Анатолий Редин

О конкуренции

На первый, самый поверхностный взгляд, конкуренция - это борьба между людьми за что-то ценное, за доступ к каким-то важным условиям жизни и ресурсам.

Конкуренция в любом случае есть противопоставление людей. Что лежит в основе этого противопоставления? Прежде всего, какой-то интерес, пусть и выступающий в сознании обывателя в более субъективной форме желания, жажды обладания или потребления.

Возьмём пример. Допустим, Иван накопил денег, чтобы купить автомобиль. Иван превратился в участника рынка автомобилей. Несмотря на все санкции, войны и прочие преграды, рынок этот, в общем и целом, глобальный. Так или иначе цены на автомобили в одной стране воздействуют на цены на автомобили в других странах. Ушлые деляги всегда найдут способ купить дешевле, чтобы продать дороже, даже если для этого придётся везти товар через океаны и континенты. Стало быть, Иван стал конкурентом, во-первых, всем розничным продавцам автомобилей в мире, во-вторых, всем розничным покупателям автомобилей в мире. Конкуренция эта не прямая, как у торгашей на рынке, сидящих за соседними прилавками, или покупателей, стоящих напротив них, а опосредованная. Но, тем не менее, она играет роль в определении покупной цены товара и поведении Ивана. Кроме того, Иван стал прямым конкурентом всем покупателям на той территории, где он способен осуществить покупку авто без дополнительных усилий, и, соответственно, всем продавцам оттуда же.

Разница между вышеобозначенными участниками рынка огромная. Одни профессионально занимаются автомобилями, другие лишь на них ездят. Одни хотят избавиться от авто и получить деньги, другие - наоборот. Одной группе покупателей авто жизненно необходимы, для другой представляют собой лишь роскошь и излишество. Одна группа продавцов находится на грани разорения, другая процветает. И так далее. Но что у всех них, у продавцов и покупателей, общего, в чём они тождественны?

Пожалуй, кто-то скажет, что все они хотят совершить обмен. Однако и в этом они как минимум распадаются на две неравные группы, одни желают обменять деньги на товар, а другие, напротив, - товар на деньги. А вот по характеру самого обмена все участники похожи, так как стремятся совершить его с выгодой для себя.

Что такое выгода в аспекте товарно-денежного обмена? Любой маркетолог и шопоголик вам скажет, что выгода покупателя состоит в том, чтобы приобрести товар «ниже рынка», то есть по цене ниже среднерыночной для данного товара или данной группы товаров со схожими потребительскими характеристиками. Или проще: купить дешевле соседа.

Но здесь возникают нюансы, делающие данную формулировку шулерской. Во-первых, видимое покупателям ценовое предложение на рынке далеко не всегда отражает реальные отпускные цены, тем более средние. Товары часто выставляются по заведомо завышенным ценам для создания иллюзии их дороговизны и подстегивания спроса при проведении так называемых акций и скидок. Короче говоря, выяснить реальную «рыночную цену» не так-то просто. Росстат, например, каждый месяц рассылает своих агентов с формой для заполнения по магазинам, в результате получается, мягко говоря, странная картина средних цен. Во-вторых, схожесть потребительских характеристик почти никогда не означает одинаковость реальных потребительских качеств. Сами эти характеристики отчасти служат для прикрытия и маскировки информации о технологии производства товара, материалах, составе и тому подобных данных, по которым хотя бы опосредованно можно судить о том, как и как долго он прослужит, каковы его потребительские качества. Да и в целом средний покупатель не способен разобраться в таких вопросах, поэтому в среде «активных потребителей» получили огромную популярность различные обзоры, рекомендации и прочие дополнительные источники осведомлённости, которые, естественно, тоже неизбежно становятся средством маркетинга, то есть обмана.

Объективно-экономически выгода - это прирост стоимости в результате акта обмена. Если в результате покупки стоимость, как бы «материализованная» в автомобиле, окажется выше, чем та стоимость, которую выражала уплаченная сумма денег, значит, Иван совершил выгодную для себя сделку как участник рынка. Ясно, что такая ситуация является исключением, так как продавец в таком случае должен продать авто ниже себестоимости, а лучше ниже себестоимости производства. Это в огромном масштабе рыночных сделок происходит в крайне редких случаях. Но самое забавное, что поиск и достижение подобных сделок становится азартом для некоторых. Азарт этот, как вирус, заражает и тоже способствует искусственному росту спроса уже за счёт подтасовок и махинаций продавцов.

