Владимир Новак

О законах развития общества

Постановка вопроса

Общественные силы, подобно силам природы, действуют слепо, насильственно, разрушительно, пока мы не познали их и не считаемся с ними. Но раз мы познали их, поняли их действие, направление и влияние, то только от нас самих зависит подчинять их все более и более нашей воле и с их помощью достигать наших целей. Это в особенности относится к современным могучим производительным силам. Пока мы упорно отказываемся понимать их природу и характер, - а этому пониманию противятся капиталистический способ производства и его защитники, - до тех пор производительные силы действуют вопреки нам, против нас, до тех пор они властвуют над нами… Но раз понята их природа, они могут превратиться в руках ассоциированных производителей из демонических повелителей в покорных слуг. Здесь та же разница, что между разрушительной силой электричества в грозовой молнии и укрощенным электричеством в телеграфном аппарате и дуговой лампе, та же разница, что между пожаром и огнем, действующим на службе человека (Энгельс, «Развитие социализма от утопии к науке»).

Характернейшей чертой прорвавшихся ныне к власти буржуазных «демократизаторов-реформаторов», даже увенчанных всевозможными научными титула-ми, является их вопиющее невежество. Особо в вопросах общественного развития, в вопросах научного познания этого развития и возможности активного воздействия на него. Мало того, несмотря на обучение в советской школе и знакомство с трудами классиков марксизма, сегодня они с пеной у рта «доказывают» не подвластность общественной жизни людей каким-либо научным объяснениям, анализам и, тем более, управлению. Что ее развитие определяется не конкретными объективными законами, но некими стихийными, случайными или эмоциональными факторами, которые не могут быть познаны и применены в практике. Подобное невежество, посредством пропагандистского оболванивания (другим образом попросту невозможно «обосновать» такой абсурд), они тоталитарно внедряют в массы, ввергая тем в невежество все общество. Несмотря на то, что сейчас, в век бурного научно-технического прогресса, век освоения атома и космоса, компьютеризации и искусственного интеллекта, когда человек напрямую ставит собственный разум и его овеществленное воплощение - науку, себе на службу, превращая их в активный материально-созидательный фактор своей жизни, это не просто противоестественно или парадоксально, но прямо нелепо и преступно. Тем не менее, сами властвующие сейчас невежды пытаются не только игнорировать, «забывать» эти законы, но и «уничтожать», «заменять», «переделывать» и т.д. «исправлять» их. То есть пытаются конструировать общество просто, насколько позволяют умственные и образовательные возможности каждого, из собственной головы. И в том главная беда нашего современного общества, которое вернулось в царство хаоса и случайностей, рабской зависимости от этих случайностей. Торжество невежества лишило наше общество способности грамотно разбираться в происходящем, лишило возможности предвидеть ход событий и управлять ими, и потому вся далекая от науки, не согласующаяся с наукой, противоречащая науке нынешняя государственно-хозяйственно-политическая (и законодательная, и исполнительная) деятельность на деле представляет собой воинствующий авантюризм. Вследствие чего и все развитие общества, прежде всего, определяющее - экономическое, идет не по научным законам прогресса, а по законам хаотичности авантюризма, которые сводят всю работу лишь к подстраиванию под складывающуюся ситуацию, к решению отдельных мелочных сиюминутных выгод. Итог бесцеремонного произвола над наукой красноречив и нагляден - хаос и развал во всех без исключения сферах общественной жизни. И самое опасное - полное отсутствие каких-либо позитивных перспектив. Наше общество все более погружается в пучину хаоса и разрушения.

Особо наглядно пренебрежение объективными законами общественного развития, как сознательное так и неосознаваемое, просматривается в ходе всевозможных избирательных кампаний. В тех невероятных обещаниях, которые, в погоне за голосами избирателей, раздают избирателям невежественные и корыстолюбивые кандидаты. Уточняем - невероятные не от какой-то послеизбирательной «забывчивости» избранников, чем буржуазные пропагандисты «объясняют» последующее невыполнение всех этих обещаний и которую уже приучили обывателя принимать как нечто само собой разумеющееся и естественное (хотя непонятно почему невыполнение предвыборных обещаний естественно и ненаказуемо?), а от их объективной, сущностной неисполнимости. Подобные обещания дают и представители когорты правящего буржуазного класса, для которого ложь жизненно важна, и всякие алчущие интеллектуально-убогие прохвосты, которым кроме лживых обещаний нечего представить, и, что может вызвать некоторое недоумение, их так называемые «левые» «оппоненты». Такие обещания дает Симоненко, дает Мороз, другие «коммунистически-социалистические» кандидаты. Так, к примеру, один кандидат, без конца бравирующий своим академизмом и прогрессивностью, дообещался до того, что собирается избавить Украину от безработицы. И это при сохранении капиталистических отношений. Этот «ученый» от экономики не хочет признавать, а вместе с тем всех вводит в обман, что безработица - есть один из объективных законов функционирования частнособственнической капиталистически-рыночной экономики. Именно потому, являясь смертельным бичом для миллионов людей, она существует во всех, даже самых-самых развитых и цивилизованных, капиталистических странах. Но не оттого, что какой-то малограмотный буржуазный класс плохо хозяйствует или поддерживает ее искусственно. И уж конечно не оттого, что некая страна входит в Международный Валютный Фонд. Просто капитализм объективно не может существовать без безработицы и, что только с уничтожением этого общественного строя и заменой его строем социалистическим создаются такие новые общественные условия, которые делают возможным устранение из жизни людей безработицы вообще как явления. Это однозначно подтвердили и опыт СССР, ликвидировавший безработицу, и последующий возврат к капитализму, ее вернувший. Таким образом, избиратель попросту бессовестно обманывается бесчестным кандидатом, спекулирующим на его малограмотности и доверчивости. Неграмотному избирателю невдомек, что невыполнение обещаний заложено не в субъективных личностных качествах того или иного избранника, не в его, якобы, забывчивости, а в объективных условиях - объективных законах самого существования и функционирования той экономически-политической системы, которую этот избранник поддерживает.

