудового народа. Главная причина в том, что, требуя перемен и реформ, много и всяких, борьба трудящихся во главе с КПГ не ставит решающий вопрос - о переходе власти в руки трудящихся, т.е. она оставляет власть в руках буржуазии.

Отход от марксизма и его слабое усвоение не позволяют коммунистам, не только греческим, но вообще, правильно ориентироваться в происходящих событиях, не позволяют понять ни то, как и куда двигаются классы в настоящем, ни, тем более, как и куда они должны двигаться в будущем. Это ведет коммунистов к множеству стратегических и тактических просчетов, больших и мелких поражений. Теоретическая слабость сегодня характерна для всего нашего коммунистического движения, что проявляется в той массе всяческих «исследований», «рассуждений», «мнений», «взглядов», «выводов» и прочих «анализов», которые заполонили сейчас коммунистические издания и средства пропаганды. В их хаосе, малограмотности и откровенных глупостях если не откровенно губится, то теряется собственно суть марксизма. И причина не только в буржуазных происках, но и в собственной безответственности, лености, косности, порой даже непорядочности самих коммунистов. Особо здесь начала выделяться РКРП, которая вместо того, чтобы взять на себя, как наиболее серьезная на данный момент коммунистическая организация, ответственность и инициативу по развитию марксизма (!), по его очищению и приведению в соответствие со временем, скатилась до примитивизма ферберовых и пугачевых1, до прикрытия их теоретической импотенции и воинствующего невежества грязными инсинуациями и непристойными ярлыками, до анонимного нытья из-под забора. Вот и стоим на месте, несмотря на всю свою силу и внешнюю грозность выступлений.

Несколько слов о протестных маршах профсоюзов, которые представляют собой самостоятельное движение именно рабочих. Не основываясь на теории марксизма, они не смогут привести трудящихся к основательным успехам и победам. В то же время для коммунистов их борьба - одно из постоянных, всегда при капитализме существующих, во все моменты обязательных проявлений всего рабочего движения - служит базисом для организации рабочих в марксистскую партию, для сплочения и развития их классовой борьбы против всего капиталистического строя.

Чтобы до конца правильно оценить значение майданов и прочих массовых выступлений народных масс, необходимо не вводить себя в заблуждение, что их результаты зачастую незначительны. Надо всегда иметь в виду, прежде всего, их моральные и политические последствия. В связи с этим действительным результатом майданов является не получение некой подачки, а все шире и глубже распространяющееся объединение и самих рабочих, и всей пролетарской массы. Если на майданах рабочие и не смогут достигнуть решения своих классовых задач, то сделают самое важное для своей конечной победы дело - уяснят свои классовые интересы, займут самостоятельную позицию, с которой их не собьют демократические мелкие буржуа своими лицемерными фразами. Вместе с тем они будут привлекать к себе, включать в общую организацию, подчинять общепролетарской дисциплине все пролетарские, полупролетарские, наименее пролетарские, даже наиболее мелкобуржуазные, слои трудящихся, которые поворачивают к рабочим. Тут лозунг - привлечение их, налаживание воздействия на них, убеждение колеблющихся, использование нейтральных, воспитание, - обстановкой массового пролетарского влияния, - тех, кто отстал или только начал отделываться от «патриотически-демократических» иллюзий. Вести такую работу тем проще, чем больше развивается всяческая революционная активность, поскольку тем очевиднее становится пустота и бессодержательность словечек демократствующих буржуа и либеральствующих интеллигентиков.

Исходя из уже имеющегося майданного опыта, можно выделить несколько правил поведения на этих и им подобных акциях. Прежде всего, выходить на них собственными, пусть и небольшими, коллективами, т.е. объединенной силой, чувствуя поддержку друг друга, буквально сорганизовавшись в отдельный отряд с избранными самими командирами. Во-вторых, в каждом случае наряду с требованиями буржуазных демократов должны выставляться свои собственные требования. В-третьих, направлять недоверие масс сразу не только против прежней власти, но против будущей, против тех, включая нынешних союзников, кто хочет использовать результаты борьбы исключительно для себя. В-четвертых, не позволять отстранять себя от управления событиями. В-пятых, не позволять дурачить себя фразами о внесении раскола в якобы общее демократическое движение, т.к. успехи, которых должно достигнуть подобным независимым выступлением, неизмеримо важнее, чем тот вред, который может причинить их «самостоятельность». Конечно, в нынешних майданных условиях трудящиеся не могут предлагать чисто коммунистические мероприятия, но они могут и должны принудить демократов вторгаться в максимально возможное количество областей существующего общественного строя, могут и должны доводить до пределов требования демократов, которые выступают лишь реформистски, могут и должны превращать все требования в прямые нападения на частную собственность, на капитализм, на несправедливости и гнусности буржуазного порядка жизни.

Выступают вместе: Каспаров и Удальцов

То, что майданные бунты при всей их «общенародной» внешности являются буржуазными, организуются и ведутся буржуазией главным образом в ее интересах, понимают и сами их пролетарские участники. Однако при этом продолжают смиренно участвовать в них, поскольку никак не могут сбросить с себя вековое обывательское наваждение о ведущей роли элиты, интеллигенции, класса господ и не решаются признать ведущую роль рабочего класса, осознать его место в истории, а с тем и принять его руководство, чем фактически обрекают себя на продолжение покорного служения интересам своих угнетателей. Ведь никакое, даже самое «грозное», даже самыми «революционными» удальцовыми разрывание на майданных митингах портретов Путина не способно изменить капитализм, его хищническую и человеконенавистническую природу. Может это и напугает Путина, но не капитализм. Ибо ему здесь ничто не угрожает, поскольку нет даже намека на уничтожение его господства, а вся буржуазно-майданная «революционность» сводится лишь к штопке капиталистических порядков, к приспособлению этих порядков под пробуржуазные интересы. Что, безусловно, выгодно и капитализму, и буржуазии и всем ее демократствующим «революционерам». Так что, демонстрации с «героическим» разрыванием портретов отдельных буржуазных козлов отпущения, фактически, ничего кроме пустого подстрекательства, своеобразной современной гапоновщины, собой не представляют. Можно вспомнить нашу историю, когда первые российские борцы за демократию, сторонники окончательного утверждения в России рыночной экономики, не рвали портреты царей и вельмож, а прямо бросали в них бомбы. Намного ли это придвинуло дело освобождения пролетариев и крестьян от угнетения и мясорубки войн, развязанных буржуазией?

Политика индивидуального террора и, тем более, надругательства над бумажными портретами, не могла ничего привнести в дело политического образования масс. Поэтому Ленин и возвестил: «Мы пойдем другим путем!». Несомненно, что сегодня пора не только вспомнить этот победоносный путь, но и безоговорочно встать на него. Пока этого не произойдет, по майданам будут только сотрясать воздух, заваливать площади рваными портретами и стучать пустыми кастрюлями.

Март 2012
Написать
автору письмо
Ещё статьи
этого автора
Ещё статьи
на эту тему
Первая страница
этого выпуска


Поделиться в соцсетях

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
№2(33) 2012
Новости
К читателям
Свежий выпуск
Архив
Библиотека
Музыка
Видео
Ссылки
Контакты
Живой журнал
RSS-лента