В общем, выиграть нашему Ивану конкуренцию у армии автопродавцов практически нереально. Но он может преуспеть в конкуренции с себе подобными покупателями, если купит дешевле других или хотя бы дешевле той цены, которая действительно средняя. Именно такая ситуация и подаётся как выгода. Но едва ли она таковой является. Если продавец весь день продаёт закупленные по 40 рублей яблоки со скидкой 50% по 100 рублей, а под закрытие прилавка отпустил двум-трём счастливчикам последние пакеты по 90 рублей, то для него они такие же олухи, как и остальные.

Притом следует понимать, что конкуренция не ограничивается финальным этапом купли-продажи товара. Конкуренция пронизывает всё «экономическое движение общества». Производитель конкурирует с банками, владельцами земли, если она ему не принадлежит, с продавцами оборудования, сырья, полуфабрикатов, закупщиками. Закупщики - с транспортными организациями и торговыми сетями и так далее. Количество различных экономических агентов и прочих огромно, и все они жаждут прибыли и наживы.

Именно частный интерес - то, что является тождественным для всех участников рынка, для всех конкурентов, действующих и потенциальных. Метаморфоза частного интереса состоит в том, что, с одной стороны, он есть у всех и он одинаков для всех (получить больше, отдав меньше), с другой - что его одинаковость есть не что иное, как всеобщая противоположность, противопоставленность людей.

Тем не менее, изображённые выше примеры конкуренции не выглядят чем-то чудовищным, лишь средством распределения при господстве предприимчивого меньшинства над уставшим и тянущим лямку большинством. Но весь фокус капитализма состоит в том, что при масштабировании этой автомобильно-яблочной войны всех против всех объективный закон конкуренции порождает чудовища нищеты, кризисов, войн, колониализма, терроризма и всех прочих уродств загнивающего империализма.

Маркс и Энгельс в «Манифесте» писали:

«Средства производства и обмена, на основе которых сложилась буржуазия, были созданы в феодальном обществе. На известной ступени развития этих средств производства и обмена отношения, в которых происходили производство и обмен феодального общества, феодальная организация земледелия и промышленности, одним словом, феодальные отношения собственности, уже перестали соответствовать развившимся производительным силам. Они тормозили производство, вместо того чтобы его развивать. Они превратились в его оковы. Их необходимо было разбить, и они были разбиты. Место их заняла свободная конкуренция, с соответствующим ей общественным и политическим строем, с экономическим и политическим господством класса буржуазии. <…> Возрастающая конкуренция буржуа между собою и вызываемые ею торговые кризисы ведут к тому, что заработная плата рабочих становится все неустойчивее. <…> Организация пролетариев в класс, и тем самым - в политическую партию, ежеминутно вновь разрушается конкуренцией между самими рабочими… Наемный труд держится исключительно на конкуренции рабочих между собой».

Это не значит, что между феодалами не было конкуренции, они только и делали, что вели бесконечные войны за земли - главное богатство своей эпохи. Как раз разорительная война ради подавления и уничтожения власти конкурентов на соседних землях - наиболее яркое и полное воплощение того же самого общественного отношения конкуренции, которое сегодня знакомо каждому продавцу и потребителю, поставщику и заказчику, банкиру и предпринимателю. Однако капитализм подстроил практически всё производство под рынок, капитализм вообще есть высшая форма товарного производства. Таким образом, конкуренция приняла новый вид, во-первых, она стала всеобщей, то есть теперь в ней участвуют буквально все люди как формально-юридически свободные субъекты, во-вторых, в ней выделились две стороны: экономическая, рыночная конкуренция и иная, в частности политическая и идеологическая.

Рыночная конкуренция признаётся основой капитализма и здоровым, благостным явлением, а политическая и идеологическая (религиозная, мировоззренческая, культурная и прочая) конкуренция как будто бы сама по себе, и в ней постоянно находят причины различных проблем и конфликтов. Скажем, сейчас группа империалистов во главе с США, так называемый коллективный Запад, ведёт войну с империалистической РФ. Но в буржуазной литературе и пропаганде сложно найти экономическую подоплёку обеих сторон, зато полным-полно сентенций о «западных ценностях» и «русском мире». Это наглядный пример того, как эти две стороны конкуренции искусственно разделяются для прикрытия реальных экономических мотивов.

Экономическая конкуренция - это то, что отличает капитализм, она является законом капиталистического способа производства.

Так, Энгельс говорил о конкуренции в своей ранней работе «Наброски к критике политической экономии» следующее.