В то же время глубоко заблуждаются те, кто видит в нынешнем торжестве невежества некую случайность или исторический казус. Марксистская наука учит, что всякая случайность есть форма проявления необходимости. И случайным любое событие представляется лишь до тех пор, пока не обнаружена и не познана та объективная необходимость, которая вызвала его к жизни. В общественной жизни такая необходимость определяется ответом на вопрос - а кому это выгодно? Думается, что без всяких колебаний можно утверждать, что ни человечеству в целом, ни отдельному человеку ничего кроме вреда невежество принести не может. Тогда кому? В современном обществе есть только один класс, который получает выгоду от невежества масс людей - класс господ и эксплуататоров чужого труда. Оговорим, что речь идет о невежестве в познании общественной жизни, ибо техническое и естествознательное познание, создающие новые технические открытия и несущие капиталистам прибыль, активно, даже революционно, развиваются ими. Хотя и здесь имеется множество фактов, демонстрирующих прямую зависимость развития науки и техники при капитализме от ее выгодности и прибыльности для капиталистов - капитализм стоит за новое, когда оно сулит ему наибольшие прибыли, но он стоит против нового, когда это ему прибылей не сулит. Общественная же наука, имеется ввиду наука истинная - марксистская, а не ее буржуазные извращения, со всей научной точностью и силой предрекает капитализму неминуемую смерть, и потому, естественно, никогда им принята не будет. Именно отсюда вытекает как непримиримость капитализма к марксизму вообще, так и его заинтересованность в невежестве масс людей. Капитализм вынужден использовать невежество масс людей в качестве своеобразной интеллектуальной узды для одурачивания этих масс, поскольку иначе чем ложью «оправдать» свое неправедное существование и «доказать» свою общественную целесообразность сегодня он не может, а просто верить в его бесстыдную ложь могут лишь отсталые, необразованные, невежественные люди. Пребывание масс людей в невежестве не только значительно упрощает управляемость ими, но позволяет в такой степени извратить их миропонимание, что делает возможным даже такую подлость, как эксплуатация человека человеком, представить неким благом, без которого само развитие общества, якобы, невозможно. Заинтересованность капитализма в невежестве угнетаемой им массы людей так сильна, что заставляет его идти на самое гнусное преступление перед человечеством - сознательное насаждение невежества. Сегодня капитализм не просто использует пока еще бытующую, исторически унаследованную общую невежественность людей, но целенаправленно организовывает ее внедрение и закрепление в массах. Не обучение, а невежество несет людям современный капитализм, ибо ему выгодно не учить людей, а держать их в невежестве, темноте и отсталости. Исключение, естественно, составляет сама имущая элиты и узкий круг ее интеллектуально-технической обслуги, которые получают полноценное современное воспитание и обучение.

Необходимость в невежестве масс присуща не одному капитализму. Она была необходима всегда и всем имущим (только и исключительно им!!!) классам. Однако характерной особенностью нашего времени, времени колоссального интеллектуального подъема человечества, который не дано остановить никаким временщикам, является то, что пребывание масс людей в невежестве становится не просто важным, но жизненно важным для капитализма. Сейчас господствующему капиталистически-буржуазному классу для удержания в повиновении эксплуатируемые классы уже мало только грубого физического насилия его государства. Все более существенным для него сегодня становится насилие интеллектуальное. Для решения этой задачи буржуазией создана целая индустрия тотального оболванивания, дебилизации, оживотнивания как каждого отдельного человека так и общества в целом. Тут не нужны особые доказательства и достаточно просто просмотреть нынешнюю буржуазную «просветительски-образовывательную» продукцию, чтобы понять, что нацелена она не на возвышение и развитие человека, но на превращение его в животную безмозглую тварь. Что на телевидении, что в прессе, что в любых «культурно»-массовых мероприятиях. Сама культура вместе с искусством превращены в рассадник безвкусицы, непристойности и бездарности (даже прославленный наш юмор свели к уровню кривляния дебилов). Той же цели служит и масштабно раскручиваемый религиозный бум, когда орды черноризных мракобесов брошены на восстановление серьезно подорванного за годы Советской власти невежества. А целенаправленно создаваемые условия для вырождения всеобщего образования и деградации науки? Правительство России собирается прекратить финансирование сферы образования и науки из федерального бюджета. Отменяются льготы студентам. Государство снимает с себя обязанности по обеспечению студентов стипендиями и иными видами материального обеспечения. Министерство образования (!?) и науки (!?) предложило документ под названием "Концепция участия Российской Федерации в управлении госорганизациями, осуществляющими деятельность в сфере науки", согласно которому из 2338 существующих академических институтов предлагается сохранить только 100 - 200 "коммерчески рентабельных". На Украине для массового низведения общества в невежество приспособлено даже вроде бы законное и справедливое требование огосударствливания украинского языка. При котором игнорируется простое понимание, что любой язык в развитом обществе есть не только и не столько средство общения между людьми, сколько аккумулятор и носитель интеллекта этого общества. Исторически сложилось, что таким носителем на Украине стал русский язык, и потому необоснованный и неподготовленный отказ от него в сути является отказом от всего интеллектуального наследия не только русского и украинского народов, но и мирового культурно-интеллектуального наследия, аккумулированного на русском языке и пока очень мало отраженного на языке украинском. Поэтому вся «мовнопатриотическая» деятельность нынешних националистов на деле представляет собой разрушительную интеллектуальную диверсию против украинского народа. Характерным примером может служить открытое письмо (Львов, октябрь 2004 года) 12-ти львовских «литераторов», как они себя сами назвали, которые в русском языке усмотрели лишь «язык попсы и блатняка». В этом шедевре глупости, пошлости, дикости, абсурда отражены не только собственный уровень этих 12-ти интеллектуальных уродов и дикарей, но направленность всей «воспитательной» работы тех, кто спустил их на украинский народ и травит его ими. Всеобщее массовое оболванивание целенаправленно подкрепляется умышленным проталкиванием на передовые общественные позиции всего самого отсталого, бесталанного, пошлого и безнравственного, даже заведомых дураков, для создания в массах простых людей на этом фоне иллюзии их собственной, якобы, недоразвитости и неполноценности. Этот элемент хорошо высветился в последней президентской избирательной кампании на Украине, продемонстрировавшей, что даже претенденты на высший государственный пост не только не понимают происходящее, но зачастую не понимают просто смысла тех слов, которые сами произносят.

