О карикатурах на коммунизм
В годы перестройки, в эпоху гласности и консенсуса, многочисленные издательства обрушили на советских людей мощный поток всевозможной литературы. Помню, как в нашей семье периодически по подписке помимо «Роман-газеты» и «Молодой гвардии» появлялись объемные связки заказанных книг. В одной из таких посылок оказался солженицынский «Архипелаг ГУЛАГ». Родители не осилили даже десятой части первого тома - слишком безграмотно, некритично и разнузданно писал новоявленный «классик» с бороденкой под Льва Толстого. Однако в отличие от родителей автор этих строк пересилил брезгливость и одолел-таки все без исключения унылые гроссбухи этого светоча кулацко-поповской литературщины. Иммунитет против антисоветчины был приобретен, а протест против невежества и глупости выразился в интересе к работам талантливых литераторов, прежде всего к произведениям В.И. Ленина. Так открылся мир еще более мощно, зримо и потрясающе.
Однако современность небогата действительными талантами. Большая часть буржуазной интеллигенции носит несмываемое клеймо либералов и ассоциируется с негибким зауженным мышлением. Меньшая часть представлена в основном националистическими деятелями, стоящими чуть выше либералов только лишь потому, что нещадно эксплуатируют достижения советской культуры и занимаются социал-шовинистической демагогией, близкой к мировоззрению необразованных слоев населения. Но есть еще одна категория интеллигентов - это так называемые «левые радикалы». Разговор пойдет о них.
Отличительной чертой «леваков» является страсть к литературной обломовщине. Данное комфортное времяпровождение в свое время очень емко и саркастично выразил Владимир Ильич Ленин: «Писатель пописывает, читатель почитывает». Отрыв от массы простых сограждан, слабое знание народной жизни и, следовательно, плохое владение всей глубиной понятий, выражаемых емко, конкретно и в то же время красочно простым доступным языком, порождают радикально-кликушеские бездарные сочинения под вывеской «левой культуры».
Несколько дней назад на интернет-сайте РКСМ(б) под заголовком «Когда спящий проснется» появилась перепечатка одного из таких текстов за подписью некоего komari. Повествование о буднях в одном исправительном учреждении, в котором победившие коммунисты занимаются перевоспитанием врагов народа, вызвало немало восторженных отзывов со стороны «левацкой» публики. Наиболее неистовые почитатели даже потребовали от редакционной коллегии перепечатать этот литературный перл в газете «Бумбараш». Трудно усомниться, что это не будет сделано, поскольку в данной «нормальной молодежной газете» частенько появляются подобные сочинения.
Ознакомившись с текстом, неприятно удивился безграмотной речи главных героев. По замыслу автора коммунист и офицер Лупехин предстает беспросветным солдафоном, который иначе как при помощи матерщины и примитивных речевых оборотов не умеет выражать свои мысли. Можно только удивляться, как поразительно отличается этот персонаж от Ивана Лапшина из романа Юрия Германа «Один год», и как точно повторяет злые антисоветские карикатуры клеветника Солженицына. Создается впечатление, что автор упивается дремучестью «героя штурма Кремля» и находит остроумным использовать его в целях перевоспитания олигархов и жуликов, чтобы им жизнь медом не казалась. При этом забывает народную мудрость про бумеранг, который имеет свойство возвращаться. Пример Троцкого в этом случае очень характерен с той разницей, что вместо бумеранга он получил по голове знаменитым ледорубом.
Что касается других персонажей сочинения, то автор упивается фантазиями относительно того, как Анатолий Борисович пересказывает «Капитал»(?) Маркса, некто Юрий Михайлович героически добывает мед на пасеке, а некто «Михал Николаевич», носящий фамилию Саакашвили кашеварит на кухне. Несколько особняком от них присутствует некий Дмитрий Анатольевич, находящийся в затворничестве, которого автор уже успел произвести в президенты Российской Федерации, а затем в своих фантазиях разжаловать и избить. А от Владимира Владимировича не осталось ничего, кроме мокрого места. Именно так должен выглядеть ужас большевистских исправительных учреждений.
Подобные жизнеописания наводят вдумчивого читателя на очень грустные размышления. Выходит, что «Капитал» - это отнюдь не снаряд, пущенный в голову буржуа, отнюдь не вершина творчества и дело всей жизни Карла Маркса, а всего лишь большая толстая книжка, пригодная для перевоспитания жуликов? Подобное зубоскальство демонстрирует высокомерное поверхностное отношение к работам классиков, что является очень распространенным явлением среди современных «левых». Для них серьезная книга - это унылое графоманство, которым надо не рабочий класс просвещать, а «психически корректировать» перевертышей. Конечно, сами обитатели учреждения не вызывают симпатий, но нужно ли устраивать из «утопления Ксюши Собчак» архи-«революционный» балаган? Подобный натурализм только подчеркивает полное отсутствие эстетического воспитания у автора (и редколлегии комсомольского сайта ), но в то же время ставит вопрос: неужели ради популярности одного из органов ЦК РКСМ(б) нужно опускаться до уровня выгребной ямы? Ведь есть же немало достойных произведений пролетарской культуры! Что касается формы, то она закономерно отстает от содержания и напоминает пресловутый «Архипелаг», а точнее - одну из солженицынских баек. Язык изложения у автора беден, фрагменты возникают бессвязно, и каждый по отдельности из них бледен. Подобные «литературные приемы» часто можно встретить у дилетантов, которые от скуки тешатся безжизненным сочинительством, выдавая свои творения за некую самобытность и оригинальность. Например, так поступали небезызвестные литературные власовцы вроде Войновича.
Возможно, кто-то возразит: не стоит драматизировать и сгущать краски, обидеть художника может каждый. Однако следует отметить, что приведенный текст не является единичным творческим эпизодом автора, которые во всей своей совокупности можно охарактеризовать как сознательную идеологическую диверсию. И очень плохо, что в комсомольской среде до сих пор распространена практика бездумного некритичного распространения откровенно антисоветских карикатур. Остается только надеяться, что на смену антиинтеллектуальной безыдейной литературщине рано или поздно придут достойные материалы, тем самым коммунистическая пресса будет служить не оглуплению и принижению своих читателей, а достойному идейному и культурному воспитанию. Литературной обломовщине не место в коммунистических изданиях.
P.S.: На что еще обратил внимание? Ах, да! «Солдатики» ... Не бойцы доблестной революционной армии, а «серая скотинка», как принято было говорить в царское время среди крепостников. Придет время, и вместо высокопарного слова «пролетариат» или «рабочий класс» в лексиконе проскользнет салонное «мю-ю-жи-и-к»...