«Так как частная собственность изолирует каждого в его собственной грубой обособленности и так как каждый всё-таки имеет тот же интерес, что и его сосед, то землевладелец враждебно противостоит землевладельцу, капиталист - капиталисту и рабочий - рабочему. В этой враждебности одинаковых интересов, именно вследствие их одинаковости, завершается безнравственность нынешнего состояния человечества, и этим завершением является конкуренция. Противоположностью конкуренции является монополия. Монополия была боевым кличем меркантилистов, конкуренция же - воинственным кличем либеральных экономистов. Нетрудно увидеть, что эта противоположность в свою очередь совершенно лишена содержания. <…> После того как либеральная политическая экономия сделала всё от неё зависящее, чтобы путём уничтожения национальностей сделать вражду всеобщей, превратить человечество в стадо хищных зверей, - ибо что же другое представляют собой конкуренты? - пожирающих друг друга именно потому, что каждый имеет, одинаковый с другим интерес, - после такой предварительной работы ей осталось сделать ещё на пути к цели только один шаг - разложение семьи. Чтобы достигнуть этого, на помощь к ней пришло её собственное милое изобретение - фабричная система. Последние остатки общих интересов - семейная общность имущества - подорваны фабричной системой и - по крайней мере, здесь, в Англии - уже находятся в процессе разложения. Стало совершенно обыденным явлением, что дети, едва ставшие работоспособными, т. е. достигшие девятилетнего возраста, тратят на себя свою заработную плату, видят в отцовском доме просто платное пристанище и дают своим родителям известное вознаграждение за стол и жилище. Да и может ли быть иначе? Что иное могло получиться из обособления интересов, лежащего в основе системы свободы торговли?

Раз какой-либо принцип приведён в движение, он сам собой пронизывает все свои следствия, независимо от того, нравится это экономистам или нет.

<…> Конкуренция отдельных лиц между собой, соперничество капитала с капиталом, труда с трудом и т. д. при этих условиях сведётся к соревнованию, основанному на человеческой природе и пока сносно разъяснённому одним лишь Фурье, - соревнованию, которое, с устранением противоположных интересов, будет ограничено присущей ему своеобразной и разумной сферой».

Ещё более исчерпывающее находим у Маркса:

«В мануфактуре железный закон строго определённых пропорций и отношений распределяет рабочие массы между различными функциями; наоборот, прихотливая игра случая и произвола определяет собой распределение товаропроизводителей и средств их производства между различными отраслями общественного труда. Правда, различные сферы производства постоянно стремятся к равновесию, потому что, с одной стороны, каждый товаропроизводитель должен производить потребительную стоимость, т. е. удовлетворять определённой общественной потребности, - причём размеры этих потребностей количественно различны и различные потребности внутренне связаны между собой в одну естественную систему, - с другой стороны, закон стоимости товаров определяет, какую часть находящегося в его распоряжении рабочего времени общество в состоянии затратить на производство каждого данного вида товара. Однако эта постоянная тенденция различных сфер производства к равновесию является лишь реакцией против постоянного нарушения этого равновесия. Правило, действующее при разделении труда внутри мастерской а рriоri и планомерно, при разделении труда внутри общества действует лишь а роstеriоri [задним числом], как внутренняя, слепая естественная необходимость, преодолевающая беспорядочный произвол товаропроизводителей и воспринимаемая только в виде барометрических колебаний рыночных цен. Мануфактурное разделение труда предполагает безусловную власть капиталиста над людьми, которые образуют простые звенья принадлежащего ему совокупного механизма; общественное разделение труда противопоставляет друг другу независимых товаропроизводителей, не признающих никакого иного авторитета, кроме конкуренции, кроме того принуждения, которое является результатом борьбы их взаимных интересов, - подобно тому, как в мире животных bеllит отпiит сопtrа отпеs [война всех против всех] есть в большей или меньшей степени условие существования всех видов. Поэтому буржуазное сознание, которым мануфактурное разделение труда, пожизненное прикрепление работника к какой-нибудь одной операции и безусловное подчинение капиталу частичного рабочего прославляется как организация труда, повышающая его производительную силу, - это же самое буржуазное сознание с одинаковой горячностью поносит всякий сознательный общественный контроль и регулирование общественного процесса производства как покушение на неприкосновенные права собственности, свободы и самоопределяющегося „гения“ индивидуального капиталиста. Весьма характерно, что вдохновенные апологеты фабричной системы не находят против всеобщей организации общественного труда возражения более сильного, чем указание, что такая организация превратила бы всё общество в фабрику» («Капитал. Критика политической экономии»).

Борьба взаимных интересов, как в мире животных, - вот что такое конкуренция!

Апрель 2024
Написать
автору письмо
Ещё статьи
этого автора
Ещё статьи
на эту тему
Первая страница
этого выпуска


Поделиться в соцсетях

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
№2 (78) 2024
Новости
К читателям
Свежий выпуск
Архив
Библиотека
Музыка
Видео
Наши товарищи
Ссылки
Контакты
Живой журнал
RSS-лента