Тем не менее, остановить прогресс буржуазии, как бы ни старалась, не удастся. Развитие человечества и далее пойдет по восходящей.

Возвращаясь к общественной науке, обратим внимание, что у буржуазии такой науки нет вообще, а все что она выдает за науку в этой сфере всего лишь частные, разрозненные и случайные положения, пусть тщательно и глубоко разработанные. Хуже того, даже эти разработки зачастую направлены не на то, чтобы отыскать истину, но на то, чтобы истину опорочить и скрыть. Это не популистское заявление, а констатация факта. Оно обосновывается прежде всего тем, что никакая наука не может считаться собственно наукой, если не обладает целым рядом строго определенных элементов и качеств. Прежде всего, целостной системой объективных законов, которые определяют все важнейшие явления и процессы, происходящие в жизни общества, являются своеобразным инструментом познания этих явлений и процессов, что обусловливает фундаментальность и самостоятельность любой науки. Другими важнейшими составляющими подлинной науки являются четкая методология подхода к общественным процессам, обоснованные качественные критерии их оценок, определенная и упорядоченная терминология. Всем этим обладает лишь марксизм, который потому один только представляет собой единую, законченную, цельную научную систему познания общественного бытия, то есть является полноценной наукой. Вследствие чего только он один предоставляет человечеству возможность применить свои выводы как действенное орудие в процессе дальнейшего познания и в практическом использовании приобретаемых знаний, он один предоставляет людям возможность научного предвидения и активного управления своей жизнью.

К.Маркс первым обосновал и сформулировал законы жизни человеческого общества. Применив истинно научный подход, он сумел состыковать все уже имеющиеся отдельные разрозненные элементы общественных знаний и свести их в единую всеохватывающую систему понимания, определить основные тенденции прогресса человеческого бытия и таким образом сделать по-настоящему дееспособным материально-общественно-духовное творчество людей. Дополненная и углубленная последующими теоретиками марксистская наука составила основу нового общественного мировоззрения, мировоззрения научного, а потому созидательного и прогрессивного. Марксизм логически замкнул круг общей системы познания мира, дополнив исследования процессов природных исследованиями процессов общественных. Тем он предоставил людям возможность понять и объяснить собственное существование, позволил овладеть законами общественной жизни, позволил оседлать эти законы, превратить их из демонических повелителей в покорных слуг. Да законы общественного развития выявить гораздо сложнее, чем законы естествознания, поскольку они открываются не одиночным явлением или строго повторяющейся цепью явлений, а спрятаны в огромной массе многообразных и противоречивых явлений. Их невозможно ни обсчитать, ни измерить. Тем не менее, они определяются путем тщательного и глубокого изучения длительного исторического опыта, обобщением отдельных событий происшедших в течение какого-то периода времени, что и позволяет выявить закономерные тенденции их свершения. Несмотря на трудность познания законов общественной жизни, такой, внешне абстрактный, подход делает допустимым и возможным конкретное практическое их применение в интересах созидания, т.е. способен обеспечить вполне осязаемый материальный результат. Много подтверждений тому можно найти и в глубинах истории и в сегодняшнем дне. Так успехи большевиков в ходе революции 1917 года и последующих лет борьбы и созидания объясняются не их фанатизмом, случайностями или жестокостями, как то пытаются представлять буржуазные идеологи и пропаганда, а глубокой научной обоснованностью всех их действий и строгом следовании объективным законам общественного прогресса, в использовании этих законов в интересах общества. Именно здесь кроется ответ на вопрос: «Как и почему нищая и слаборазвитая страна превратилась в современную супердержаву?». В свою очередь, сегодняшнее банкротство и беспомощность «демократов-реформаторов» в решающей степени объясняется их невежеством и попытками решать общественные вопросы волевым произволом, игнорируя объективность законов общественной жизни и прогрессивного развития. Здесь наиболее наглядным примером могут служить трансформации экономики Западных областей Украины, которая была подтянута к современности научностью социализма и снова отброшена в отсталость произволом невежества.

Можно говорить, что в сказанном нет ничего нового и не стоит тратить время на дальнейшее повторение общеизвестных истин. Но это неправильно. Время все более удаляет нас от поры, когда люди Советской страны ставили разум на первое место. Сегодня пришли новые поколения, сознание которых изуродовано буржуазной мозгопромывочной машиной. Тем не менее, несмотря на все ее усилия, полностью вытравить объективно свойственные человеку устремления к познанию истины она неспособна. Как бы не изощрялась буржуазия, но ей не удастся опять превратить человека в животное. Сегодня, в период реставрации капитализма и торжества буржуазных порядков, для коммунистов важнейшей задачей продолжает оставаться воспитание трудящихся масс в духе марксизма-ленинизма, в духе его классовой революционности. КПРФ, КПУ и им подобные «коммунистические» партии парламентского типа от выполнения такой задачи откровенно отказались. Они окончательно порвали с марксизмом как идеологией рабочего класса и довольствуются всевозможными пробуржуазными идеологическими выдумками, вследствие чего на деле стали прямыми пособниками буржуазии. Мало того, они активно участвуют в буржуазной атаке на марксизм, извращая и опошляя его научные положения «собственными» «теоретическими» поделками и подделками под него. Потому систематическое напоминание и повторение так называемых «общеизвестных» марксистских истин, их последовательное и терпеливое разъяснение крайне необходимы как одно из лучших средств марксистского воспитания. Ибо недалеко то время, когда вновь будут востребованы, не побежденные, а пока лишь придавленные террором буржуазной пропаганды и ложью оппортунистических лжекоммунистов, его научно-теоретическая обоснованность и революционность его характера. Чтобы вновь повести рабочий класс к победам.

Наука против невежества

Обратимся собственно к законам науки, которые, будь то природные или общественные, - ключ к пониманию любых процессов, ключ к обузданию разрушительного воздействия слепых сил, ключ к подчинению этих сил и превращению их в покорных слуг человека. Человек способен не только познать законы, не только ужиться с ними, но и опираться на них в собственном созидании, применять и использовать их в собственных интересах. И человечество, безусловно, будет действовать именно таким образом, независимо от того, что кто-то не желает признавать либо их, либо сформулировавших их авторов. Чем раньше люди познают законы, чем глубже освоят их, тем раньше и полнее обратят слепые силы себе на пользу.

Вот как определяет отношение коммунистов к законам Сталин: «Марксизм понимает законы науки, - все равно идет ли речь о законах естествознания или о законах политической экономии, - как отражение объективных процессов, происходящих независимо от воли людей. Люди могут открыть эти законы, познать их, изучить их, учитывать их в своих действиях, использовать их в интересах общества, но они не могут изменить или отменить их. Тем более они не могут сформировать или создавать новые законы науки», (Сталин «Экономические проблемы социализма в СССР»). Но предварительно он уточняет, что нельзя смешивать «…законы науки, отражающие объективные процессы в природе и обществе, происходящие независимо от воли людей, с теми законами, которые издаются правительствами, создаются по воле людей и имеют лишь юридическую силу». Это уточнение особенно актуально сейчас для изобличения спекуляций нынешних политических жуликов и авантюристов, заверяющих общественную (избирательскую) массу, что они способны разработать, якобы, такие законы, которые выведут страну из развала, а людей приведут к благополучию. Чепуха и ложь, ибо в условиях капитализма никакие юридические законы не устранят ни безработицу, ни нищету, ни неравенство и т.д., что свойственно капитализму сущностно, т.е. является объективными законами его жизни, не зависящими от желания и воли людей. Да, юридические законы способны активно влиять на жизнь общества. Они могут помогать людям в развитии, но… лишь когда согласуются с объективными законами прогресса и опираются на них. В противном случае, когда вступают с объективными законами в противоречие, они становятся препятствиями, тормозящими и разрушающими развитие. Именно в этом марксистском положении кроется объяснение многим происходящим ныне процессам. Прежде всего, процессу всестороннего скатывания нашего общества в отсталость.

Для того чтобы уметь использовать объективные законы в повседневной практике, человеку необходимо научиться не просто их выявлять и фиксировать, но глубоко и полно представлять все объективные причины, условия их появления и действия, необходимо знать характер их проявления и действия, необходимо научиться разделять сферы влияния и возможные эффекты от проявления каждого, особенности существования и т.п. другие качественные характеристики. Не разобравшись как следует в этих вопросах, невозможно ожидать от своей деятельности серьезных и успешных результатов. Обобщая классиков марксизма, сделаем некоторые систематизирующие выводы, которые позволят со знанием дела подойти к пониманию и использованию законов общественного развития:

- законы обществоведения преходящи и зависят от конкретных условий состояния общества, прежде всего отношений между людьми в процессе производства и обмена результатами труда;
- законы обществоведения не уничтожаются и не создаются, а теряют силу или вступают в силу при изменении условий существующих в обществе;
- законы обществоведения поддаются познанию, а с тем и возможности использования в практической деятельности людей;
- познанные законы обществоведения могут быть использованы не только с узкой целью отражения объективной действительности, но с их помощью возможно предвидеть и прогнозировать будущее, определять главные направления грядущих изменений, чтобы сознательно устремлять общественное созидание в прогрессивную перспективу. Они же являются эффективными орудиями в достижении этой перспективы, ибо позволяют осуществлять активное научно обосновываемое управление ходом общественной жизни;
- законы обществоведения действуют комплексно, в единении многообразия. Это значительно усложняет возможность их практического использования, т.к. требуется тщательный анализ и учет одновременно многих составляющих (недоучет или выпадение одной способно привести к провалу всего дела);
- применение и использование законов общественной жизни происходит в условиях противостояния различных общественных групп, вызванного многообразием существующих в обществе интересов, представлений, индивидуальных склонностей, что приводит к конфронтациям и противоборствам.

Марксистско-ленинская система законов общественного развития позволяет производить глубочайшие исследования в любых вопросах жизни людей, делать обоснованные выводы и принимать целенаправленные конкретные решения. Она делает человека способным активно и плодотворно созидать собственное бытие, следуя курсом прогресса и максимальной полезности людям, успешно управлять процессом созидания, а не слепо тыкаться в поисках нужных решений и не плестись в хвосте случайных проявлений объективных законов. В то же время она представляет собой органический сплав отдельных систем законов свойственных докапиталистическим формациям, капитализму, социализму, коммунизму. Следовательно, она строится не просто по историческим эпохам, а по способам производства, характерным для определенных эпох и исследует каждый способ производства не только в неком завершенном виде, но в его возникновении, становлении, развитии и умирании. Поскольку наше общество вновь ввергнуто в капиталистическую формацию и в нем вновь господствует капиталистический способ производства, то и объяснение всем происходящим в нем процессам и событиям надо искать с помощью законов свойственных капитализму.

------------

Всякую оценку нашей современности надо производить руководствуясь и направляясь, прежде всего, требованиями основного экономического закона капитализма. Того закона, который определяет не какую-то отдельную сторону или какие-то отдельные процессы развития капитализма, но все главные стороны и все главные процессы этого развития, определяет существо капиталистического производства. Только это дает возможность понять весь процесс его противоречивого развития - его подъемы и спады, его победы и поражения, его достоинства и недостатки. В законченном виде этот закон сформулирован Сталиным:

«Обеспечение максимальной капиталистической прибыли путем эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путем закабаления и систематического ограбления других стран, особенно отсталых стран, наконец, путем войн и милитаризации народного хозяйства, используемых для обеспечения наивысших прибылей» (Сталин, «Экономические проблемы социализма в СССР»).
Не подлежит никакому сомнению, что лишь с позиции этого закона возможно полноценное понимание и объяснение всей капиталистической, и нашей современной, жизни, понимание и объяснение любого ее конкретного события или факта. Ибо именно максимальная прибыль является тем основным двигателем и приводным ремнем капитализма, который вызывает к жизни всякую его инициативу, пробуждает предпринимательство, толкает на самые рискованные шаги и даже прямые преступления. Именно погоня за максимальной прибылью лежит в основе всевозможных конфликтов и войн, вплоть до попыток завоевания мирового господства. Буржуазная пропаганда надрывается в заверениях обывателя о том, что капиталистические предприниматели только и озабочены его нуждами. Однако реальность безоговорочно свидетельствует об ином - в основе любой капиталистической инициативы лежит исключительно прибыль и не просто, а именно максимальная, поскольку всякий капиталист спит и видит не то, как облагодетельствовать потребителя, а то, как поболе набить собственные карманы.

------------

Другим важнейшим законом, обусловливающим понимание и объяснение происходящих ныне процессов, является открытый Марксом общий, т.е. определяющий все развитие человеческого общества, закон необходимости соответствия производительных сил производственным отношениям.

Обе эти стороны общего процесса производства всегда находятся в единстве, поскольку люди не могут привести в действие средства производства, не вступая при этом в определенные производственные отношения. В то же время они являются разными сторонами производства, отличаются друг от друга и по своему значению в производстве, и по характеру своего развития, и по своей роли в жизни общества. Наиболее подвижным элементом и ведущей стороной развития производства являются производительные силы, т.е. орудия труда, техника, развитие которых объективно, ибо люди всегда будут улучшать орудия производства, не думая о том, к какому перевороту в производстве это может привести. Таким образом, все развитие производства всегда обусловливается и начинается с совершенствования орудий производства, т.е. производительных сил. Однако и производственные отношения, т.е. отношения людей как друг к другу так и к производству в его процессе, не являются пассивным элементом производства, а оказывают на его развитие самое активное воздействие. Они способны либо ускорить это развитие, в случае их гармоничного соответствия с производительными силами, либо замедлить, в случае возникновения между ними противоречий. Поэтому постоянное поддержание соответствия между производительными силами и производственными отношениями есть то необходимейшее условие, которое обеспечивает прогрессивное развитие и самого производства, и человеческого общества в целом. И именно стремление установить такое соответствие всегда формирует, организовывает и приводит в движение все рвущиеся к прогрессу силы, бросает их против отсталости, определяя тем общее развитие человеческого общества. Череда смен общественных формаций, исторический ход их диалектического возникновения, становления, развития и гибели наглядно подтверждают это.

Закон необходимости установления соответствия объясняет и разрушение производства СССР. В данном случае имеется пример обратного - не прогрессивного, а реакционного, приведения в соответствие производительных сил с производственными отношениями. Вопреки трескотне буржуазных экономистов о том, что наше общество сейчас наконец-то стало развиваться, как и все «цивилизованное» сообщество, на, якобы, «прогрессивных» рыночных законах. Но разве можно признать прогрессивным разрушение уже созданных мощнейших производительных сил? Это свидетельство не прогресса, а дикости, варварства и отсталости. Марксистское объяснение заключается в том, что восстановленные в стране капиталистические производственные отношения, оказались не в состоянии освоить созданные при социализме и оставшиеся капитализму в наследство производительные силы. А потому, чтобы восстановить новое, свойственное уже новым условиям, соответствие между ними, капитализм был вынужден разрушить их, подгоняя под свои возможности, ибо это единственно доступный ему способ решения такой задачи. Этот пример показывает не только реакционность современного капитализма, но и прогрессивную силу социализма, общественные отношения которого позволили создать более мощные производительные силы.

Возвращаясь к нынешнему капитализму можно смело утверждать, что прогрессивный ресурс его производственных отношений исчерпывается и он все более начинает сдерживать, тормозить дальнейшее развитие человечества. Сам рост производства в развитых капиталистических странах, который сейчас постоянно держится около нуля, наглядно свидетельствует о том, что развитие остановилось и топчется на месте. В чем причина? Ведь невозможно признать, что люди в этих странах полностью обеспечены всеми необходимыми продуктами и им больше ничего не нужно. Что в силу этого возрастание мощностей производства не требуется и необходимо только поддержание его на каком-то уровне, обеспечивающем лишь восполнение материальных расходов. Невозможно также признать, что остановился научно-технический поиск увеличения производительных возможностей в их странах. Тем не менее, вопреки объективным потребностям людей и общества в целом, вопреки постоянному развитию технических возможностей, производство не развивается. Причина в том, что в современном капиталистическом производстве нарушилось соответствие его производительных сил с его производственными отношениями и обостряется противоречие между ними. Если сказать просто, то капиталистические отношения стали неспособны переваривать тот объем продукции, который способны произвести современные производительные силы. Вспомним основной экономический закон капитализма и поймем, что нацеленное на получение максимума прибыли производство регулируется не возможностью производить и не потребностями людей, а способностью на произведенном заработать. В силу этого капитализм определяет объемы своего производства не постоянно растущими и расширяющимися потребностями людей, не количеством и ассортиментом необходимых им продуктов, а лишь тем, что они могут у него выкупить, принеся ему прибыль. И если прибыли не предвидятся, то производство замирает. То есть сегодня, тот частно-рыночный механизм, на котором строятся капиталистические производственные отношения, оказывается не в состоянии обратить в прибыль всю массу продукции, которую капитализм способен произвести, и потому он останавливает производство, ограничивая его возможностями рыночного спроса. Сделаем ударение, не просто спроса людей-потребителей, а их платежеспособного спроса, что значительно сужает рынок для продукции капиталиста и тем вынуждает его сворачивать свои производительные возможности, подгоняя их под способность потребителя выкупить эту продукцию. В итоге, чтобы обеспечить максимальную прибыль, современный капиталист вынужден ограничивать и сковывать свое производство. Если он это не сделает или сделает не вовремя, то с объективной неизбежностью возникает кризис «перепроизводства», когда масса товаров оказывается больше, чем требуется рынку (не людям, а их способности покупать!) и товары не находящие покупателя создают их «избыток». В свою очередь, поскольку дальнейшее развитие капиталистического производства зависит от превращения в капитал всей массы средств производства, то, не находя возможности реализации продукции и получения нового капитала, производство останавливается. Абсурдность подобных кризисных ситуаций не только в том, что на складах бесполезно пропадает масса произведенной и необходимой людям продукции, но в том, что «…производители не могут потреблять, потому что не хватает потребителей» (Энгельс, «Анти-Дюринг»). Однако тормозящее действие капиталистических производственных отношений на общественное развитие тем не ограничивается. В подтверждение можно взять хотя бы утаивание капиталистами своих производственных и технологических разработок. Капиталистический рынок, наряду с развитием и совершенствованием производства, побуждает капиталиста и к сокрытию научно-технических достижений и исследований. В интересах сохранения собственной максимальной прибыли и прямо вопреки интересам людей капиталисты способны искусственно сдерживать технический прогресс, не допускать осуществления множества открытий и изобретений, что, безусловно, тормозит общий процесс развития общества и его производительных сил. Ради высоких прибылей капиталистов скрываются даже медицинские новинки. Или безработица, когда миллионы активных, сильных работящих рук и мыслящих голов попросту выбрасываются из производства. Что значительно и неразумно снижает производительные силы общества, т.е. сдерживает его развитие. Выбрасываются не потому, что не могут или не хотят производить и творить, но лишь потому, что не могут, в силу ограниченных возможностей рыночных капиталистических производственных отношений, добавить прибыли капиталисту. Мало того, само содержание безработных, которые фактически являются нахлебниками общества, есть прямое расточительство общественных, т.к. производятся всем обществом, материальных благ. Как видим, все эти реакционные, тормозящие, сдерживающие и затрудняющие прогрессивное развитие человечества воздействия являются для капитализма не некими досадными случайностями или результатом чьей-то субъективной нераспорядительности, но прямым следствием тех условий, которые объективно свойственны его производственным отношениям и не зависят от воли и желания ни капиталистов, ни их идеологов, ни купленных ими СМИ, ни от кого-либо еще.

Капитализм, чтобы сохраниться, естественно, ищет выход из создавшегося положения. И здесь сразу надо отметить тот характерный момент, что такой выход ему сегодня обеспечивают уже не его собственные, т.е. свойственные собственно капиталистическим отношениям, приемы и способы, а приемы и способы, свойственные следующему, более высокому, уровню общественных отношений - отношениям социалистическим. Скованный своими частнособственническими отношениями, капитализм, конечно же, не может применить социалистические способы полноценно (для того должна быть упразднена частная собственность на средства производства), а потому использует их частично, поэлементно, фрагментарно. Тем не менее, даже такое частичное применение социалистических способов хозяйствования помогает капиталистическому производству продолжать развитие. В то же время это наглядно демонстрирует и прогрессивность того общественного строя, который все свое хозяйствование строит на их использовании. Самым существенным приемом подгонки отстающих капиталистических отношений под требования времени (под неудержимо развивающиеся производительные силы) стал отказ от капиталистического принципа рыночного саморегулирования и обращение к систематическому государственному регулированию.

Возможность для такого перехода тоже возникла не случайно, не на голом месте и не чьим-то желанием. Согласно марксистскому учению, чтобы стало возможным их применение, должны были произойти определенные изменения условий существующих в обществе, которые бы вызвали к жизни новые законы и тем создали возможности для применения новых, в данном случае социалистических, способов хозяйствования. Кризис 30-х годов громогласно возвестил об исчерпанности прогрессивных возможностей капитализма и, показав несостоятельность его стихийного частнособственнического механизма, затребовал основательных усовершенствований. Именно в это время произошло зарождение государственно-монополистического капитализма (ГМК), когда буржуазное государство, фактически обобществив часть производства, частично создало условия для вступления в силу новых законов, прогрессивных законов обобществленной экономики, т.е. законов свойственных социализму. В наше же время ГМК развился в постоянно действующий механизм широкого вторжения государства в процесс капиталистического воспроизводства и без которого сам процесс капиталистического воспроизводства уже невозможен. Ныне буржуазное государство есть не только политический аппарат угнетения трудящихся. Оно действует не только в сфере надстройки, но и в экономическом базисе капиталистического общества. То есть началось предсказанное Марксом упразднение капитала как частной собственности уже в рамках самого капиталистического способа производства. Эту мысль дополнил Ленин, определив, что ГМК есть полнейшая материальная подготовка социализма. Как видим, классики марксизма сумели предсказать будущее развитие капитализма и сделали это не наугад, но на строго научной основе. Они спрогнозировали грядущее на основе открытых ими объективных законов развития общества, действие которых должно было привести и привело, объективно не могло не привести, капитализм к такому положению. Именно это позволяет ему сегодня использовать, частично, прогрессивную силу социалистических способов хозяйствования. Сейчас в руках современного буржуазного государства сконцентрированы значительные экономические ресурсы, посредством чего обеспечивается решение ряда важнейших задач общественного развития. Одним из наиболее существенных элементов прогрессивного хозяйствования стала возможность активного государственного регулирования и программирования своего развития. Пусть непоследовательно, незаконченно, противоречиво, но это позволяет капиталистическим странам стимулировать экономический рост, рационализировать структуру капиталовложений, совершенствовать отраслевую структуру своего производства, смягчать конъюнктурные и циклические колебания, не допускать перепроизводство и т.п. Государство программирует и берет на себя надлежащую постановку здравоохранения, социального обеспечения, общего образования, подготовку квалифицированных кадров, развитие и совершенствование инфраструктуры. Среди решаемых задач не последнюю роль играет боязнь обострения классовой борьбы. Все это смягчает противоречия, но отнюдь не устраняет их. Не будем заблуждаться и на тот счет, что все это пока работает в интересах капитализма. Как подчеркивал Ленин, введение планомерности в условиях капитализма не избавляет рабочих от рабства, просто капиталисты берут прибыль более «планомерно». Однако само возникновение, формирование, развитие и, безусловно, дальнейшее усиление именно этих прогрессивных, социалистических элементов последовательно и неудержимо готовит материально полный переход к новому способу производственных отношений - к социалистическим общественным отношениям.

Как видим, именно необходимость постоянного поддержания соответствия производительных отношений с производительными силами дотолкала капитализм до его нынешнего состояния. Она заставила, в виде напора объективных обстоятельств, капитализм изменять свои общественные условия таким образом, чтобы появилась возможность использования более прогрессивных способов хозяйствования. Мало того, эти изменения идут за счет и в ущерб собственно капиталистическим способам, не только дополняя их, но, подменяя и заменяя их. Что является еще одним подтверждением объективности общего процесса развития, его независимости от воли людей. Фактически, несмотря на то, что массы простых людей еще не осознали до конца свое социалистическое будущее, а капиталисты не желают осознавать, капитализм вовсю сам роет себе могилу. Не потому, что хочет этого, но потому, что не может двигаться иначе и обречен сам созидать собственную смерть. В этом случае закон соответствия производственных отношений производительным силам выступает как смертный приговор капитализму.

В дополнение. Сегодня в нашей жизни все большую значимость приобретает Евросоюз. С мечтой о вхождении в него у нас носятся буквально все, даже самые интеллектуально отсталые, политики. В то же время никто из них, да и вся буржуазная идеология в целом, не хочет признавать, что подобное соединение капиталистических стран - уже не только экономическое, но и политическое, на деле есть отрицание капитализма. Ведь, по сути, оно противоречит его индивидуалистическим законам, ибо ограничивает капиталистическую частную инициативу. И уж совсем не отдают они отчета в том, что Евросоюз вообще стал возможен лишь после образования ГМК, т.е., опять же, лишь после изменения внутриобщественных условий каждой из стран таким образом, которое привело к возможности вступления в силу новых, прогрессивных законов развития. Кстати, именно от степени масштабов и глубины изменений внутренних условий зависит отношение каждой из этих стран к вопросу европейской интеграции. Поскольку планы и устремления отдельных монополий часто идут вразрез с общими задачами капитала, то, следуя своим индивидуальным интересам, монополии создают для реализации общих задач серьезное сопротивление, что делает всякое капиталистическое объединение незавершенным, частичным, шатким. С этой точки зрения образцом международного союза является как раз СССР, в котором была создана единая законченная система объединения всего общественного производства. И как бы не изощрялись буржуазные идеологи доказать обратное, но им не опровергнуть объективность той истины, что именно реализованная в СССР модель социалистического объединения есть тот идеал всеобщего объединения производства и людей, путь к которому сегодня медленно и болезненно, преодолевая яростное сопротивление собственно капиталистических отношений, пробивает себе объективный ход развития человеческого общества. Именно к такой цели, в конечном счете, устремлен Евросоюз, хотя достичь ее в условиях капитализма никогда не сможет.

------------

И, наконец, еще один закон, без которого невозможно полноценное понимание и объяснение нашей современной жизни - закон неравномерности и скачкообразности развития при капитализме. Важность этого закона в том, что именно в сфере его действия находится возникновение практически всех конфликтов и войн капиталистического общества. Именно им обусловливается неизбежность постоянного противоборства и между отдельными капиталистами, и между целыми капиталистическими странами. Неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма, сила которого предопределяется объективными условиями капиталистического производства - погоней за максимальной прибылью, частнособственническим присвоением, стихийностью капиталистического рынка. По утверждению Маркса: «Всякое капиталистическое производство было бы вообще невозможно, если бы оно должно было развиваться во всех сферах одновременно и равномерно» (КМ, ФЭ, соч., т.26, ч.2, с.501).

Наиболее значимым следствием этой, объективно свойственной капитализму всеобщей неравномерности его развития, является беспрестанная дифференциация сил в капиталистическом обществе, постоянное изменение их соотношения. Как между отдельными капиталистами и производствами, так и между целыми странами. Что, в свою очередь, неизбежно ведет к обострению отношений между ними, к усилению их противоборства. Суть в том, что устремленный в погоню за максимальной прибылью и гонимый условиями жестокой конкуренции, всякий капитал непрерывно и напряженно работает над наращиванием и совершенствованием собственных возможностей. В обществе в это время внешне все будто бы обстоит «благополучно», «стабильно», «спокойно». В строгом соответствии с утвердившимся когда-то ранее соотношением сил определены лидеры, установлены рамки и зоны влияния, иерархия грабежа, поделены рынки. Однако неравномерность развития исподволь, но неудержимо подготавливает новую дифференциацию сил и новых лидеров с ними в соответствии. Это может быть вызвано научным открытием, изобретением, технологической новинкой, даже каким-то природным катаклизмом. Поскольку в условиях капитализма никто из прежних лидеров и никогда не уступит свои позиции, а с тем высокие прибыли, добровольно, то новые лидеры вынуждены идти на конфликт со старыми, чтобы силой (иного способа дележа капитализм не признает) установить новое равновесие между распределением сфер влияния и новым соотношением сил, т.е. произвести передел. Все существование капитализма насыщено примерами подобных переделов. Больших и малых, открытых и скрытых, бескровных и кровавых. Их острота может достигать такого уровня, что способна привести не только к вооруженным конфликтам, но и к мировым войнам. Все это подтверждает тот марксистский вывод, что война для капитализма столь же неизбежная форма жизни, столь же законная, как и мир. Именно войнами за передел мира были и первая и вторая мировые войны. Вопреки всем выдумкам современной буржуазной пропаганды, которая всячески пытается скрыть истину и увести понимание от подлинных причин их возникновения, в частности объясняя причины второй мировой войны едва ли не личной неприязнью между Гитлером и Сталиным. Однако обратим внимание на тот принципиальный факт, что вторая мировая война началась не с войны с Советским Союзом, а с войны между капиталистическими странами. Что Германия, экономически поднятая Англией и США после разгрома в первой мировой войне с целью использовать ее против СССР, направила свои силы в первую очередь против англо-франко-американского блока. Это наглядно доказывает, что борьба капиталистов за рынки и желание утопить конкурентов, т.е. противоречия между ними, оказались сильнее, чем стремление уничтожить социализм в СССР. В дальнейшем, именно на использовании противоречий между капиталистическими странами, советское руководство сумело заставить капиталистов антигерманского блока вступить в коалицию с СССР против гитлеровской Германии. Сегодня ситуация сходна с предыдущей предвоенной. США, воспользовавшись многими факторами, включая и итоги второй мировой войны, фактически подчинили себе другие капиталистические страны и бесцеремонно пытаются устанавливать свои порядки в мире. Хотя внешне опять же будто бы все «благополучно» и относительно стабильно. Однако неправильно думать, что это навсегда, что европейские капиталисты равнодушно смотрят как американские капиталисты отнимают у них прибыль, что они смирятся с таким положением и будут без конца терпеть господство США. Верить в это, значит, верить в чудеса. Создание Евросоюза, как действенной контр силы экспансии американского конкурента, лучший ответ на такой вопрос. Со своей стороны и сама Америка поладить с другими странами не может, потому что между ними глубочайшая экономическая пропасть, потому что Америка богаче других. И если продолжить рассуждения, то вполне реальна ситуация, когда европейские капиталисты попытаются выйти из-под гнета США и силой (нет у капитала другого способа!) сломить их режим. Опасность новой мировой войны в таком случае весьма вероятна. То есть неизбежность войны, несмотря на всю ее кажущуюся сегодня нереальность, объективно сохраняется, ибо сохранены все объективные условия, которыми она может быть вызвана - капиталистические производственные отношения. Ведь для капиталистов нет такого преступления, на которое они не рискнули бы ради баснословных сверхприбылей.

Завершая вопрос, нельзя не напомнить, что именно на основе этого закона Ленин сделал вывод о невозможности одновременной победы социалистической революции во всех капиталистических странах и о возможности ее победы в одной отдельно взятой стране. Этот вывод был блестяще подтвержден как победой большевиков в 17-м году, так и последующими годами строительства социализма, когда Сталинское руководство страной, опираясь на этот закон, сумело в условиях злобно враждебного капиталистического окружения, организовать ее невиданный подъем. Используя, в том числе, помощь капиталистических стран. Сегодня, осознанно или нет, но именно его употребляет мировая буржуазия, усиливая политическую разобщенность между республиками СССР. Решая тем целый ряд важных для себя проблем. Не только экономических. В частности, в таком случае для отдельной Украины победа новой социалистической революции становится невозможной вообще, а для России значительно усложняется. Ибо, несмотря на то, что обе страны сейчас являются слабыми звеньями в цепи капитализма, однако для ее успешного разрыва и, тем более, для защиты от восстановления, несомненно, требуются их объединенные усилия.

Заканчивая, предложим грамотному читателю, который искренне хочет разобраться в происходящем, сравнить приведенные рассуждения, построенные на строгих и логичных научных положениях марксизма, с голословием «объяснений» наших нынешних буржуазных экономически-политических «авторитетов». Будь то в силу простого непонимания от невежества или в силу буржуазной заказанности, но основными приемами «доказывания» для которых остаются примитивная ложь и нахрапистое горлохватство. На сегодняшний день единственно марксизм является той до конца научной теорией, которая позволяет не только разобраться во всем многообразии происходящих событий, но и осуществлять осмысленное управление ими. Отрицая марксизм, отказавшись от марксистской науки, человек лишает себя возможности ориентироваться в стремительно развивающихся и изменяющихся ситуациях современной жизни, предвидеть ход их развития, воздействовать на них. С другой стороны, дальновидность и успешность деятельности всякого политика определяется его способностью максимально использовать научные достижения человечества в своей практике. Такой политик не тычется слепо в лабиринтах непонятных событий, а с полным пониманием, грамотно и активно созидает жизнь, действуя рационально, расчетливо, максимально полезно. Он владеет ситуацией, покоряет ее, а не рабски повинуется ей, плетясь у нее в хвосте.

Ноябрь 2004
Написать
автору письмо
Ещё статьи
этого автора
Ещё статьи
на эту тему
Первая страница
этого выпуска


Поделиться в соцсетях

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
№4(10) 2004
Новости
К читателям
Свежий выпуск
Архив
Библиотека
Музыка
Видео
Наши товарищи
Ссылки
Контакты
Живой журнал
RSS-лента